Тренинг для родителей с элементами игры «Наша жизнь» (для детей с РАС) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кружилина, О. А. Тренинг для родителей с элементами игры «Наша жизнь» (для детей с РАС) / О. А. Кружилина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16468/ (дата обращения: 06.05.2024).



На сегодняшний день статистика нашей страны показывает, что происходит увеличение количества учащихся с РАС. Дети с данным диагнозом находятся в школах с 1 по 9 класс.

В связи с этим в 2020 учебном году, я разработала социальный проект социализации детей с аутизмом. Одним из направлений данного проекта является клуб для родителей, чьим детям поставили данный диагноз. На встречах клуба происходит не только психологическая поддержка родителей, но еще и проводятся мастер-классы по играм для детей с РАС.

Поэтому в данной работе, я хочу поделиться тренингом для родителей с элементами игры «Наша жизнь» (для детей с РАС)

Цель тренинга: информирование родителей и повышение их компетенции по вопросам развития коммуникативных навыков детей с РАС в домашних условиях.

Задачи тренинга:

– Информирование родителей о важности навыков коммуникации для детей с РАС;

– Формировать навыки и умения проведения игр дома с детьми с РАС;

– Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Приветствие и представление (упражнение «Это Я»)

Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться — назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Психолог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Елена Ивановна- естественная, исполнительная».

Родитель: «Меня зовут Наталья -,,,,,,,,,,,,,»,, и т. д.

Педагог-психолог: На нашей доске изображена дорога жизни, у вас на столах лежат картинки ребенок и его родители, данная картинка олицетворяет вас и вашего ребенка. Пожалуйста, прикрепите фигурки к тому месту на дороге, где вы сейчас себя ощущаете.

Педагог-психолог: давайте обсудим ваш выбор, почему именно на этом участке дороги вы ощущаете себя?

Сообщение темы занятия

Упражнение «Отпечаток»

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами окунемся в атмосферу отпуска и представим, что нам нужно лететь за границу. Чтобы получить визу, нам нужен отпечаток пальца. Возьмите краску, обмакните палец и поставьте отпечаток на вашу визу. А теперь посмотрите внимательно на отпечаток других участников, если хотите вы можете обменяться, чтобы лучше посмотреть. Найдите среди других отпечатков такой же, как ваш. Нашли?

Родители отвечают, что не нашли.

Педагог-психолог: Почему, как вы думаете?

Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и отпечатки получились разные.

Это вывод о том, что все дети — разные: различны их способности, возможности и личностные качества.

  1. Основная часть.

Упражнение «Общение в эмоциях» (карточки с эмоциями).

Педагог-психолог. Отвечая на вопрос, выберете карточку с эмоциями, которая подходит для вашего ответа.

— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

— Каких карточек с эмоциями оказалось у вас больше?

— Совпадают ли карточки эмоций с первого и второго вопросов?

— Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?

Сообщение темы занятия «Как правильно, а главное зачем играть с ребенком» (в обсуждение темы принимают участие педагог-психолог, логопед-дефектолог)

Педагог-психолог:

Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии. Мы, как люди, которые наглядно видят процесс игровой деятельности аутистического ребенка, можем говорить о том, что это немного иной процесс, нежели у нормотипичного ребенка. На практике, применяя различные методики игры, мы можем утверждать, о том, что хорошо работающий метод игры с одним аутистическим ребенком, не дает гарантию отличного результата у другого ребенка. Поэтому мы будем стараться говорить о тех подходах, которые больше всего подходят для работы с большинством аутистичных детей. Вы, как родители сами поймете на интуитивном уровне, какие из методов подойдут именно вашему ребенку.

К сожалению, аутистичные дети, в игровой деятельности начинают вести себя скованно и отстраненно, но по моим наблюдениям через определенное время, они начинают тянуться ко взрослому, который пытается с ним взаимодействовать.

Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес именно для вашего ребенка и мотивируйте его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам позволяет.

Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно вводить установленные вами правила игры. Не бойтесь выходить за рамки своей фантазии, любой процесс осуществляйте в игровой форме, так внимание вашего ребенка будет фиксироваться и через время вы сможете достичь того, что он с удовольствием будет сидеть все необходимое время.

В процессе игры старайтесь максимально задействовать все органы восприятия. Играйте, используя подручные средства, все то, что у вас есть дома, ведь для детей с аутизмом чаще интереснее бытовые предметы, чем обычные игрушки. Идей для игр очень много, важно, чтобы вы, как родители нашли это время. По мимо того, что через игру вы можете прививать навыки, вы укрепляете эмоциональную связь со своим ребенком.

Общаясь со своими клиентами, я часто сталкиваюсь с тем, что не все родители принимают своего ребенка и как правило, в таких случаях, я отправляю родителей самих к психологу, чтобы им помогли решить данные проблемы. Я считаю, что это крайне важно, душевное состояние родителей. Аутистичные дети с легкостью считывают внутренний фон человека и на подсознательном уровне реагируют на него своим поведением. Да, у вас есть трудности, но это ваш малыш, это часть вас, и только вы можете ему помочь. Поэтому, я считаю важно провести игру по принятию своего ребенка.

Игровое упражнение «Для меня важно…»

Педагог-психолог начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребёнком — это …»; «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка есть недостатки, но …»

Резюме: общение с ребёнком — это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения — образ Я, самооценка.

Упражнение «Мой ребёнок самый лучший»

Предлагается похвалить своего ребёнка.

Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.

Принцип безусловного принятия:

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  2. Можно осуждать поступки ребёнка, его поведение, но не его чувства.
  3. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.

Логопед-дефектолог: а теперь я хочу вам рассказать пару игр, которые вы можете проводить дома со своим ребенком. Сейчас вместе мы с вами в них и поиграем.

  1. Игры с крупой. Для развития мелкой моторики. Возьмите большую кастрюлю и насыпьте туда любой крупы. Положите мелкие детали и попросите ребенка их достать оттуда. Такая игры интересна детям любого возраста.
  2. Игра для развития слухового восприятия. Возьмите одинаковые баночки в четном количестве. Насыпьте туда разный материал, который издает шум. Уберите одну часть баночек в мешок, а вторую часть оставьте перед ребенком. Попросите его найти одинаковые баночки по шуму.

Педагог психолог: Вы получили новые знания, давайте теперь перенесем свои фигуры на дороге. У кого-то из вас изменилось местоположение и ощущение себя на дороге? Почему? Давайте обсудим это.

  1. Заключительная часть

Завершение занятия (ритуал прощания)

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!