Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Демидова, С. С. Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа» / С. С. Демидова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16859/ (дата обращения: 27.04.2024).



Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии мышления младшего школьника. Программа разработана на основании ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника учиться. Программа обеспечивает достижение следующих целей:

— развитие у обучающихся познавательных действий, планирование, систематизацию и структурирование знаний,

— использование математических представлений для описания окружающей действительности, формирование способности к продолжительной умственной деятельности, пространственного воображения,

— воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Отличительной чертой курса «Математика» в УМК «ПНШ» является то, что большое внимание уделяется изучению геометрического материала и изучению величин, при этом ребёнку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Но изучение арифметического материала остаётся стержнем всего курса, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса «Математика» можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий:

— арифметической (знакомство с вычислительными приёмами осуществляется при помощи алгоритма; изучение чисел и действий над ними);

— геометрической (пространственные отношения, геометрические фигуры);

— величинной (сравнение, измерение, зависимость);

— алгоритмической (обучение решению задач);

— информационной (работа с данными).

Важно подчеркнуть, что все указанные содержательные линии имеют достаточно много «точек пересечения». Линия по обучению решения текстовых задач является центральной для данного курса.

Систематическую работу по обучению решению текстовых задач начинаю со второго полугодия первого класса и осуществляю в следующей последовательности:

В первом классе учу детей работать с иллюстрациями и простейшими графическими схемами. Это помогает наглядно понять связь привычных окружающих вещей, представив их ввиде простой схемы для дальнейшего решения задачи.

Во 2-м классе переходим на краткую запись, схему (круговую, дуговую).

Решение простых задач на сложение и вычитание осуществляется с помощью схемы, составленной на основе диаграммы Эйлера-Венна.

Диаграмма Эйлера-Венна состоит из двух кругов, из которых один находится внутри другого. К привычной диаграмме добавлены три квадрата. Они предназначены для записи данных в задаче — чисел и искомого, обозначаемого с помощью вопросительного знака.

В 3-м классе ввожу числовую диаграмму, таблицы:

— полосчатые диаграммы, в которых числовое данное иллюстрируется с помощью длины горизонтальной полосы, являются для учащихся привычными и хорошо знакомыми, ведь они часто мелькают на экранах телевизора, познавательной литературе. С их помощью можно наглядно представить как процедуру увеличения, так и процедуру уменьшения.

— запись в виде таблицы также системна и информативна, не случайно она считается одной из простейших, но эффективных форм обработки данных. Таблица — это удобная форма отображения информации, между строчками и столбцами которой имеется смысловая связь.

В 4-ом классе при решении задач использую графическую схему, построенную на основе отрезка, таблицы. Прочитав данные, и оформив это кратко в виде схемы-отрезка, ученику легче справиться с решением задачи.

Хотелось бы отметить отличительные особенности учебно-методического комплекта по математике:

  1. Максимальное размещение словарей, справочников, рабочих тетрадей , которые дают возможность организовывать самостоятельную учебную деятельность детей. Эти пособия помогают ученику самостоятельно открывать и формулировать новые закономерности или правила при изучении нового материала.
  2. Единая система условных обозначений . В результате усвоения обозначений дети, не умея читать, с первых уроков самостоятельно работают с учебником. Так, например, одно из них предлагает школьникам внимательно рассмотреть рисунок, проговорить, что на нём изображено, другая читать по цепочке, третья – раскрасить или нарисовать картинку и тд.
  3. Единые герои и социально-ролевая игра. Герои, сверстники учащихся, задают вопросы, высказывают свои точки зрения при решении той или иной ситуации, что важно для вовлечения детей в процесс, при изучении нового материала.
  4. Постепенное введение терминологии и ее использование.
  5. Система взаимных ссылок между учебниками. У учителя есть возможность использования электронной формы учебника, обогащённого мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.

Всё это даёт возможность учителю формировать у учащихся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), позволяющие достигать предметных и личностных результатов.

Система заданий мотивирует учащихся на оказание помощи героям учебника, развивая при этом личностные универсальные учебные действия.

В 1-м классе предусмотрены элементарные задания, помочь определить героям, что находится слева, а что справа.

Во 2-м классе предлагаются задания с выбором одного из нескольких правильных ответов.

В 3-м классе предусмотрены задания, направленные на помощь герою узнать что-то новое.

В 4-м классе даются задания, которые предполагают продолжить ответ героя.

Для развития регулятивных универсальных учебных действий предусмотрена система заданий, направленная на проверку выполнения задания по правилу, с помощью таблицы, рисунков и т. д., при этом дети сами учатся контролировать свою деятельность по ходу обучения.

В 1-м классе предлагается проверить свое решение, например, по таблице сложения, или выбор правила, которое поможет выполнить задание.

Во 2-м классе — задания, которые предполагают проверку равенств путем вычисления.

В 3-м классе — проверка правильного решения задачи, с помощью составления обратной ей.

В 4-м классе — идёт усложнение, предлагается сформулировать задачу, в которой известны значения суммы и разности, а требуется найти два числа.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе математики помогают ребёнку научиться взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

В 1-м классе предлагается придумать задачу, решить её и записать ответ, предложить соседу по парте придумать похожую задачу с таким же ответом.

Во 2-м классе рассматриваются задания по составлению числовых равенств и неравенств, а соседу по парте предлагается их проверить.

Учащиеся 3-го класса составляют задачу, производят вычисления, записывают ответ и сверяют решение с соседом по парте.

В 4-м классе ввожу задания, направленные на то, чтобы ребёнок сам сформулировал задачу и предложил решить её соседу по парте.

Данный курс математики призван ввести ребенка в мир математических понятий и их свойств, развивая интерес к умственному труду, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Дополнительно написана программа «Готовлюсь к школьной олимпиаде» с целью помочь учителю в подготовке одарённых учащихся к математическим олимпиадам и конкурсам, заинтересовать сведениями о математике. Актуальность данной программы заключается в том, что она помогает обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации самым удобным и рациональным способом. На мой взгляд, это большое преимущество математики в УМК «Перспективная начальная школа» в рамках ФГОС НОО.

Литература:

  1. Чекин, А. Л. Математика. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл./А. Л. Чекин, Р. Г. Чуракова.- 2-е изд.,стереотип.-М.:Академкнига/Учебник, 2016.-112с.ISBN 978–5-494–01768–0. c.3–15.
  2. Чекин, А. Л. Математика [Текст]: 3 кл.: Методическое пособие / А. Л. Чекин; под. ред. Р. Г. Чураковой.-М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-224с. ISBN 978–5-49400–125–2. с.3–13.
  3. Чекин, А. Л. Математика. 2 кл.: методическое пособие/ А. Л. Чекин.-М.:Академкнига/ Учебник, 2015.-224с. ISBN 978–5-494–01174–9. с.3–10.