Становление опыта взаимодействия педагогов и родителей в развитии системы школьного образования в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баринова, Л. В. Становление опыта взаимодействия педагогов и родителей в развитии системы школьного образования в России / Л. В. Баринова, Г. И. Веденеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16449/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье авторы рассматривают становление опыта взаимодействия педагогов и родителей, положительная практика организации данного взаимодействия сложилась и получила своё развитие в отечественных частных гимназиях. Накопленный опыт педагогами гимназий оказал немаловажное положительное влияние на воспитание подрастающего поколения, дальнейшее развитие системы школьного образования в России.

Ключевые слова: взаимодействие, педагог, родители, гимназия, устав, опыт.

Одной из актуальных проблем отечественной системы образования является воспитание гражданина, владеющего коммуникативной культурой, умениями позитивно направленного общения. На решение данной проблемы направлено взаимодействие педагогов и родителей в разнообразных видах деятельности, являющееся для учащихся образцом в программировании ими линии поведения с представителями различных социумов.

На важность взаимодействия учителей и родителей в достижении высокого качества образования, воспитания, повышения мотивации учащихся к обучению, решения социально-педагогических проблем указано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в документах, определяющих стратегию развития государственной образовательной политики: в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В «Основах государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента РФ 24 декабря 2014 г. № 808 отмечено, что решить современные проблемы в воспитании и образовании молодого поколения возможно лишь «сохраняя историческое и культурное наследие и его использования для воспитания и образования» [8, с. 10].

Обращение к наследию прошлого, попытка найти в этом наследии ответы на вопросы современных трудностей и противоречий позволят избежать повторения ошибок прошлого. Таким образом, историко-педагогическое исследование приобретает особое значение на современном этапе.

Мы обратились к истории с целью исследования вопроса взаимодействия педагогов и родителей. Особый интерес вызывает ХIХ в. — этот период ознаменован увеличением числа гимназий, а значит — удовлетворяется потребность общества в образованных гражданах. Одновременно школа испытывает необходимость в сотрудничестве с семьёй в целях повышения образовательного уровня и воспитанности учащихся.

История развития отношений педагогов и родителей России свидетельствуют о непростом поиске форм их взаимодействия.

Предпосылкой становления процесса взаимодействия стала ситуация, сложившаяся в образовании в XVIII веке, которая характеризуется запретом на общение детей с родителями вне школы, абсолютной диктатурой школы в отношении родителей (реформа И. И. Бецкого). Несмотря на проводимые реформы в образовании, отстранения родителей от процесса воспитания детей в российских школах, педагогическая общественность не разделяла убеждения И. И. Бецкого о вреде семьи и изоляции от неё ребёнка. О негативных последствиях данного метода воспитания говорил В. Я. Стоюнин: «В итоге произошло явление, небывалое в истории: во многих семьях развернулась бездна между отцами и детьми, … которая выразилась в ссорах или раздорах…; тут чувствовался только разрыв нравственный, одинаково приносящий страдания и тем, и другим» [6, с. 93]. Педагогическая общественность, напротив, подчеркивала значение семейного воспитания, важность роли семьи в развитии и образовании ребёнка, необходимость согласованности действий учителей и родителей в вопросе воспитания детей. Ярким примером служит мнение К. Шмидта, основателя антропологическо-педагогической школы. «Основанием школьному воспитанию служит воспитание домашнее, — считал педагог — только тогда можно ожидать успеха в воспитании, когда между домом и школой существует согласие» [4, с. 357].

Несостоятельность идеи изоляции детей от родителей в вопросах воспитания и образования привела представителей общественно-педагогического движения России в начале XIX в. к необходимости выстраивания процесса взаимодействия учителей и родителей.

В XIX в. вопросы всестороннего развития детей волновали мыслителей, педагогическую общественность. Рассматривался этот вопрос и на высоком общегосударственном уровне, что было отражено в Уставах учебных заведений, принятых в период с 1804 по 1871 годы.

Одним из значимых шагов в деле воспитания подрастающего поколения явилось принятие Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.). Устав подтверждал светскость образования, преемственность в системе обучения, гуманистические и нравственные задачи воспитания.

