Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины / Е. Э. Постных, Н. Н. Важенина, М. Л. Дмитриенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16640/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор делится опытом своей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода погружения в художественные картины, описывает последовательность этой работы с помощью приемов «Волшебный фонарик», «Зоркий глаз», «Волшебная дверка» на примере картины И. Левитана «Март».

Ключевые слова: диалогическая и монологическая связная речь, дети дошкольного возраста, метод погружения в художественные картины.

Развитие речи в период дошкольного возраста имеет очень важное значение для последующей жизни ребенка: для обучения в детском саду, в школе, в колледже или вузе, для общения и установления межличностных отношений, для самореализации в профессиональной деятельности и т. д. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие — это одно из приоритетных направлений образовательной деятельности [6]. На это указано и в примерных основных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Успех» и др.). В этих же программах ставятся задачи, направленные на развитие связной речи детей, начиная с трехлетнего возраста, указывается, что в детском саду с детьми проводятся специальные занятия по развитию связной речи.

Связная речь — наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат формирования всех сторон речи ребенка. Являясь высшей формой мыслительной деятельности, связная речь представляет собой «цельное, законченное и относительно самостоятельное развернутое высказывание, понятное окружающим и построенное по законам логики и грамматики и в соответствии с темой и коммуникативной задачей» [2, с. 13]. А. А. Леонтьев определяет связную речь — как «последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях; эта речь понятная для окружающих» [7, с. 108]. Основными признаками связности речи являются:

1) смысловая цельность — высказывание объединено единой темой;

2) последовательность и логичность высказывания в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В лингвистике и в психологии понятие «связная речь» включает как диалогическую, так и к монологическую формы речи. Формирование связной диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка-дошкольника. Это означает, ребенок овладевает прежде всего связной диалогической речью, которая обеспечивает непосредственное живое общение и представляет собой разговор двух (или более) людей в виде чередующихся высказываний-реплик, вопросов и ответов на них» [7, с. 109]. Монологическая речь является вторым типом связной речи, которой овладевает ребенок дошкольного возраста. Это «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности» [7, с. 114].

Формирование связной речи у дошкольников — это процесс организованного усвоения детьми умений понимать тему и говорить по теме, следовать структуре определенного типа текста (описания, повествования или рассуждения), излагать события во временной последовательности и логично, использовать лексико-грамматические и синтаксические средства связи между словами в предложениях, между предложениями и частями высказывания (начало, основная часть и заключение). Связность речи у детей дошкольного возраста развивается в процессе обучения рассказыванию, когда дети придумывают устные рассказы типа описания, повествования и рассуждения. Важно то, что «раньше всего к связному изложению дети переходят в рассказах по картинкам и картинам художников» [3, с. 83]. Картина — прекрасная наглядность, которая позволяет упражнять наблюдательность, совершенствовать психические процессы, пополнять запас сведений и знаний, развивать все компоненты устной речи.

Эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста является составление рассказа по картине. Один из методов, который используется для ознакомления дошкольников с картинами художников, называется методом погружения в художественные картины. Суть этого погружения состоит в «пристальном рассматривании, наблюдении и анализе того, что изображено на картине художником» [1, с. 42]. При этом художественная картина как бы оживает перед глазами ребенка, и он начинает видеть движения, малейшие детали, цвета, начинает слышать звуки этой картины, которые воздействуют на его чувства и мысли так, как это было бы в реальности». Специально отметим, что детей дошкольного возраста нужно специально обучать рассматриванию, наблюдению и анализу, так как у них еще недостаточно развиты внимание, мышление и память, поэтому они не замечают важных деталей, непоследовательны в рассказывании, перескакивают с одного момента на другой. Метод погружения в художественные картины позволяет научить дошкольников видеть и замечать детали и связно рассказывать об увиденном. Чем больше ребенок сможет увидеть на картине, тем больше он сможет рассказать об увиденном.

Опыт работы воспитателей показал, что наиболее эффективными приемами погружения в художественные картины являются приемы, которые называются «волшебный фонарь» [4], «зоркий глаз» [5] и «за волшебной дверцей» [4]. Именно в такой последовательности они используются при обучении дошкольников рассказыванию по картинам художников, когда ставится цель — развить связную речь детей. Данные приемы понятны детям и интересны для них, так как в них применяются хорошо знакомые предметы — фонарик, лупа и дверца.

Поделюсь опытом своей работы по развитию связной речи детей старшей группы с помощью погружения на примере хорошо известной картины И. Левитана «Март». Напомним, на ней изображена ранняя весна, лошадь, запряженная в сани, проселочная дорога, тающий снег, лес и часть крестьянской избы.

