Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кирик, Е. Е. Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев / Е. Е. Кирик, В. Н. Алиясова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16515/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев, роль традиционных и интерактивных форм обучения в музейной среде.

Ключевые слова: культурно-образовательный потенциал, естественно-научный музей, экскурсия, квест, мастер-класс, интерактивные методики.

В последние десятилетие система образования все чаще сталкивается с резким упадком культуры среди подрастающего поколения. Большое количество исследователей говорят о стойком нежелании усваивать культурные ценности.

Такая ситуация требует поиска новых решений и подходов к понимаю основных проблем культуры и образования. В такой ситуации становится актуальным культурологический подход к образованию, предполагающий создание определенных условия для творческой реализации личности. Особую роль в решении этой задачи принадлежит музею.

В настоящее время музей является учреждением культуры, которое осуществляет сбор, научные исследования и хранение памятников природы, культуры и искусства. Основная функция музея заключается в организации и координации деятельности человека по сохранению и передаче знаний.

Одной из основной деятельности музея является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательные функции. Для реализации данных функций в музее необходимо осуществить дифференцированную работу с тремя основными возрастными категориями посетителей: ученики начальной школы, подростки, старшеклассники [1].

Культурно-образовательная деятельность естественно-научного музея представляет собой важную составляющую музейной коммуникации, где реализуется культурно-образовательный потенциал функций музея. Теоретической базой образовательно-воспитательной деятельности является музейная педагогика и культурология.

Существует огромное количество разнообразных форм культурно-образовательной деятельности, которые направлены на работу с аудиторией, но в основе всех лежат такие формы, как экскурсия, лекция и консультация.

К традиционным формам, не утратившим актуальности, относят конференции, кружки, олимпиады и викторины, исторические игры.

Одним из самых востребованных форм культурно-образовательной деятельности на сегодняшний день можно смело назвать интерактивные формы. В музейной педагогике под интерактивными методами обучения понимается активное участие аудитории в процессе коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.

К интерактивным формам обучения в музее следует относить интерактивные экскурсии, квест-игры, музейные уроки, мастер классы, музейные праздники и тематические дни [2].

Интерактивные экскурсии и квест-игры даю участникам принять активное участие, взаимодействуя не только с преподавателем или экскурсоводом, но и с другими участниками экскурсии или игры, подталкивая их к самостоятельному изучению музейных экспонатов. Подобные экскурсии и квесты оказывают положительное влияние не только на познавательную активность, но повышают творческую активность учащихся.

Музейные уроки являются, по сути, занятиями в непосредственно в музее, или же в кабинете с использованием коллекций при помощи интерактивных технологий. Основным и главным условием является наличие музейного экспоната на занятии. На подобных занятиях можно использовать методы создания игровых ситуаций, интерактивный диалог, самостоятельную познавательную деятельности. Музейные уроки могут сделать процесс познания более интересным и ярким.

Для улучшения мастерства в преподавании в определенной области специалистом может быть организован мастер-класс, который в настоящее время является одной из эффективных и востребованных форм обучения. Отличительная черта мастер — класса позволяет обучиться новой методике, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом. В музейной среде мастер — класс имеет преимущественно, так как помимо ознакомления с теорией, приобретается практические навыки.

Являясь не только культурным учреждением, музей несет на себе досуговую функцию. Музейный праздник и тематический день несет в себе комплексную форму, объединяющую экскурсию, театрализацию, творческий вечер. Подобная форма широко используется в школьных музеях. Она положительно влияет на разностороннее развитие и кругозор учащихся, повышает интерес к изучаемой дисциплине, развивая тем самым креативное мышление [3].

Основным в настоящее время является визуальный аспект музейной коммуникации. В основе данной коммуникации лежит способность «общения» посетителя с экспонатами и способность педагога выстроить правильные отношения в музейной среде.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что музей является не только как учреждение, которое осуществляет хранение экспонатов, но также является организацией, которая развивает творческое мышление и эстетический вкус подрастающего поколения. Музей перешел от простой передачи информации, к обращению к внутреннему миру, стараясь воздействовать на эмоциональную составляющую личности. Помимо этого, музей является важнейшим звеном в образовательном процессе, выполняя функции дополнительного образования и осуществляющий диалог между экспонатом и посетителем.

Наиболее актуальными в музейной коммуникации являются интерактивные формы обучения, которые помогают раскрывать личность обучающихся, формировать у них познавательные потребности, навыки саморазвития.

Музей, как символ культуры и образовательное учреждение, выполняет одну из важных ролей в формировании ценностей личности, развитии ее компетентности.

Литература:

  1. Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237
  2. Блинова, Е. В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот [Текст] //Социальная педагогика,2010, № 4
  3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М., 2004. С.211

Ключевые слова

экскурсия, интерактивные методики, квест, мастер-класс, культурно-образовательный потенциал, естественно-научный музей