Иностранный язык: проблемы обучения разговорной речи и пути их решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Иностранный язык: проблемы обучения разговорной речи и пути их решения / О. А. Шумская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16655/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящей статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при попытке овладеть навыком разговорной речи на иностранном языке и анализируются возможные пути их решения.

Язык является одной из самых важных вещей в общении, и он используется как инструмент общения между народами во всем мире.

Каждый человек использует язык для общения, передачи информации и знаний, выражения своих идей и мыслей.

Английский — международный язык, который широко используется во всех странах мира. Он является наиболее важным иностранным языком как для передачи и получения знаний в области науки, техники, искусства и культуры, так и для установления международных отношений.

При изучении любого иностранного языка выделяют четыре навыка, которыми следует овладеть: аудирование, говорение, чтение и письмо. Самый важный из них — разговор. Овладение разговорной речью является наиболее важным аспектом изучения английского языка и успех измеряется с точки зрения способности вести разговор на иностранном языке.

Коротко говоря, владение английским языком измеряется результатом, который проявляется в разговорном мастерстве и/или устном общении.

Но овладеть разговорной речью для учащихся общеобразовательной школы зачастую — очень сложная задача. Почему так происходит? В этой статье мы коснемся некоторых проблем учащихся, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка, а также стратегии учителей, направленных на развитие навыка разговорной речи в классе.

Проблемы с устной речью на английском языке могут быть вызваны многими факторами, такими как:

1) Страх совершить ошибку, языковой барьер

2) Отсутствие идеи, мысли, когда нечего сказать

3) Низкий языковой уровень участников беседы

4) Использование родного языка в качестве опоры

5) Низкая мотивация

6) Факторы окружающей среды

7) Отсутствие уверенности в себе

Как же помочь детям справиться с этими проблемами?

Разговорная речь очень важна в повседневной жизни людей. Разговорная речь — это один из способов донести свои идеи и передать сообщение устно. Чтобы учащиеся научились говорить, необходимо применять язык в реальном общении. Ведь говорение — ничто иное, как способность конструировать связные высказывания, выражать, передавать мысли, идеи и чувства. При изучении иностранного языка разговорная речь является одним из основных навыков, помимо аудирования, чтения и письма. Это не мгновенный навык, его нужно приобрести. И это становится длительным процессом. Язык представляет собой сложную систему, и каждая система отличается и требует реорганизации мышления учащихся с большим количеством воздействия. Поэтому детям необходимо практиковаться в повседневном общении.

Что касается разговорных функций, то они подразделяются на три категории: разговор как взаимодействие, разговор как транзакция и разговор как производительность. Разговор как взаимодействие означает разговоры, используемые в повседневной деятельности в социальном взаимодействии: когда люди встречаются, они обмениваются приветствиями, вступают в светскую беседу, рассказывают о своем опыте и т. д. В то время как разговор как транзакция касается ситуации, фокусируясь на передаваемом значении или сообщении, например, как учителя учат студентов. Напротив, разговор как представление относится к публичному выступлению, которое передает информацию аудитории, например, презентации в классе, публичные объявления и выступления. Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что говорение — деятельность, посредством которой люди пытаются выразить мысли, чувства, мнения и обмениваться информацией, используя высказывания в форме общения.

Среди четырех навыков умение говорить трудно оценить с точностью, потому что умение говорить — это сложный навык, его нелегко приобрести. Деятельность учителя должна быть, по нашему мнению, направлена на следующие компоненты, распознаваемые при анализе речевого процесса.

1) Произношение

Произношение — это способ для учащихся воспроизводить четкую речь. Он имеет дело с фонологическим процессом, который относится к компоненту грамматики, состоящему из элементов и принципов, определяющих, как изменяются и структурируются звуки в языке.

2) Грамматика

Уделять внимание грамматике при работе над улучшением устной речи необходимо для того, чтобы учащиеся умели составлять правильные предложения, приобрели способность манипулировать структурой и отличать соответствующие грамматические конструкции от несоответствующих.

Единство грамматики также учит правильному способу получения знаний о языке в устной и письменной форме.

3) Словарный запас

Человек не может эффективно вести общение или выражать свои идеи как в устной, так и в письменной форме, если у него недостаточный словарный запас. Богатый словарный запас влияет на качество и красоту речи.