В Уставе (1804 г.) впервые на общегосударственном уровне был поднят вопрос взаимодействия учителей и родителей в воспитании детей. В §43 Устава записано: «Благоразумие требует того, чтобы учитель совокупным трудом с родителями старался о наилучшем детей воспитании». Устав закреплял, высказываемое обществом требование — необходимости взаимодействия учителей и родителей в воспитании учащихся. Впервые в истории образования в России Устав признавал равные права школы и семьи в деле воспитания, не называя пока формы и методы их взаимодействия.

Однако на данный момент ни семья, ни школа еще не были готовы кардинально изменить отношение друг к другу. Взаимное противостояние и взаимные упрёки в воспитании детей, выработанные веками, невозможно было преломить в короткие сроки.

Внимание государства к вопросам воспитания усилилось после восшествия на престол Николая I (1825–1855). Комитет, созданный царским указом в 1826 г., подготовил новый устав учебных заведений, что убедительно показывает важность решения вопроса нравственного воспитания. Более того, государь лично высказал желание, «чтобы образование в нашем отечестве было поставлено на твердых нравственных основах » [9, с.94]. Направление на нравственное воспитание в учебных заведениях России было закреплено на государственном уровне.

Согласно §1 нового Устава (1828 г.) общая цель учебных заведений, находящихся в ведомстве университетов заключалась в том, чтобы «при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний» [5]. Устав определил значимость воспитания и образования подрастающего поколения на государственном уровне.

Декабристское восстание с его драматическим финалом заставило Николая I принять меры по укреплению устоев русской монархической государственности. Как следствие, министром просвещения С. С. Уваровым была выработана новая идеологическая программа правительства.

В 1834 г. министр в циркуляре попечителям учебных округов требовал, чтобы воспитание молодого поколения в учебных заведениях России осуществлялось в духе «православия, самодержавия и народности».

В связи с чем, была предпринята глубокая реформа системы образования и принят новый Устав в 1835 г. Новый Устав внес изменения в гимназическое образование. Согласно Уставу перед гимназиями выдвигалась цель, с одной стороны, готовить учащихся к поступлению в университет, с другой — «доставить способы приличного воспитания».

Вновь на государственном уровне поднимается вопрос об усилении воспитательной и образовательной составляющих в системе образования.

Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени, привели государственных деятелей к необходимости проведения реформы народного образования Следствием чего стало принятие «Устава гимназий и прогимназий» в 1864 г., цель которого — «утвердить в народе религиозное и нравственное понятия» [1, с. 163]. К этому времени педагогическая общественность создала теоретические и практические предпосылки к переходу от отчуждения педагогов и родителей к их взаимодействию.

Новаторским, по своей сути, можно считать принятие «Устава гимназий и прогимназий» в 1871 г., который помимо вопросов образования и воспитания, решал вопрос взаимодействия педагогов и родителей. По сути, Устав (1871 г.) поставил работу школы с семьёй на новый уровень. Впервые в истории России был введён институт классного наставничества, который был призван стать связующим звеном, посредником в отношениях педагогов с родителями.

О первых положительных результатах работы классных наставников мы узнаем из годовых отчетов за 1871 год 1-й Московской мужской гимназии, 4-й и 6-й Московских гимназий, а также Ярославской, Смоленской и Владимирской гимназий. Все, вышеперечисленные учебные заведения, отмечают в своих годовых отчетах, что с введением института классных наставников гимназии получили «громадные средства для нравственного влияния на учеников класса» [10, с. 8], при непосредственном сотрудничестве с родителями.

«Еженедельно, по определению Совета, классные наставники сообщают родителям учащихся сведения об их успехах и поведении их детей, входят с родителями в сношения; и родители, относившиеся в начале учебного года, как бы с недоверием к классным наставникам, изменяют, или даже изменили к ним свои отношения. Вслед за родителями и ученики начинают с полным доверием относиться к своим классным наставникам и обращаются к ним во всех своих нуждах и просят у них разрешения о всех своих недоразумениях» [10, с. 9], читаем в годовом отчете гимназий.

Поражают своей дальновидностью размышления директора 1-й Московской мужской гимназии о развитии института классного наставничества: « Классные наставники — деятели будущего; в настоящем положено только начало того благотворного дела в наших гимназиях, влияние, которое будет иметь впоследствии правильно направленной деятельности классных наставников» [10, с. 9].

Особенно ярко проявился процесс взаимодействия учителей и родителей в деятельности частных гимназий XIX в., где взаимодействие было направлено на развитие способностей детей. Воспитанность проявлялась у гимназистов именно от того, что процесс взаимодействия педагогов и родителей был построен достаточно продуктивно.

