Особенности формирования языковых компетенций у конкурентоспособных студентов-медиков в дистанционном формате | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 10.09.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бибик, И. А. Особенности формирования языковых компетенций у конкурентоспособных студентов-медиков в дистанционном формате / И. А. Бибик. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16649/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор детально поясняет принципы работ над английским языком в медицинском вузе в дистанционном формате в условиях пандемии COVID-19.

Ключевые слова: компетентность , компетенция,дистанционный, конкурентоспособный специалист, скорочтение.

Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство в условиях пандемии предполагает изучение и внедрение широкого спектра инструментов, способов и средств, которые стимулируют языковые компетенции для повышения уровня компетентности будущего конкурентоспособного специалиста в очном и дистанционном форматах.

В современных условиях компетентностный подход является ключевым в процессе подготовки конкурентоспособных профессионалов.

Понятие «компетентность» используют в философии, математике, психологии, социологии.

Под ним понимали «готовность», «способность», «самоконтроль», «уверенность», «ответственность» и др. [3, c.40].

Э. Ф. Зеер объясняет «компетентность» как глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупности знаний, позволяющих судить, о чем-либо со знанием дела» [4, с. 94].

Компетентность характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В широком смысле под компетенцией понимают круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Понятие «компетенция» связывают с кругом полномочий, областью подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений [2].

К содержанию компетенций относят когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), аффективную (эмоции) и волевую (Н. Н. Тулькибаева, Р. Т. Шрейнер) [5, c. 56].

А. В. Хуторской рассматривал «компетенцию» как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6, c. 14].

В системе высшего образования необходимо учитывать, что будущего конкурентоспособного специалиста следует рассматривать через призму объективно принятых компетенций, значимых «здесь и сейчас», для определенной сферы профессиональной деятельности с одной стороны, а с точки зрения конкретной дисциплины важно уделять внимание особенностям ее преподавания.

Следует заметить, что будущего конкурентоспособного специалиста в сфере медицины невозможно представить без привязки к телемедицине и без использования иностранного языка.

Так, ФГОСы медицинских вузов последнего поколения предполагают наличие навыков активности разного рода и приобщение будущих специалистов к использованию Интернет-технологий.

К языковым особенностям преподавания иностранных языков традиционно относят четыре основные базовые языковые компетенции. Это аудирование, говорение, чтение и письмо.

Для студентов медицинского вуза актуально активизировать чтение и письмо с последующим продвижением к говорению. Важно отметить, что для решения поставленных задач — повышения уровня компетентности будущего конкурентоспособного специалиста — становится возможным тренировать студентов по всем видам речевой деятельности с использованием Интернет-ресурсов в дистанционном формате.

Из-за пандемии COVID-19 особенно интересным представляется не полновесная Интернет-работа со студентами, например, с использованием платформы Zoom, а посредством частичного использования Интернета только для передачи или получения необходимой информации в режиме преподаватель-студент.

Такой подход экономит Интернет-контент студентов и становится дополнительной нишей учебного общения. Эргономичность частичного использования Интернет-соединения лишь в момент передачи данных является добавочным ресурсом для обеспечения ведения учебного процесса, который позволяет своевременно выполнять задания учебной программы.

Следует отметить, что в дистанционном режиме важно активизировать у студентов навыки воспроизведения.

Контроль осуществляется следующим образом.

Студентам предлагается фиксировать результаты своей работы с помощью фото, аудио, видео носителей (уровень воспроизведения) и прикреплять работы и скрины тестирования в системе Moodle или в папки на yandex/google диски или отправлять по E-mail.

Прибегая к такой тактике ведения дистанционного обучения, преподаватель и студенты могут нивелировать риски «подвисания» Интернета во время стандартного дистанционного соединения (платформа Zoom).

Основным упражнением, с точки зрения воспроизведения, является пересказ.

Студентам предлагается не только подготовить классический текст пересказа/аннотации, но и записать видео сообщения, т. е. презентовать себя и текст сообщения, используя всевозможные технические инструменты. Другими словами, студентам важно продемонстрировать постановочные и режиссёрские навыки преподнесения результатов своего труда.

Видео пересказ учебного текста, аннотирование учебного текста, аннотирование текста медицинской статьи являются ключевыми упражнениями при обучении говорению и написанию своих студенческих работ в научном стиле. При этом общий объём пересказа не должен превышать 5–10 предложений.

