Особенности формирования самооценки младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бойцова, Е. В. Особенности формирования самооценки младших школьников / Е. В. Бойцова, Н. В. Алехина, О. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16698/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье анализируется проблема формирования самооценки у младших школьников. Авторы считают, что самооценка способна к видоизменению на протяжении всей жизни, с каждым годом она может становиться лишь все более критичной и содержательной, но её основы берут начало именно с детского возраста.

Ключевые слова: самооценка, развитие личности, сензитивный период, модель поведения, Я-концепция.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Уже в младшем школьном возрасте ребенок начинает отделять себя от взрослого, в следствие чего возникает потребность в самостоятельном анализе своих мыслей, мотивов деятельности и непосредственно поступков. Самооценка закладывается и формируется именно в раннем детстве, определяет уровень стремлений и ценностей в жизни человека, характер его отношений с окружающими, что позволяет выстроить устойчивую модель поведения личности. Несмотря на то, что самооценка способна к видоизменению на протяжении всей жизни, с каждым годом она может становиться лишь все более критичной и содержательной, но её основы берут начало именно с детского возраста, поэтому данный период является наиболее сензитивным. Ребенок через познание окружающей действительности учится узнавать самого себя, поэтому проблема формирования объективной самооценки у младших школьников представляется наиболее острой в настоящее время.

Вопросам самооценки посвящено достаточно много исследований. Данная тема интересовала деятелей наук как в теоретических, так и в практических аспектах изучения, и она находит отражение в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. В. Захаровой, М. И. Лисиной, Л. Д. Столяренко, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова, В. С. Мухиной и др.; зарубежных исследователей Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Они рассматривают вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности.

Впервые термин «самооценка» ввел американский психолог и философ У. Джеймс в 1890 году. Он утверждал, что самооценка — это чувство собственного достоинства и удовлетворенностью жизнью, которое можно представить в виде дроби, где в числителе находится успех, а в знаменателе — притязания личности. [2, с. 86]

В психолого-педагогической литературе понятие «самооценка» раскрывается как важнейший компонент структуры личности. Она выступает как относительно устойчивое образование самосознания, а её основу составляет система личностных ценностей индивида.

В трудах отечественных психологов, таких как А. Н. Леонтьева,

С. Л. Рубинштейна и других, самооценка трактуется как личностный аспект, включенный в самосознание и показатель индивидуального его развития. [1, с. 54]

Образовательный стандарт (ФГОС) настоящего времени выделяет личностные планируемые результаты освоения основной образовательной программы. Это предполагает готовность личности в будущем открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, а также критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки и адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире. В формировании этих качеств у младших школьников важную роль играет способность учащихся адекватно оценивать свои возможности и достижения.

Лидирующей составляющей самооценки является «Я-концепция», которую описывал Р. Бернс в своих работах [4, с. 99]. «Я-концепция» является изменяющимся психологическим феноменом и обуславливается факторами внешнего и внутреннего образования. На формирование «Я-концепции» оказывает сильнейшее влияние социальная среда — семья, школа, и пр. Фундаментальным влиянием на сегодняшний день остается семья, так как значения опыта семейного взаимодействия передается в социум, и отражает в дальнейшем принятия себя и других. [3, с. 37]

Школьный возраст является критическим, или переломным, периодом, кризисом семи лет, который влечет за собой переход к новой социальной ситуации развития, выражающейся в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новая позиция «ученик», характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно-контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение. Поэтому возникает проблема между поведением ребенка в новой ситуации и его отношением к миру с новыми социальными требованиями. Отметим, что у младшего школьника недостаточно сформированы общие способности, формирование и развитие которых происходит в процессе организованной деятельности и общения. Внутренняя позиция ребенка проявляется в весьма своеобразной форме — происходит ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы. Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношения к нему со стороны взрослых способствуют развитию чувства личности.

В младшем школьном возрасте изменяется не только социальная ситуация, но и появляются такие новообразования как память, восприятие, воля, мышление. Память в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания от примитивных: повторение, длительное рассмотрение, до группировки и осмысления. Восприятие — происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцированно, поэтому ребенок путает буквы и цифры. Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учебная деятельность требует высокого уровня дисциплинированности и организованности. Поэтому начинает развиваться способность к самоорганизации. Ребенок впервые осваивает приемы планирования, в связи с чем повышаются самоконтроль и самооценка. Основной вид мышления в данном возрасте — наглядно — образное, поскольку обучение идет только на основе принципа наглядности. В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом — умственная позиция, обусловленная отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов. В дальнейшем начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов.

Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходят интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который еще не знает самого себя. Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает собственное мнение и представление о ценностях.

Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. Так можно отметить, что каждый стиль семейного воспитания формирует именно ту самооценку у ребенка, которую родители выносят на первый план. Позиция «принятие — отвержение» отражает, что родители всячески поддерживают ребенка и принимают его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Здесь у ребенка развивается адекватная самооценка, хороший уровень притязаний. Также он понимает свои особенности темперамента и умеет их грамотно использовать. Этого не происходит при отвержении, когда родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным к жизни, неудачливым. В данном случае опять же стиль воспитания определяет самооценку ребенка, даже несмотря на его темперамент. Она может стать либо сильно заниженной, когда ребенок будет всячески себя недооценивать, не доверять себе и другим, либо особенности темперамента возьмут верх (например, холерического типа), тогда ребенок уйдет от таких родителей и будет самостоятельно формировать определенную самооценку.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский — Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 2003. — с. 54.
  2. Джеймс, У. Психология / Джеймс У. — М., 1991. — с. 86–89.
  3. Егоров, И. В. Развитие «Я — концепции» у детей младшего школьного возраста / И. В. Егоров — Начальная школа № 3–2002. — с. 37.
  4. Фомина, Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л. Ю. Фомина — Начальная школа № 10–2003. — с. 99.