Педагоги понимали, что прежде чем приступить к вопросу сближения и взаимодействия с родителями, необходимо выделить основной момент: вложить в сознание родителей мысль, что родители наравне со школой несут ответственность за воспитание ребёнка; семья должна стать союзником и помощником школе в деле воспитания и образования детей.

Этому способствовали научно-педагогические труды видных учёных XIX века. Серьёзное внимание координация семейного и школьного воспитания отводилось в трудах Н. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.

Проблема взаимодействия педагогов и родителей была и в центре внимания П. Ф. Каптерева. К ней он обращался на протяжении всего рассматриваемого нами периода. Взгляды педагога на процесс взаимодействия опирались на глубокие знания, что позволило ему сформулировать основные правила взаимодействия учителей и родителей, отдавая приоритет семье.

Фундаментальные труды педагогов, мыслителей XIX в. П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского и др. составили важнейшие вехи педагогического обновления теории и практики воспитания в семье и школе. О влиянии семьи на развитие личности ребёнка в философии образования высказывались В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, В. И. Вернадский, Л. Н. Толстой и др. Обобщить мысль высказанных идей можно словами В. Я. Стоюнина: «Школа должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать её требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить» [7, c. 367]. В. Я. Стоюнин выразил в данной мысли ту позицию, которую поддерживали все прогрессивные слои общества.

Как видим, теоретическая педагогика второй половины ХIХ в. делала первые шаги в изучении профессионально-творческого развития педагога.

Пытаясь разрешить проблему взаимодействия учителей и родителей, предлагая новые способы и пути реализации идеи взаимодействия, педагоги переосмысливали прежний опыт, предлагали конкретные пути улучшения данного процесса. Сторонники развития взаимоотношений учителей и родителей, в силу отсутствия всякого опыта подобного сотрудничества, обращались к публикациям, теоретическим осмыслениям и порой к конкретным рекомендациям педагогов-новаторов, классиков педагогической мысли.

О первых шагах в вопросе взаимодействия педагогов и родителей, предпринятых на практике гимназиями, читаем в «Журнале для родителей и наставников» (1865 г.): «С некоторого времени совещания гимназических советов начали сосредотачиваться по преимуществу на вопросе: «о сближении школы с обществом». Начали придумываться в гимназиях меры к такому сближению.

Частные гимназии сыграли видную роль в русской педагогике второй половины XIX в. Их учебно-воспитательный опыт оказал благотворное влияние на государственные учебные заведения. В частных гимназиях (таких, как женская гимназия М. Н. Стоюниной, средняя школа совместного обучения Е. С. Левицкой, мужская классическая гимназия Л. Н. Поливанова и др.) постановка обучения полнее соотносилась с требованиями педагогики и жизни: здесь разумно распределялся учебный материал по классам, устанавливалась более прочная связь с семьёй ученика. Взаимодействие находило проявление в благоустройстве школы; в оборудовании учебных кабинетов и др. Педагоги, перечисленных учебных заведений, стремились к тому, чтобы научные познания, получаемые в школе, способствовали «созданию просвещённого человека в широком смысле этого слова, с широким и светлым умственным и нравственным горизонтом, с ясными и твердыми нравственными понятиями, с возвышенными чувствами и благородными стремлениями, глубоко проникнутого духом научного идеализма» [3, с. 24].

Вопросы воспитания воли в учениках, развитие тех нравственных навыков и привычек, которые являются существенными и отличительными признаками человека благовоспитанного, были в центре внимания педагогического коллектива вышеназванных гимназий и рассматривались на педагогических советах с приглашением родителей. Открытость и бескорыстие, высокая заинтересованность сотрудников и преподавателей гимназий, родителей в полноценном образовании гимназистов в сочетании с высоким уровнем воспитанности, нравственности способствовали созданию уникальной образовательной среды, сделавшей эти учреждения истинно передовыми для того времени.

Воспитанники гимназий являлись свидетелями выстраиваемых отношений родителей и педагогов. Наблюдая за общением взрослых, дети постигали нормы и оттенки делового стиля поведения, необходимого для дальнейшей жизни, а спустя некоторое время, этот стиль поведения становился для них нормой социального взаимодействия с людьми в тех областях, к которым целенаправленно готовила молодое поколение гимназия.

