Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 04.04.2021

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Седова, Е. В. Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. В. Седова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16483/ (дата обращения: 03.05.2024).



В современном мире развития интернет-технологий одним из немаловажных направлений работы педагогов представляется образование среды, необходимой для вырабатывания у учащихся и воспитанников речевых навыков. Ведь число учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений, имеющих проблемы речевого и психического недоразвития с каждым годом все больше и больше. Современные дети почти все свободное время проводят за гаджетами, практически лишены живого общения со своими сверстниками и родителями. Так, недостаток живого общения у ребенка создает разного рода проблемы в развитии речи и проблемы психического развития современных детей. Проблема отсутствия живого общения еще больше усугубилась в связи с возникновением нового вируса SARS-CoV-2, отнявшего у детей возможность посещать общеобразовательные школы и дошкольные образовательные организации, где они общаются друг с другом, где осуществляется процесс развития речи и интеллекта, а также предупреждение и развитие различных видов нарушений речи. Если запустить нарушения речевой и мыслительной деятельности, это приведет к таким неблагоприятным последствиям в формировании психики ребенка как неуверенность и скрытность, что создаст помеху его коммуникации с внешним миром и создаст трудности для его образования. Из-за закрытия школ, детских садов и других образовательных организаций ребенок может сформироваться ограниченным не только в социальном плане, но и приобретет сбои психики в дальнейшей перспективе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте речевое развитие выделяется как одна из образовательных областей дошкольной педагогики, включающей в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Деятельность учителя-логопеда в дошкольных организация, общеобразовательных школах, детских домах, социально-реабилитационных центрах направлена на оказание помощи как в качестве предупреждения возникновения нарушений в развитии речевых функций, так и для своевременного оказания медико-психолого-педагогической помощи детям, у которых в ходе применения диагностики выявились различные виды нарушений речи: нарушения речи системного характера, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическая недостаточность, фонетический дефект и т. д.

Логопедическая помощь по профилактике речевых нарушений детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит из следующих этапов: диагностика, улучшение состояния всех сторон речи (развитие мышц речевого аппарата, постановка правильного дыхания, развитие просодической стороны речи, развитие мелкой моторики, развитие фонематических процессов, пополнение и активизация словарного запаса, развитие связной речи), развитие психических функций (зрительное и слуховое внимание, речеслуховая память, мышление), работа с семьями воспитанников и учащихся, распространение рекомендаций для родителей и воспитателей по применению различных логопедических техник в системе взаимодействия с ребенком любого возраста.

При взаимодействии логопеда с ребенком или составленной по итогу диагностического обследования подгруппой или группой детей дошкольного или школьного возраста профилактическая работа логопеда должна включать следующие направления: логопедический массаж, самомассаж, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мимических мышц, развитие силы голоса, развитие фонематических процессов и интонации, развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве, пополнение пассивного и активного лексического запаса, развитие связной речи, развитие памяти и внимания, развитие мышления.

Такая деятельность способствует развитию интеллектуальных и творческих ресурсов ребенка. Учителю-логопеду в процессе общения с ребенком нужно вселять в него уверенность, настраивать на положительный результат, всячески мотивировать ребенка, стимулировать его активность и искренне радоваться его успехам.

Учитель-логопед, взаимодействуя с педагогами дошкольной организации или с педагогами общеобразовательной школы, должен предложить конкретные техники, которые нужно использовать с детьми. имеющими различные нарушения в развитии речи, а также необходимо обратить внимание на следующие виды деятельности, способствующие предупреждению нарушений в развитии речи детей дошкольного и школьного возраста: чтение сказок и рассказов, придумывание сказок, разучивание стихов, отгадывание загадок, использование арт-терапии, проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики.

Выстраивая общение с родителями учителю-логопеду нужно знакомить их с результатами диагностического обследования их детей, выявить уровень педагогической грамотности родителей, выстраивать представления родителей о ступенях речевого развития детей в условиях дошкольной образовательной организации или школы и семьи в процессе их участия в мастер — классах, семинарах, выставках, проводить родительские собрания, организовывать консультативно-профилактическую работу в индивидуальной форме, и небольших подгруппах родителей, чьи дети нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях, развивать творческую деятельность детей и их родителей в процессе коллективной работы по методу проектов, мастер-классов.

При проведении родительских собраний учителю-логопеду нужно рекомендовать специальные техники и методики по профилактике недоразвития речи дошкольного и младшего школьного возраста. Так, нужно акцентировать внимание родителей на том, что ребенок должен слышать четкую и выразительную речь. Также нужно отметить, что фразы, которые слышит ребенок, обязательно должны быть связаны логически с конкретной ситуацией, ведь иначе, ребенок не сможет понять о чем идет речь.

Для укрепления мышц языка и губ детей дома нужно выполнять следующие действия: сдувать сухие листья, надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри. С ребенком можно позаниматься перед зеркалом: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, научиться удерживать язык в форме чашечки, кончиком языка «почистить» зубы с наружной и внутренней стороны, перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, высунуть язык и продержать на нем соломинку как можно дольше, напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами. Такие действия помогут улучшить состояние артикуляционного аппарата и окажут помощь в развитии дыхания.

Выстраивание работы учителя-логопеда по предупреждению речевых нарушений дошкольников и младших школьников в соответствии с данными техниками и рекомендациями существенно повысит уровень их речевого развития, то есть улучшиться звукопроизношение детей и связная речь, улучшиться состояние фонетико-фонематического компонента, расширится пассивный и активный лексический запас, а присутствие в их речи аграмматизмов существенно уменьшится.

Таким образом, логопедическая работа по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста будет носить устойчивый характер, если будет осуществляться в комплексе и охватывать всех участников образовательного процесса (дети, их родители, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и педагоги дошкольной образовательной организации или общеобразовательной школы), и, как следствие, приведет к уменьшению количества детей, имеющих нарушения речи.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.firo.ru/