Осмысление инновационных процессов, происходящих в современном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Корнилова, А. Н. Осмысление инновационных процессов, происходящих в современном образовании / А. Н. Корнилова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16812/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор пытается осмыслить инновационные процессы, происходящие в современном образовании.

Ключевые слова: модернизация, стандарт, процесс, развитие.

Когда меня спрашивают о цели осмысления инновационных процессов, происходящих в современном образовании, о путях и направлениях развития современного образования, я сразу вспоминаю цитату, которую слышала на курсах: «Когда приходит ветер перемен, строй не щит от ветра, а ветряную мельницу…» и думаю, что лучшего начала пути к новому образованию не найти. Конечно, это все образно, но как верно сказано!

Все мы знаем, что процессы модернизации российского образования — это политическая и общенациональная задача, от решения которой зависит дальнейшее развитие всей страны. Цель модернизации образования — это создание механизма устойчивого развития системы образования на основе обеспечения современного качества образования. Успешная модернизация образования в России возможна только при том условии, если она будет основываться на сохранении его фундаментальности и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) вызвало много мнений, обсуждений, опасений и даже тревог у воспитателей и руководителей ДОУ. И часто приходится слышать от практиков высказывания, что из ФГОС ДО ушло обучение, есть только развитие, а если быть точнее, то ФГОС ДО задает направления и образовательные ориентиры в этом развитии. Но как же развивать?..

Долгие годы российская педагогика опиралась на идеи А. П. Усовой об обучении в детском саду. Обучение на организованных занятиях она рассматривала в контексте активной роли педагога, его непосредственного влияния на познавательную деятельность дошкольников, развитие детской активности. «Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию… оказывает на детей глубокое воспитательное влияние: развивает способности, интересы; расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике», — эти слова прекрасно перекликаются с идей обеспечения равных стартовых возможностей детей при переходе к новому уровню образования. При этом А. П. Усова подчеркивала необходимость жесткого учета специфики дошкольного возраста: «требование вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции, является особенно важным по отношению к детям дошкольного возраста. Планомерно воспринимать знания и умения дети могут только тогда, когда занятия интересны для них и вызывают положительное эмоциональное отношение. А это зависит от приемов обучения, от использования наглядности, действенности, красочности и образности» 4. Эти идеи созвучны современным требованиям, актуальны и сегодня. Тем не менее, термин «обучение» вдруг утратил свой статус. Что же произошло? Традиционно система российского дошкольного образования базируется на трех китах: культурно‐исторической теории Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории амплификации детского развития А. В. Запорожца. Содержание Стандарта полностью согласуется с этими концепциями. Всем нам хорошо знакома аксиома, выученная еще в педагогических училищах и вузах, — обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития» 1. Л. С. Выготский хотя и разводил понятия обучения и развития, подчеркивал, что в реальном взаимодействии с ребенком оба процесса неразрывно связаны, обогащают друг друга. Именно это единство и позволило в Стандарте обозначить развитие как основополагающий процесс, но развитие системное, которое позволяет через взрослого, образовательную среду и деятельность вывести психические процессы ребенка на новую ступень. Такое развитие неизбежно включает возрастно‐ориентированное обучение. Развивать ребенка мы можем, только работая в зоне ближайшего развития, а значит, обучение необходимо.

Я работаю в детском саду с 1988 года и знаю, что весь воспитательно-образовательный процесс был сведен к обучению, т. е. подменял собой школу. В подготовительной к школе группе у ребенка фактически не оставалось времени на игру, большая часть активности детей была посвящена занятиям. Объяснялось это подготовкой ребенка к школе. За нее ратовали и родители. Изучение их мнения, проведенное Л. К. Кротовой 2, показало, что 82 % родителей считают подготовку ребенка к школе в детском саду достаточно эффективной, однако, по мнению 65 % из них, эту подготовку следует дополнять занятиями с ребенком дома и на специальных занятиях в школе. И в конечном итоге страдает от такого, по сути школьного обучения, ребенок.