Небезынтересен опыт Елецкой гимназии в утверждении взаимодействия. Педагоги, стремясь вовлечь родителей в воспитательную работу, разделили с ними ответственность за результат воспитания. Они «предоставили возможность родителям ежедневно следить за школьной жизнью своих детей, вникая в мельчайшие детали, отмечая едва уловимые нюансы их участия в ней, помогая, таким образом, учебному заведению в достижении учебно-воспитательной цели» [2, c.127].

Показателен опыт Тамбовской гимназии взаимодействия с родителями. Привлекая родителей к осуществлению контроля за детьми, предпринимались шаги, аналогичные Елецкой гимназии. Одно из правил, принятых Тамбовской гимназией, гласит: «Родители, родственники или опекуны учащихся должны быть обязаны подпискою наблюдать за ними в домашней жизни и, кроме того, каждый ученик должен получать от заведения годичный билет с прописанием главнейших его обязанностей» [9, c. 194].

Невозможно обойти вниманием опыт решения вопросов взаимодействия семьи и школы 4-й московской гимназии, где утвержденные педагогическим советом правила поведения для учеников гимназии были отпечатаны в отдельных тетрадях и розданы ученикам гимназии, а экземпляры вместе с циркулярами разосланы родителям от имени директора. Такими действиями гимназия не только сообщала родителям и родственникам учеников о правилах, которые касаются поведения их детей, но и «брала с родителей подписку в том, что они будут требовать от своих детей точного исполнения всех требований гимназии» [10, c. 49]. Подобные действия со стороны педагогов нашли положительный отклик, правильное понимание и адекватное реагирование родителей, не преминули положительно сказаться на детях.

Приведенные материалы о деятельности гимназий XIX в. по привлечению родителей к сотрудничеству, контролю за успеваемостью и поведением ребёнка со стороны родителей, взаимному уважению педагогов и родителей, показывают, что каждое учебное заведение находило собственные пути выстраивания взаимодействия с семьёй для достижения главной цели — воспитания образованного, всесторонне развитого молодого человека.

Изучение официальных документов, архивных материалов и педагогической литературы позволили доказать, что стиль общения педагогов с родителями, умение выстраивать процесс общения явились образцом для учащихся, положительно сказывалось на их поведении и успеваемости. Однако такой характер взаимодействия в деятельности гимназий не стал всеохватывающим, а коснулся частных гимназий. В гимназиях ведомства Министерства народного просвещения учебный процесс был достаточно жестко регламентирован. Собственные варианты взаимодействия педагогов и родителей разрабатывались обычно в частных училищах и гимназиях [11].

Мы отмечаем непростой и тернистый путь становления опыта взаимодействия педагогов и родителей, поиска путей сотрудничества. Но необходимо сказать, что накопленный опыт, подготовленные кадры оказали немаловажное положительное влияние на дальнейшее развитие системы школьного образования в России.

Литература:

1. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. М. Ф. Шабаевой и др. — М.: Просвещение, 1981. — 367 с.

2. Кузовлев В. П. Развитие гимназического образования в Орловской губернии: монография / В. П. Кузовлев, В. В. Перцев, О. А. Саввина– Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. — 236 с.

3. Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.

4. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. Для педагогов и родителей /сост.(по Шмидту, Раумеру и др.) Л. Модзалевский. Т.2 / Л. Н. Модзалевский. — Санкт Петербург: изд. Н. Г. Мартынова,1899–605 с.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. / СПб, 1830. Т III. Ст. 2502.

6. Смирнов О. Н. Народный учитель: справочник. / С. Смирнов. — М.: Типография «Общественная польза», 1914. — 239 с.

7. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. — СПб. Типография Училища глухонемых, 1892. — 568 с.

8. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». — URL: https://base.garant.ru/70828330/#friends. (дата обращения 06.12.2020).

9. Холодный Г. М. Историческая записка Тамбовской гимназии. 1786–1886. / Г. М. Холодный. — Тамбов: Типо-литография Д. С. Семенова, 1887. — 328с.

10. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ): фонд 371. –Оп. 1. — Д. 64. — 1-ая Московская мужская гимназия. Годовой отчет гимназии за 1871г. Отчет о состоянии 4-ой Московской гимназии за 1871г. Отчёт по управлению Дирекции училищ Московской губернии за 1871г. [893л].

11. Чмелёва Е. В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX — XX в.). / Е. В. Чмелёва // Педагогика. — 2009. — № 1–2 — с.61–69.