Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Валишина, Д. А. Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия») / Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16507/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Ключевые слова: мониторинг, анкетирование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

С немалой долей уверенности можно говорить о том, что основой расцвета и дальнейшего развития государства является доступность и качество образования. Эффективное управление образованием возможно лишь на основе применения объективных оценочных процедур [1]. Объективность оценки функционирования учреждений в период электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в будущем дает нам возможность устранить имевшиеся проблемы путем корректировки образовательных программ, повышения квалификации педагогов в вопросах цифровизации.

Предложенные материалы и алгоритм проведения мониторинга могут быть использованы в любом учреждении дополнительного образования для выявления проблем и потребностей педагогов в вопросах самосовершенствования и в вопросах применения дистанционных образовательных технологий в своей работе [2].

По окончании периода электронного обучения нами была разработана форма мониторинга, которая позволила выделить основные проблемы, с которыми столкнулись педагоги ЦДТ «Детская академия» в процессе проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий, было проведено анкетирование педагогических работников в рамках августовского педагогического совета [3].

В опросе приняли участие 39 педагогических работников «ЦДТ «Детская академия». Из них почти половина (49 %) опрошенных это работники в возрасте от 50 лет с педагогическим стажем более 15 лет. Далее чуть меньше — 31 % педагогических работников в возрасте до 35 лет и 20 % педагогов в возрасте от 35 до 50 лет. Большая часть респондентов имеет педагогический опыт более 15 лет, а именно 19 опрошенных. Педагогов, имеющих опыт работы менее пяти лет, оказалось всего трое.

Особый интерес вызывает вопрос возраста обучающихся, которые в период электронного обучения продолжили свои занятия. Не стоит забывать, что данная трансформация произошла практически одномоментно и подготовиться эмоционально, физически и психологически, а также технологически не представлялось возможным не только педагогическим работникам, но и обучающимся и их родителям.

И так, большая часть контингента обучающихся в нашем учреждении — это дети дошкольного и младшего школьного возраста (40 %), обучающихся средней школы — 32 %, старшеклассников меньше всего — 24 % (рис. 1).

Возрастные группы обучающихся

Рис. 1 Возрастные группы обучающихся

Мы понимали, что часть сотрудников, скорее всего из числа молодых педагогов, имела возможность и ранее познакомиться с дистанционными формами образовательных услуг, но при этом задача транслировать данный опыт на свою работу могла оказаться для них сложной. При этом мы увидели, что из десяти молодых педагогов в возрасте до 35 лет лишь четверо имели опыт и представление о формах дистанционных образовательных технологий, в то время как шестеро не сталкивались с ними. Из педагогов в возрасте от 35–50 лет лишь один педагог имел опыт применения дистанционных технологий обучения. Педагоги в возрасте от 50 лет и старше не сталкивались с подобным форматом обучения (рис.2).

Опыт дистанционной работы педагогических работников

Рис. 2 Опыт дистанционной работы педагогических работников

Из этого можно сделать вывод, который нами изначально и предполагался, что педагоги имеющие внушительный педагогический опыт к периоду самоизоляции не имели практически никакого представления о дистанционных формах обучения, но при этом и очень малая доля молодых педагогов обладала представлением об электронном обучении, что должно натолкнуть на мысль о необходимости развития диджитал-компетенций как взрослых, опытных педагогов, так и молодых специалистов, которые казалось должны иметь представления о диджитал-сфере.

Следующий вопрос: «Какие сервисы коммуникации и приложения/площадки были использованы педагогами?». В качестве основного канала коммуникации был использован WhatsApp (33 педагога). Основным сервисом проведения занятий стал Zoom (14), также педагогами были использованы Skype (7), YouTube-трансляции (4), Linoit (16), Учи.ру (3). Также на помощь педагогам пришли облачные хранилища.

Когда мы говорим о новых технологиях, которые вошли в нашу жизнь внезапно, нельзя забывать и об адаптации к новым условиям обучения и работы. Отметим, что со значительными сложностями столкнулись 11 педагогов, лишь четверо отметили, что адаптация сложностей не вызвала (три из них педагогические работники, которые не работают в учебных группах). Исходя из чего, можно прийти к выводу о том, что из 36 педагогов лишь один педагог не столкнулся ни с какими сложностями (рис. 3).

Адаптация педагогов к электронному обучению

Рис. 3 Адаптация педагогов к электронному обучению

Сложности, с которыми пришлось столкнуться педагогам в процессе работы с применением дистанционных образовательных технологий, мы поделили на три группы:

  1. Технические. Перебои в работе сервисов, низкая скорость интернета.
  2. Коммуникативные и оценочные. Многим педагогам было сложно подключать к видеотрансляциям всех учеников. И здесь мы возвращаемся к вопросу о возрастных особенностях контингента обучающихся. Основная масса обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе электронного обучения многие из них нуждались в помощи родителей с подключением к занятиям. Контроль за качеством выполнения заданий тоже вызвал ряд сложностей, при оценке необходимо учитывать, что дополнительное образование — это сфера, имеющая отношение к творчеству.
  3. Методические. С переходом на удаленный режим работы абсолютно все педагоги столкнулись с проблемой отсутствия методических материалов и необходимостью их создания и разработки «под себя». Отметим, что в системе дополнительного образования могут работать кадры, имеющие среднее специальное образование, также работники, являющиеся блестящими педагогами, которые видят свое призвание в педагогической работе, но при этом многие педагоги не имели достаточных навыков для самостоятельного методического сопровождения своей работы.

Исходя из вышеописанного опыта ЦДТ «Детская академия» и выборки педагогических работников Советского района, мы можем выделить основные сложности, с которыми столкнулись педагоги при переходе на электронное обучение:

  1. Сложности в процессе подготовки видеозанятий.
  2. Спад посещаемости обучающихся в связи с повышенной нагрузкой по школьной программе.
  3. Отсутствие физического контакта с обучающимися.
  4. Отсутствие диджитал-компетенций у педагогов дополнительного образования (даже среди молодых педагогов).
  5. Отсутствие методических материалов.

На основании предложенных направлений работы нами было принято решение начать их разработку внутри учреждения для создания методических пособий для педагогов, что может способствовать обмену опытом и преодолению в будущем отдельных проблем.

Литература:

  1. О задачах развития систем оценки качества образования / под ред. И. М. Горюновой, Л. В. Кавревой, Н. В. Тюриной, Ю. А. Лях. — Текст: непосредственный // Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования. — Москва: ФС по надзору в сфере обр. и науки, 2016. — С. 7.
  2. Кулакова Наталия Ивановна. Мониторинг как средство повышения качества образования в современной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кулакова Наталия Ивановна. — Челябинск, 2008.- 188 с.
  3. Руденко, В. А. Технология педагогического анкетирования в системе изучения профессионализма учителе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Руденко Валентина Анатольевна; Таганрогский государственный педагогический институт. — Таганрог, 2000. — 188 c.