Формирование установки на здоровый образ жизни через развитие творческих способностей студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, апрель 2021)

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Поварова, Л. В. Формирование установки на здоровый образ жизни через развитие творческих способностей студентов / Л. В. Поварова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16459/ (дата обращения: 06.05.2024).



В современном мире для оптимизации процесса обучения будущего профессионала сформирована установка на здоровый образ жизни, формирование которой является профессионально значимой компетенцией будущих работников сферы услуг. Ключевым элементом педагогического подхода является раскрытие творческих способностей студентов, вследствие чего происходит укрепление мотивации к здоровому образу жизни и осознание ответственности за свой выбор и перед собой, и обществом в целом.

Ключевые слова: личностный потенциал, самовоспитание, самообразование, информированность, мотивация, здоровье.

Важной задачей работы педагога является формирование личной заинтересованности студентов в здоровом образе жизни. Однако, в современном обществе не редки семьи, в которых такой образ жизни, к сожалению, не стал нормой. Кто — то ведёт малоподвижный образ жизни, поэтому развивается гиподинамия и как следствие преждевременное изнашивание организма. Кто-то не контролирует себя в еде и развивается ожирение, закупорка сосудов. Есть те, кто не может полноценно отдыхать, отвлекаться от производственных проблем и такой образ жизни приводит к развитию различных заболеваний, некоторые сталкиваются с проблемой пристрастия к алкоголю, курению, но всё же главная роль в сохранении здоровья принадлежит образу жизни человека, а не экологии или генетики. Поэтому необходимо формировать у студентов, прежде всего, ориентацию на правильные ценности, направленные на развитие внутреннего мира в гармонии с окружающим миром. В современном обществе педагог может помочь студентам сформировать подобные убеждения с помощью современных информационных технологий: просмотр фильмов с их последующим обсуждением, реферирование интернет-источников, подготовка мультимедиа презентаций. Основной задачей для сохранения здоровья должна быть работа самого человека (студента). Работа, осознанная и целенаправленная, когда другой образ жизни не представляется возможным, когда есть ответственность перед собой, семьёй, обществом за своё здоровье. Ведь в конечном итоге человек должен не лечить болезни, а стремиться творить здоровье. [1, с. 174]

Но как же сегодня относятся студенты к своему здоровью и здоровью окружающих? По результатам проведенной диагностики можно сказать, что многие безответственно пренебрегают, наверное, самым ценным, что есть у человека — своим здоровьем. Такие студенты не видят потребности в сохранении здоровья, у них не сформировано поведение, способствующее этому. При этом такие учащиеся колледжа не считают социально-опасной проблемой для общества в целом распространение наркотических средств и Вич-инфекции. Они не задумываются о проблеме в масштабах нации. Конечно, такое поведение идет из семьи и из окружения. И перед педагогом стоит нелегкая задача изменить установку в поведении таких ребят, показать значимость здорового образа жизни и для самого человека, и как профессионально необходимой личностной компетенцией будущего работника. Вследствие этого формирование установки на здоровый образ жизни у студентов колледжа является сегодня, на мой взгляд, наиболее приоритетной задачей. Данная проблема касается не только здоровья отдельного человека, семьи, но и определяет общенациональные интересы, уровень подготовки выпускников колледжей как профессионалов. Поэтому возрастает роль воспитательной работы для развития полноценной личности имеющей и физическое, и психическое здоровье, личности способной адаптироваться к сложным социально — экономическим условиям, способной профессионально подойти к вопросу сохранения здоровья, и раскрыть свой творческий потенциал. Сегодня необходимо весь учебный процесс направить на формирование его соответствия со здоровьем, с возможностями и студентов и их семей и преподавателей.

Важным посылом получения студентами знаний по вопросам ЗОЖ (здорового образа жизни), способствующим сохранению здоровья, на мой взгляд, является понимание своей низкой осведомленности в этой области. Поэтому крайне важно выяснить реальный уровень информированности студентов. Молодые люди легко воспринимают все новое, а вот о последствиях этого «нового», задумываются не всегда. И если нет устойчивых положительных ориентиров, то такой вакуум заполняется вредными привычками, разрушающими здоровье. Поэтому деятельность педагога должна определяться тем, как формируются навыки здорового образа жизни у молодежи, ведь от этого будет зависеть, насколько раскроется личностный потенциал человека во взрослой жизни.