4) Беглость

Беглость можно определить как способность говорить свободно и точно. Беглость включает в себя достаточно высокую скорость речи и лишь небольшое количество пауз и/или “ошибок”. Эти знаки указывают на то, что говорящие не потратили много времени на поиск языковых элементов, необходимых для выражения сообщения.

Что же должен сделать учитель, чтобы помочь учащимся добиться прогресса в овладении навыком разговорной речи?

1) Позволять учащимся как можно больше говорить на уроке. Это, казалось бы, очевидно, но часто большая часть времени урока уходит, зачастую, на разговоры с учителем на родном языке или рабочие паузы.

2) Следить за тем, чтобы все присутствующие принимали участие в разговоре в равной мере. В обсуждении в классе не должна доминировать группа активных участников обсуждения, все получают возможность выступить.

3) Поощрять наличие высокой мотивации. Учащиеся стремятся высказаться, потому что им интересна тема и у них есть что сказать по ней нового, или они хотят внести свой вклад в достижение цели задания.

4) Поддерживать язык говорящих на приемлемом уровне. Учащиеся выражают себя в релевантных высказываниях, которые легко понятны другим участникам беседы и имеют приемлемый уровень языковой точности.

При обучении разговорной речи, кроме прочего, возможно применение следующих видов речевой деятельности:

1) Деятельность по устранению пробелов в информации.

Информационный разрыв — это когда у двух говорящих разные биты информации, и они могут завершить всю картину, только поделившись этой информацией, между ними существует разрыв. Наконец, проведя обсуждение, они получат информацию, соответствующую изображениям.

2) Рассказывание историй.

В этом упражнении учащиеся должны уметь рассказывать историю на целевом языке, в данном случае на английском. Учитель может побудить учащихся пересказать истории, которые они прочитали в своих книгах или нашли в газетах или в Интернете. Лучшие истории, конечно, это те, которые студенты рассказывают о себе и своей семье или друзьях.

3) Любимые предметы.

Это занятие, в ходе которого студентов просят рассказать о своих любимых предметах. Это можно делать парами или группами. Кроме того, учитель также может использовать это упражнение для индивидуального задания. Каждого ученика просят рассказать о характеристиках своей любимой вещи, в то время как другие студенты или зрители пытаются угадать, что это за вещь.

4) Встреча и приветствие.

Языковые ролевые игры — официальное или деловое социальное мероприятие, на котором они знакомятся с несколькими людьми и представляются. Обычно его преподают на начальном уровне изучающих язык. Учащиеся стараются использовать выражение встречи и приветствия перед классом с двумя или более участниками беседы.

5) Презентация друзей.

Отдельные учащиеся выступают с докладами на заданную тему или человека. Ребята представляют какую-то тему перед классом, в то время как другие ученики слушают презентацию и дают на нее свой отзыв по итогу.

6) Описание картинок.

У каждой группы есть картинка, которую может видеть каждый участник. Время лимитировано, учащиеся должны сказать столько, сколько они могут, чтобы описать изображение. Предложения должны соответствовать изображению.

7) Общие черты.

Студенты сидят парами. Они разговаривают друг с другом, чтобы найти как можно больше общего. Это должны быть вещи, которые можно открыть в разговоре. Например, речь идет о характеристиках животных, школе и образовании, а также о человеческих характеристиках.

Мы очень надеемся, что, основываясь на предложенных выше мероприятиях по стратегиям обучения, каждый учитель сумеет найти для себя наиболее приемлемый путь для решения проблемы при обучении учащихся разговорной речи, в результате чего они смогут, наконец, свободно заговорить на иностранном языке.

Литература:

  1. Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. — СПб.: «Каро», 2001.
  2. Пахомова Т. Е. Геймификация как средство подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач // Учёные записки Забайкальского государственного университета. № 6 (65). — ULR: http://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sredstvo-podgotovkistudentov-pedagogicheskogo-kolledzha-k-resheniyu-professionalnyhzadach#ixzz4XnQPYO9l (дата обращения: 28.01.2018)
  3. Петричук И. И. Ещё раз об игре // Иностр. языки в школе. — 2008. — № 2.
  4. Joey J. Lee Gamifi cation in Education: What, How, Why Bother? // Academia.edu.2015. URL: http://www.academia.edu/570970/Gamifi cation_ in_Education_What_How_Why_Bother.