Мотивация обучающихся на уроках английского языка и пути ее повышения
Автор: Коняева Валентина Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 15.11.2021
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Коняева, В. С. Мотивация обучающихся на уроках английского языка и пути ее повышения / В. С. Коняева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16744/ (дата обращения: 05.05.2024).
В статье автор пытается обозначить важность повышения мотивации обучающихся к изучению предметов на примере английского языка.
Ключевые слова: навык, иностранный язык, мотивационная сфера, формирование мотивов.
Говоря о состоянии современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют термин — VUCA мир. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Это связано с тем, что мир стремительно меняется и развивается. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, становится мало, чтобы стать успешным: для этого необходимы навыки нового тысячелетия.
Исследователи распределяют их на две группы: hard skills («твердые» навыки) и soft skills («мягкие» навыки). Для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют hard skills — «твердыми» навыками.
Что касается Soft skills, то их называют «мягкими» навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Они отличаются от профессии к профессии, но гораздо более универсальны.
Следует отметить, что развитие у обучающихся «soft skills» необходимы по логике ФГОС, так ключевые мягкие компетенции взаимосвязаны с требованиями стандарта, предъявляемым к образовательным результатам: личностные, метапредметные результаты; а также регулятивные, коммуникативные и другие УУД. ФГОС гласит, что «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики».
Мягкие навыки имеют более обширное понятие, ведь они необходимы ребенку не только во время обучения, но и в процессе всей жизни. Кроме того, переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению возможных проблемы с трудоустройством в будущем, ведь мотивированный человек с развитыми навыками всегда будет оставаться востребованным. Таким образом, в формировании таких навыков очень важную роль играет мотивация.
Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию, являются главной целью обучения иностранным языкам в школе.
Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.
Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 7 классе интерес значительно ослабевает, а к 9 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причин может быть много, но основная заключается в том, что учение — это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо, его можно только заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у обучающихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) — отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы , внешние побудители определенной деятельности, задача которых — вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов — это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Для достижения поставленных целей неотъемлемым инструментом становятся СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ, интерактивные, проектная деятельность, проблемное обучение, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, геймификация и т. д.).
В качестве стимуляции учащихся к познавательной деятельности на уроках применяются различные методы и формы работы: индивидуальные творческие задания; нетрадиционные формы уроков; разноуровневые задания; задания творческого и нестандартного характера; работа в группах и прочее.
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра, так как все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Проектная деятельность пользуется большой любовью у детей все возрастов, создавая свои работы, они всецело погружаются в изучаемый объект. И, безусловно, сложно представить полноценный урок без использования ИКТ: современных программ для проверки знаний, видеофрагментов по теме, интерактивных приложений.
В своей работе учителю необходимо придерживаться следующих принципов работы, которые способствуют повышению мотивации:
— Принцип новизны.
— Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся.
— Принцип доброжелательности
— Принцип неожиданности.
Использование таких принципов и педагогических технологий на уроках английского языка приводит к следующим результатам:
При совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. Они учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, осознают, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, развивают коммуникативные навыки.
Несомненно, положительной стороной в обучении иностранному языку для нынешнего поколения является открытость и доступность ресурсов на просторах сети Интернет. Сайты, видео, чаты, социальные сети сближают и позволяют знакомиться с людьми из разных стран, наблюдать за их культурой и общаться, тем самым мотивируя к изучению языка и предоставляя дополнительные возможности. Тем не менее, для многих учитель является тем самым локомотивом, который движет их и ведет в правильном направлении. Поэтому создание мотивирующей среды на уроках иностранного языка является важным пунктом в работе учителя.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Горячев А. Ю., Никитенко З. Н., Соловцова Э. И., «Обучение иностранному языку: поиск новых путей» — ИЯШ, 1989 г., № 1, стр. 13–19
- Бабинская Т. К., Маслыко Е. А. «Настольная книга учителя иностранного языка», Москва, Высшая школа, 1998 г.
- Бочарова Л. Н. «Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения», ИЯШ, 1996 г.
- Манилова М. Я. «Игра на уроке английского языка», 2007 г., № 1
- Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество России, 2010 г.