Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сухобоченок, Л. Н. Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО / Л. Н. Сухобоченок, Е. А. Зимина, С. А. Дрокина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16616/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Ключевые слова: развитие эмоциональной устойчивости, психическая работоспособность, оздоровительная гимнастика, оздоровительная прогулка, снятие эмоционального напряжения.

Развитие ребенка идет стремительно именно в период дошкольного детства. В этот период определенное развитие получают все стороны психики ребенка и закладывается фундамент для дальнейшего его роста и развития. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности [1]. Ребенок начинает объективно себя оценивать, осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Образуется соподчинение мотивов, т. е. возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Дети учатся в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение [2].

В последние годы развития современного общества становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. По-прежнему остается актуальность проблемы, как физического, так и психического здоровья детей [3].

Предлагается достаточно много средств, направленных на укрепление психического здоровья детей, но наиболее эффективным является использование наиболее доступных, специально подобранных средств физической культуры для развития эмоциональной устойчивости дошкольников, при этом, не влияя на структуру режимных процессов детского сада [4].

О значении эмоций в развитии личности ребенка в своих трудах говорили такие авторы, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, З. М. Богуславская, А. Д. Кошелева, С. Л. Рубинштейн и др. Так как эмоции выполняют регулирующую и охранную функцию, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом. Сопровождают общение и все виды деятельности, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Поэтому при работе с детьми в качестве средств коррекции используем арт-терапию, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, беседы и др.

Развивая данное направление, для детей среднего возраста, педагогами МБДОУ ДО № 108 был разработан проект «Здоровячек». В рамках проекта в детском саду прошли совместные мастер-классы «Танцуем сидя», «Здравствуй сказка! Здравствуй песня!», «Путешествие в Спортляндию», «Йога для малышей», «Фитбол-гимнастика», «Веселый трейнинг», «Азбука тела», «Веселый оркестр», круглые столы для родителей, на которых они узнали много практической информации о детских видах деятельности, способствующих укреплению и поддержанию психического и физического здоровья детей.

Данный проект учитывает двигательную активность и естественную потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, а также является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма ребенка:

1) игры на релаксацию: дыхательные упражнения, восточные гимнастики — способствуют глубокому мышечному и психическому расслаблению, снижению эмоционального напряжения, раздражения или волнения, укрепляют не только физическое здоровье, но и оздоравливают психику,

2) игровые упражнения, задания: виброгимнастика, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз — развивают умение концентрировать внимание и сосредоточенность, обеспечивают развитие навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение,

3) разные виды массажных упражнений: точечный, игровой, общий, самомассаж и др. — позволяют снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, помогают ощущать работу мускулатуры, ближе узнавать свое тело, успокаивают нервную систему,

4) подвижные и оздоровительные игры — направленные на сплочение детского коллектива, на снижение мышечного напряжения, с остановкой движения и др., т. к. подвижные игры вызывают положительные эмоции, эмоциональный подъем, создают у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта,

5) все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных видов движений, повышают их чёткость выразительность, развивают положительные качества личности ребёнка, познавательный интерес, память, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность.

Проект «Здоровячек» позволяет реализовать системный подход к организации физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий, способствует укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов. А так же сформировать начальные представления о здоровом образе жизни, обеспечить психофизическое благополучие детей и сформировать сознательное отношение к собственному здоровью. Развиваются и совершенствуются двигательные умения и навыки детей.

У родителей и воспитанников формируется ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. А радостное настроение и снятие мышечной нагрузки дают возможность каждому ребенку свободно выражать свои эмоции, создают благоприятные возможности для свободного самовыражения и раскрепощенности.

Пополнение предметно-пространственной среды в группе будут так же способствовать формированию эмоциональной устойчивости и снятию эмоционального напряженияудетей — этоуголки уединения и настроения, центры психологической разгрузки, разнообразные пособия.

Таким образом, уровень эмоциональной устойчивости в процессе использования средств физической культуры, улучшает положения детей в системе личностных взаимоотношений. Эмоциональная жизнь дошкольника постепенно усложняется. Происходит обогащение содержания эмоций, формируются высшие чувства. С развитием эмоциональной сферы у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Именно в игровой форме ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении: Дошкольное образование — 2004. — № 17–24.
  2. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методист. — 2007. — № 2. — с.65–68.
  3. Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации — М: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  4. Изотова К. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М., 2004.

Ключевые слова

развитие эмоциональной устойчивости, психическая работоспособность, оздоровительная гимнастика, оздоровительная прогулка, снятие эмоционального напряжения