К дополнительным плюсам видеоотчетов можно отнести следующее:

– есть возможность переснимать сюжет много раз, корректируя качество итоговой работы,

– можно самому увидеть недочеты и в дальнейшем быть более точным,

– удается частично создавать эффект присутствия «другого»,

– есть возможность бороться с психологическим барьером работы перед любой аудиторией и т. д.

Что касается плюсов Интернет-работы для преподавателя, то к ним можно отнести следующее:

– создание эффекта отдаленного присутствия,

– использование удобного формата проверки всех видов сообщений через E-mail/Yandex/Google-диски в подходящее для преподавателя время,

– возможность оказания консультационной поддержки студентов в удобное время,

– тренировка навыков снятия языкового барьера у студентов в комфортном для преподавателя и студентов формате,

– возможность многократного пересмотра видео домашнего задания для дальнейшего анализа результатов выполненных студенческих работ и т. д.

Видимые плюсы частичного Интернет-присутствия позволяют преподавателю расширить спектр форм работы со студентами в традиционном и дистанционном режимах для отработки всех языковых навыков будущего конкурентоспособного специалиста-медика.

Для недопущения потери качества освоения лексико-грамматических единиц особое внимание уделяется навыку скорочтения выражений из учебного текста (инфинитив «плюс» последующая логическая часть предложения из учебного текста). Такого рода упражнения важны при составлении словаря, при составлении и воспроизведении диалога и для озвучивания текста презентаций как итоговой работы по теме.

Скорость озвучивания фразы дает возможность говорящему приблизить скорость собственного высказывания к скорости высказывания носителя языка. Этот навык значим для снятия языкового барьера, а также способствует быстроте реакции на иноязычное высказывание. Такое упражнение является сжатой формой работы над лексикой в аудиторном формате, которая тождественна работе с использованием традиционных упражнений в обычном режиме.

Результат спецэффекта упражнений на скорочтение языковых единиц (понимание носителя языка и адекватная и быстрая реакция на тезис) студенты-медики апробировали в ходе ежегодных научных студенческих конференций на иностранном языке, которая уже 30 лет проходит в Амурской ГМА в декабре.

Студенты-докладчики стараются показать высокую, адекватную для понимания слушателей, скорость сообщений и быстроту реакции на вопросы с попыткой полного раскрытия сути ответа. А слушатели нацелены на количество задаваемых вопросов, на попытку поддержать дискуссию.

Для поощрения студентов-участников научной конференции проводится конкурс по языковым номинациям. В результате суммирования количества побед по языковым номинациям определяются победители. Студентам вручаются сертификаты кафедрального уровня по номинациям и за призовые места.

Сертификаты учитываются в журналах групп в графе «премиальные баллы».

Следует отметить, что важным аспектом является точное указание критериев оценки студенческих работ, четкость формулировки самих критериев, форма и ясность пояснения домашнего задания от преподавателя в прикрепленных файлах (Word), которые отправляются через E-mail.

К основным критериям оценки домашнего задания уровня «воспроизведение» следует отнести наличие трех частей текста, освещение всех пунктов плана (на основе учебного текста), использование вводных фраз и различных инструментов для введения эффектного перечисления, создания фрагментов текста с элементами классификаций (например, оба, следующее, во-первых, во-вторых и т. д.).

Такой прием позволяет осуществить компрессию текста и приблизить текст высказывания выступающего к научному стилю.

Потенциальные лексические сложности объективно снимались благодаря симметричному ведению в медицинском вузе латинского языка, адекватному объему самих лексических единиц на английском языке и фонетической поддержкой средствами Интернет-ресурсов (U-tube ролики/словари), которые преподаватель подбирал студентам для просмотра.

Важно отметить, что со стороны преподавателя должна быть проведена работа по минимизации пояснений к заданиям. Необходимо делать подборку видео роликов с пояснениями грамматики из U-tube, указывать ссылку в файловом документе (Word), указывать точные страницы параграфов в грамматическом справочнике учебника, осуществлять поддержку грамматического правила схемами и таблицами, указывать номера упражнений и их страницы.