Работая куратором групп по специальности «Технология парикмахерского искусства», «Оператор швейного оборудования» я изучала отношения студентов колледжа к здоровому образу жизни. Большинство студентов считают свой образ жизни не вполне здоровым или не здоровым.

Только 39 % студентов уверены в том, что их образ жизни положительно влияет на здоровье, а некоторые не смогли оценить свой образ жизни. Субъективный процент информированности студентов о здоровом образе жизни очень высок (97 %). Однако объективный процент (результат тестирования) гораздо ниже (53 %). Студенты информированы по вопросам личной гигиены и занятиями спортом; о положительном влиянии на здоровье отказа от вредных привычек и рациональном питании. Они так же знают о необходимости регулярного прохождения медицинских осмотров и предотвращения заболеваний. Около 44 % опрошенных студентов знают о влиянии на здоровье экологии и положительных эмоций, проинформированы о безопасном поведении и сексуальной культуре. Хочется отметить, что только четвертая часть опрошенных студентов отнесли к ЗОЖ все факторы вместе. В целом, показатель информированности о факторах здорового образа жизни составляет 52 %. Таким образом, завышена самооценка. Студенты показали высокую степень знаний и правильную мотивацию к ЗОЖ, однако, у них низкий уровень ответственности за свое здоровье.

Поэтому можно говорить о том, что большая часть студентов нуждается в продолжение работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни. Очевидно, что и с родителями студентов надо проводить подобную работу.

Из опыта работы куратором групп студентов по специальности «Технология парикмахерского искусства», «Оператор швейного оборудования» хочу отметить актуальность рассмотрения рисков проводимой работы по формированию ЗОЖ.

Риски

Возможные последствия

Меры по минимизации

Проведение диагностики по выявлению установок на здоровый образ жизни и новых неблагоприятных факторов, разрушающих ценностные ориентации молодежи.

Мероприятия воспитательной работы будут отставать от запросов и задач воспитательной работы.

Подбор или разработка доступных и понятных диагностических методик.

Комплексная диагностика. Консультирование педагогов и родителей.

Недооценивание важности работы по формированию установки на здоровый образ жизни, психологическая неготовность.

Некачественная работа со студентами,

нарушение системы в работе,

недостаточный уровень социального развития,

снижение интереса родителей к деятельности учебной организации

Консультирование, самообразование, участие в работе ЦМК, изучение передового опыта

Итак, необходимо учить студентов строить свое поведение в соответствии с требованиями ЗОЖ. Задача педагога — побудить учащихся к работе по самовоспитанию, предложить конкретные образцы организации режима дня, двигательной активности, выработки осанки, научить рациональному питанию, умению контролировать свои эмоции, гигиене сна, зрения. А для этого надо увлечь ребят идеей охраны здоровья, показать важность собственной деятельности в этом направлении. Это трудно. Человек должен предъявить требования к себе. Но этому нужно учить студентов.

Из опыта работы хочется отметить, что эффективность результата повышают задания, развивающие творческую активность студентов. Это и проектная деятельность, и задания по самонаблюдению за своим поведением, самопознания и выявление вредных привычек, с последующим анализом, с целью найти причины, породившие несоответствие. Если можно — устранить их сразу, если нет, то стоит себе задать вопрос: «Не говорит ли это, о каких — то устойчивых недостатках моей воли, характера, личности? Можно воспользоваться приемами самовоспитания — задания самому себе. Содержание таких заданий нужно раскрывать в беседе со студентом.

Еще один прием — самообязательства. Лучше, если обязательств будет немного, но студент их непременно выполнит, например, отучиться от привычки читать лежа или горбиться, или вести малоподвижный образ жизни. Обязательства могут быть и в коллективной форме.

Таким образом, сегодня не требуется, как раньше только показывать вред и «запугивать» молодежь последствиями нездорового образа жизни, а необходимо формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни, этого можно достичь через развитие творческих способностей студентов.

Литература:

1. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г. Н. Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 2019. — 360 с.