Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения / О. А. Калинина, Н. В. Алехина, Е. В. Бойцова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16741/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образовательных технологий, которые могут быть использованы для повышения эффективности учебной деятельности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, дистанционные технологии, QR-код.

В связи с пандемией COVID-19 во всем мире произошли большие перемены, использование интернет-контента вышло на новый уровень. Образовательные учреждения были вынуждены осуществить переход на дистанционный формат обучения и временно отказаться от традиционных форм очных занятий.

Дистанционное обучение (ДО) — образовательный процесс с применением совокупности телекоммуникационных технологий, имеющих целью предоставление возможности обучаемым освоить основной объём требуемой им информации без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе процесса обучения (который может проходить как в синхронной, так и в асинхронной форме) [1].

Таким образом, в современных условиях развития дистанционных технологий возможно обучение ребенка не только непосредственно по месту его нахождения (пребывания), но и на дистанции, что увеличивает диапазон возможностей получения уникального образования. Ведь становится возможным выбор преподавателя, программы обучения, расширяется спектр общения участников учебного процесса.

Хотелось бы выделить позитивные, рациональные возможности дистанционного обучения:

1. Индивидуальный темп выполнения обучающих упражнений, заданий.

2. Доступность обучения в любом уголке мира.

3. Мобильность, гибкость — можно получать образование в подходящее удобное время и в удобном месте.

4. Высокий уровень технологичности образовательных ресурсов.

5. Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

6. Повышение качества обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек.

7. Создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения)

8. Активное использование изображений, текста, звука и видеоряда в учебном материале существенно повышает качество усвоения новой информации.

9. Содействие развитию единого образовательного пространства на территории стран, где проживает русскоязычное население. [1]

10. Социальность и общедоступность. [2, с. 13]

Дистанционное образование имеет своеобразные методы и формы работы. Вот некоторые из них:

1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций.

3. Телеконференция (англ. teleconference) — метод проведения дискуссии и набор услуг, применяемый для коммуникации пользователей путём передачи и обработки текста, речи и видео на базе программно-технической среды.

4. Телеприсутствие — набор технологий, позволяющий пользователю, например с помощью специальных устройств (телеуправляемых роботов), получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения [3].

При внедрении дистанционного обучения в образовательную среду нами наблюдалось повышение уровня педагогической активности и компетентности родителей. Они становились равноправными участниками образовательных отношений, это способствовало:

— индивидуализации образовательной деятельности (родители и дети самостоятельно выбирают темп и очерёдность выполнения заданий);

— повышению информационной культуры (компьютер воспринимается родителями и детьми, не как игрушка, а как средство для получения знаний, информации);

— закреплению знаний, умений и навыков, которые дети получили во время очного обучения [4, с. 26].

На данный момент существует множество вариантов электронных ресурсов, позволяющих передать информацию участникам учебного процесса, получить обратную связь:

— электронная почта;

— приложения на телефоне WhatsApp или Viber;

— социальные сети;

— видео-конференции Zoom, Team, Skype;

— специализированные образовательные интерактивные платформы «Учи.ру», «Яндекс.Класс», «Яндекс.Учебник», РЭШ [5, с. 3].

Наряду с преимуществами в данном формате обучения, нами выделены недостатки:

— возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;

— малое количество методических материалов;

— низкая компьютерная грамотность учителей;

— установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;

— высокие требования к администрированию дистанционной школы;

— необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;

— высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;

— высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.

Таким образом, в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной и познавательной. Хотя существуют некоторые недостатки. Каким образом будут применяться дистанционные формы и методы взаимодействия зависит от уровня компетентности педагога.

Литература:

1. А. А. Артюхов. Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — Т. Выпуск 5. — С. 51. — ISSN 2303–9868. — doi:10.23670/IRJ.2021.107.5.111.

2. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. — 2009. — 272 с.

3. Материал из Википедии по ссылке Дистанционное обучение — Википедия (wikipedia.org)

4. Коротенков, Ю. Г. Дистанционное обучение в системе образования [Электронный ресурс] / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. — 2005. — Режим доступа: http://eb.arsu.kz:81/pdf/foreign-2005.pdf

5. Кондакова, М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. — М.: СпортАкадемПресс, 2005. –119 с.