В исследовании в период с 2020 по 2021гг. были активно задействованы 9 групп 1 курса Амурской ГМА, которые изучают английский язык. Следует отметить, что программа 1 семестра предполагает активное повторение грамматического материала с поэтапным введением узко медицинской лексики по темам «Анатомия», «Физиология» и «Микробиология».

Во втором семестре студенты 1 курса занимались изучением темы «Медицинское образование» с активным использованием технических средств для презентаций, Интернета для предоставления результатов своей работы на Yandex/Google платформах, в системе Moodle (тестирование) и для работы в социальных сетях.

Важно уточнить, что ежедневно студентам предлагалось читать медицинскую литературу через социальные сети. Эта работа дает эффект погружения в язык. Студентам становится доступно получение новейшей информации из первоисточников по всем медицинским вопросам в читабельном для студентов виде и доступном объеме. Речь идет о нескольких предложениях в сообщении. В этих предложениях встречаются ключевые слова по теме. Они часто латинского происхождения. В дальнейшем прогнозируется переход пассивной медицинской лексики в активную.

Следует заметить, что отработка навыков подготовки к работе с техническими средствами является значимой для дальнейшего успешного обучения и становления специалистами, соответствующими современным требованиям медицины (телефоны, ноутбуки, компьютеры и т. д.).

Студентов информировали по E-mail о форме проведения занятий, о способах получения учебной информации. Студенты получали консультацию по всем вопросам по E-mail и в аудитории. Вопросы студенты отправляли в любое удобное время по E-mail.

Тема «Медицинское образование» предполагает активизировать знакомую для студентов грамматику (Present Simple, модальные глаголы и типы вопросительных предложений).

Для расширения студенческой аудитории, которая могла бы оценить работы студентов 1 курса и найти что-то интересное для себя, ряд видео студентов были загружены не только на платформе yandex-диск, которую могут просматривать студенты группы, но и на платформе Facebook — BlagoEnglish. Эту Интернет-страничку могут видеть все.

А любые навыки важно нажить, отточить, прочувствовать все нюансы и получить свой опыт. Стоит уточнить, что 1 курс является сензитивным этапом с точки зрения получения специфических профессиональных языковых и технических навыков.

Следует отметить, что старосте было рекомендовано сообщать об итогах работы группы декану.

От преподавателя студенты получали фото/скрины журнала по E-mail через старосту.

Дистанционный формат ведения занятий предполагает, что задание дается на неделю и не привязывается ко дню занятия по расписанию.

Из-за отсутствия возможности соблюдения социальной дистанции в аудиториях работа в таком формате стала самой оптимальной для I семестра 2019–2020 учебного года и частично дистанционной для II семестра 2019–2020 учебного года. В аудитории студентам пояснялась суть выполнения задания, разбирались примеры, а домашние задания студенты отправили через Интернет на Yandex/Google диски или по E-mail.

Как и прогнозировалось, студенты 1 курса справлялись с заданиями.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что преподавателям вуза необходимо уделять внимание блоку дистанционной работы, частичному Интернет-погружению и нахождению дополнительных траекторий образовательных услуг.

Следует отметить, что в период пандемии суть работы преподавателей вуза заключается в нахождении дополнительных траекторий оказания образовательных услуг.

При этом работу со студентами в условиях COVID-ограничений необходимо вести в очно/дистанционном формате с понятными для преподавателей и студентов видами упражнений, заданий и проработанными вариантами дистанционных упражнений, которые должны быть ориентированы на уровень воспроизведения.

Таким образом, в условиях пандемии гибкость и заинтересованность самих преподавателей в освоении и применении как очных, так и дистанционных форм ведения занятий позволяет преподавателям вуза, руководствуясь компетентностным подходом, не снижать качество знаний студентов, способствовать становлению будущих конкурентоспособных специалистов в сфере медицины и на языковом уровне.

Литература:

1. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.

2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11624

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с англ. — М., «Когнито-Центр», 2002. — 396 с.

4. Самойлов Е. А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания: монография. — Самара: Изд-во СГПУ, 2006. — 160 с.

5. Тулькибаева Н. Н., Р. Т. Шрейнер Р. Т. Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества образования // Образование и наука. 2008. № 2 (50) — С. 55–64.

6. Хуторской А. В., Хуторской Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Электронный ресурс: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L. N. Khutorskaya_Compet.pdf