Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Борисова, И. Д. Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО / И. Д. Борисова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16540/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования метапредметных умений. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и проведению метапредметной недели. В статье представлен практический опыт работы, дан образец составления технологической карты для проведения мероприятия в рамках метапредметной недели.

Ключевые слова : метапредметная неделя, метапредметные УУД, технологическая карта.

На ситуацию в образовании влияют постоянные изменения в обществе, и школа должна готовить своих учеников к жизни в новых условиях. Важнейшая задача современного образования, отраженная в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, это не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а прежде всего формирование совокупности метапредметных умений. Актуальным для развития метапредметных компетенций обучающихся является моделирование новых форм организации образовательного процесса в школе, например, проведение метапредметных недель.

Метапредметные недели могут быть посвящена известным людям, знаменательным историческим датам, выбору профессии, объявленному году в России. Метапредметные недели в нашей школе проводятся методическими объединениями с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формирования в контексте ФГОС общего образования: универсальных учебных действий обучающихся. Метапредметная неделя является эффективным способом повышения уровня профессиональной компетентности учителей в рамках реализации ФГОС.

Метапредметная неделя может выступать как масштабный образовательный проект, включающий все этапы проектной деятельности — от подготовки до рефлексии и определения идей следующей недели. Метапредметные недели включают 4 этапа: методико-мотивационный, подготовительный, реализационный и рефлексивный.

В ходе методико-мотивационного этапа изучается имеющийся опыт, формулируются основные цели и задачи метапредметной недели, привлекаются к проведению мероприятий специалисты, родители, учителя-предметники. Необходимым условием для успешного проведения метапредметной недели является создание педагогической команды.

На подготовительном этапе разрабатывается план-график мероприятий, определяются дата, время, ответственные за проведение. Все мероприятия в рамках метапредметной недели должны решать реализацию целей по формированию метапредметных компетенций на всех этапах деятельности (целеполагание, анализ, синтез, оценка, понимание, применение, рефлексия). Особенное внимание при подготовке метапредметной недели уделяется разработке событийного ряда на основе ключевой темы, актуальной для школы. Организаторы недели определяют ключевой момент, который будет отражаться во всех событиях метапредметной недели. Идея определяет и формы проведения мероприятий. При составлении плана метапредметной недели учитываются разнообразные формы проведения учебных занятий и мероприятий (внеклассные мероприятия на параллель и между параллелями; уроки и внеурочная деятельность по предмету; общешкольные мероприятия; коллективные творческие дела) Учителя продумывают формы полученных продуктов и как они будут представлены (сообщение, отчет, презентация, исследовательская работа, стенгазета и др.). Педагоги стремятся максимально привлечь обучающихся к разработке, организации и проведению мероприятий и учебных занятий.

Последний этап метапредметной недели — рефлексивный. Проводится рефлексия среди участников в различных формах. На заседании методических объединений педагоги анализируют мероприятия.

Для проведения занятий и мероприятий учителя готовят технологическую карту занятия в рамках метапредметной недели, особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД.

Технологическая карта занятия в рамках метапредметной недели

Целевая аудитория

Учащиеся 6-х классов

Тема

Игра-викторина «Великие достижения науки»

Цели

Закрепление во всех видах речевой деятельности лексических единиц по теме «Наука и техника»

Задачи

-Активизировать тематическую лексику в высказываниях монологического характера

—Совершенствовать умения работать с источниками

—Развивать умения планировать, решать проблемы

Планируемые результаты

Личностные

-Осознание возможности самореализации через освоение иностранного языка

—формирование гражданской идентичности

Метапредметные

УУД:

— познавательные

Построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и решение проблемы.

— регулятивные

Прогнозирование, планирование, оценка, саморегуляция

— коммуникативные

Формирование навыков взаимодействия

Предметные

Выпускник научится:

— употреблять лексику по теме в различных высказываниях;

—работать с информационными источниками

Выпускник получит возможность научиться:

— представлять личный субъективный опыт

Этапы работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

I этап. Мотивация к деятельности

Формулируют цели, задачи занятия

Вводит учащихся в языковую среду

Формулировка учащимися целей и задач

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Подготовка игры

Составление плана проведения игры.

Инструктаж учителя по технике безопасности

Формирование навыков совместной деятельности

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Проведение игры

Выполняют задания, представляют свою работу

Контролирует проведение игры, направляет деятельность учащихся

Активизация тематической лексики, Развитие устной речи

IV. Контроль и оценка результатов деятельности

Рефлексия.

Формулировка выводов

Помогает учащимся осознать свой вклад в проведении игры

Развитие навыков самооценки

Таким образом, метапредметная неделя является эффективным способом формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО.

Проведение метапредметной недели дает возможность повышения качества образовательных результатов обучающихся, повышает уровень профессиональной компетентности учителей в рамках реализации ФГОС общего образования.

Литература:

  1. Беляевская Т. Я. Метапредметная неделя — инновационная форма организации образовательного процесса. — международный педагогический портал «Солнечный свет»: международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 7, ноябрь 2018 г.
  2. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
  4. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

5. Щербакова Т. Н. Метапредметная неделя, посвященная празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. /https://docplayer.ru/26713647-Metapredmetnaya-nedelya-posvyashchennaya-prazdnovaniyu-70-y-godovshchiny-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne.html

Ключевые слова

технологическая карта, метапредметная неделя, метапредметные УУД