Сначала используется прием «волшебный фонарик». Его лучик как лучик сосредоточения внимания на определенной части и предметах картины. С помощью этого приема дети учатся переключать свое внимание, удерживать его на важных деталях картины, «высвечивая» на картине Фонариком мы высвечиваем какой-то фрагмент, можем приблизить его или отодвинуть сделать более широким, и высветим из картины нужный какой-либо фрагмент художественного мира, изображенного художником.

При использовании этого приема развитие связной диалогической речи детей осуществляется в ходе беседы, вопросно-ответным методом. Воспитатель дает детям указания, как мысленно пользоваться «волшебным фонариком», задает вопросы, а дети выполняют указанные действия по рассматриванию определенных частей картины и отвечают на вопросы развернутыми ответами. Например, воспитатель дает указание «Наведите луч вашего фонарика на центр картины. Скажите, что вы там видите?». Ответы детей: лошадь с санями, снег, дорогу. Далее воспитатель дает задание: «Опишите их подробнее, как они выглядят, что делают». Ответы детей становятся более подробными и связными. При этом дети учатся подбирать нужные слова разных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения), составлять предложения и использовать грамматические средства связи слов в предложениях (изменение окончаний, употребление предлогов). На этом этапе у детей получаются связные монологические высказывания о центральной части картины. Например: «В центре художник нарисовал лошадь. Она темно-коричневая. Стоит спокойно. Весеннее солнышко ее пригрело, она дремлет». Или про снег: «Видно, что снег тает под теплыми лучами солнца. Он белого цвета, а там, где растаял — синего, потому что уже вода».

После того как дети, используя «волшебный фонарик», расскажут о том, что художник изобразил в центре картины, воспитатель просит их перевести лучик фонарика, высветить и рассказать о том, что изображено на переднем и заднем планах картины, а при необходимости — справа и слева от ее центральной части. Так дети составляют связные рассказы о всей художественной картине в целом.

Затем используется следующий прием — «зоркий глаз». Он «работает» как волшебная лупа, через которую дети увеличивают и разглядывают мелкие детали картины, которые трудно заметить невооруженным глазом, но которые очень важны для понимания замысла художника и основной идеи картины. Применяя данный прием в начале обучения, мы используем обычную лупу, затем переходим к предметам-заменителям (лупы, изготовленные своими руками из обычного картона), а когда дети уже научились концентрировать внимание на деталях изображения, рассматриваем картину с воображаемой лупой. В ходе применения этого приема дети составляют связные высказывания о предметах, которые они разглядели на картине с помощью «лупы». На картине И. Левитана «Март» это высокие осины с бледно-зелеными стволами и поднятыми вверх ветками, скворечник, который висит высоко на тонкой ветке одной из осин, следы человека, заполненные талым снегом, на проезжей дороге рядом с лошадью и около крыльца дома и т. д.

Очень важным является прием «волшебная дверца», который позволяет объединить в единое целое результаты «погружения в картину» всех трех выше названных приемов. В данном случае «дверца» помогает войти в картину, оказаться как бы внутри ее. Благодаря этому приему и своему воображению ребенок «оживляет» художественный мир картины и оказывается не просто наблюдателем, а участником событий. Он видит, слышит, чувствует, думает, переживает моменты, запечатленные на картине. Так он постигает замысел художника и осознает идею картины. Связная речь развивается этим приемом за счет того, что дошкольники учатся составлять рассказы по картинам художников. Чтобы эти рассказы были связными, т. е. тематически цельными, логичными, полными, воспитатель дает детям план рассказа в виде трех вопросов:

  1. Что изображено на картине? (прием «волшебный фонарик»).
  2. Какие детали важны для понимания картины? (прием «зоркий глаз»).
  3. Какие мысли и чувства вызывает эта картина? (прием «волшебная дверца»).

Таким образом, метод погружения в художественные картины и входящие в него приемы эффективны для развития связной диалогической и монологической речи дошкольников. Овладение этим методом способствует развитию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса, всех сторон речи и ее связности. Речь детей становится все более цельной, последовательной, логичной, точной и выразительной.

Литература:

  1. Доева Д. К. Значение эстетического восприятия в процессе формирования у дошкольников художественного образа // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки. — 2017. — № 5. — Том 14. — С. 41–43.
  2. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦкД проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
  3. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл интегрированных занятий. С 6 до 8 лет. Вып. 1. ФГОС. — М.: Детство-пресс, 2021. — 32 с.
  4. Соболева О. Л. Агафонова О. В. За За волшебной дверью. Тетрадь для словесного творчества. Для детей 3–4 лет. — М.: Дрофа, 2015. — 24 с.
  5. Чуракова Н. А. В музее с Кронтильдой: Книга для работы взрослых с детьми: учеб. пособие. — М.: Академкнига, 2018. — 96 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электр. ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  7. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, диалогическая и монологическая связная речь, метод погружения в художественные картины