Каждый возрастной период характеризуется тем, что один из видов деятельности становится определяющим для психического развития. И для дошкольника это — игра. В ней ребенок познает мир, у него развиваются все психические процессы, формируется произвольность, удовлетворяются потребности в общении, примерке на себя взрослых ролей, в игре закладываются предпосылки следующей ведущей деятельности — обучения. В игровых методах напрямую реализуется идея обучения через развитие. Даже в дидактической игре первоочередной для ребенка является игровая задача. И знаете, на вопрос детям о том, что бы они выбрали их любимое занятие или какую-либо игру, дети всегда отвечают, что они хотят играть! А значит, прямого обучения, обучения «за партами» быть в дошкольном возрасте не должно. И именно этот акцент ставит Стандарт дошкольного образования, подчеркивая возрастные задачи развития, обеспечивающие возможность полноценного проживания периода детства 7.

Ребенок развивается только в деятельности. Это еще одна аксиома, которую мы усваиваем, работая в своей педагогической профессии. Обучение, естественно присутствуя в жизни дошкольника, происходит через ведущую деятельность — игру и другие значимые для дошкольного возраста виды деятельности: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкальную, двигательную и др. деятельности.

По выражению Н. Н. Поддьякова, современное обучение, должно быть «развивающейся интригой» 3, т. е. должно реализовываться в познавательных интересах и познавательной активности ребенка, должно создавать условия для каждодневных открытий. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира 2. Кроме этого, проектная деятельность позволяет активно включать родителей в жизнь ребенка в детском саду, расширяет границы их общения, которые сильно сужены в наш информационный век, обеспечивает сотрудничество с родителями. Вместе с тем проектная деятельность успешно объединяет возможности социализации и индивидуализации обучения, которые подчеркиваются в Стандарте. Каждый ребенок одновременно участвует и в совместной деятельности, и в реализации собственных идей, осознании своего отношения к исследуемой реальности, является активным субъектом образования и сам выбирает его содержание.

Обучение в системе дошкольного образования должно создать надежную основу для дальнейшего формирования компетенций уже в младшем школьном возрасте. Такой основой является не список умений и навыков, а способность понимать и анализировать реальность, готовность рассуждать, размышлять и думать, а не реализовывать готовые шаблоны или бездумно выполнять стандартные действия. Обучение в игре, обучение в процессе поисков и открытий, обучение через коллекционирование, обучение через общение со взрослыми и сверстниками, обучение с помощью информационно-коммуникативных средств, методов и технологий, позволяющих обогатить детское развитие, обучать ребенка через значимые для него виды деятельности. И при этом задача воспитателя — дать ребенку возможность жить полной жизнью и радоваться самому уникальному и неповторимому периоду жизни — детству!

Своё эссе я назвала «Посвящение» — посвящение педагогам, чей педагогический опыт и представления о путях и направлениях развития в образовании дошкольников мы знаем, используем и считаем даже сейчас актуальным. Ведь недаром есть поговорка о том, что все новое — это давно забытое старое. Закончить мне хочется стихотворением из творчества, к сожалению, уже ушедшего из жизни воспитателя, который работал в нашем детском саду, Фоменковой Натальи Алексеевны:

ВОСПИТАТЕЛЮ

Помни, кто ты — воспитатель!Друг, наставник и мечтатель.

Мыслить должен и творить, А еще детей любить

нежно-нежно, как их мама. Свой секрет скажу вам прямо:

не сидите вы на месте, а с детьми играйте вместе

в прятки, в куклы и в лошадки — будет все тогда в порядке.

Дети побегут гурьбой в детский сад, как в дом родной!

Не придется им скучать, только нужно их встречать

нежно, ласково, умело, уж такое наше дело!

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. — М.: 1956.
  2. Кротова Т. В., Позднякова Е. С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4.
  3. Поддъяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М.: Педагогика 1985.
  4. Усова А. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1981.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. От 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  6. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155).