Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 31.12.2020

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Поварова, Л. В. Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций / Л. В. Поварова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16298/ (дата обращения: 29.04.2024).



В современном мире для оптимизации процесса обучения эффективность применения саморазвития студентов, обоснована временем. Демонстрируя студентам правильно выстроенную систему развития социально-психологической компетенции на занятиях, можно сформировать системность знаний и мышления, приводящую к подготовке высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: нравственное воспитание, социально-психологическая компетенция, знания, востребованные специалисты, системный подход, поэтапное формирование мировоззрения.

Сегодня подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда основная задача в сфере профессионального обучения. Современные науки, на которых основывается подготовка кадровых ресурсов, имеют комплексный характер и их отрасли взаимосвязаны. Однако, только определённой суммы знаний недостаточно для воспитания достойного члена общества. Ни у кого не вызывает сомнения, что нравственное развитие помогает формировать полноценную личность. Поэтому необходимо не только предоставлять конкретные знания и умения, но и учить подрастающее поколение правильному саморазвитию, которое будет залогом принятия верных решений и в профессиональной сфере, и будет способствовать благополучию общества в целом. Таким образом, перед преподавателем стоит задача повысить уровень социально-психологической компетенции учащихся.

Хочется отметить, во-первых, необходимость преподавателю поставить перед собой задачу: сформировать психологические, дидактические, педагогические знания и применить их в педагогической деятельности, углубить знания по определению психофизиологических особенностей и индивидуальных стилей обучения студентов. Это будет способствовать эффективной организации процесса обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся, ведь даже в век информационных технологий человеческий фактор играет ведущую роль, тем более в таких сферах, как нравственное воспитание. Во-вторых, необходимо осуществлять системный подход в формировании мировоззрения подрастающего поколения. В профессиональное образование часто приходят учащиеся, которые уже недополучили такого подхода и поэтому методом проб и ошибок, интуитивно выбирают правильный путь в нравственном воспитании. А в результате «находят себя» в алкоголе, наркотиках, асоциальных группировках, агрессивно-эгоцентрическом мировоззрении, когда личность идёт по пути саморазрушения. Именно поэтому так важно преподавателю помочь студентам в выборе нравственного пути, привитии учащимся гуманистических приоритетов. [1, с. 186]

Я на протяжении многих лет являюсь преподавателем и куратором групп в «Калужском колледже сервиса и дизайна» по специальности «Технология парикмахерского искусства» по подготовке парикмахеров — модельеров, которые являются сегодня востребованными специалистами. В колледже работают творческие, грамотные, увлеченные, высококвалифицированные специалисты. Перед нами стоит задача: организовать учебный процесс таким образом, чтобы все студенты овладели глубокими и прочными знаниями по изучаемым предметам, и способствовать становлению самосовершенствующейся социально успешной личности каждого обучающегося. Хочу отметить, что традиционный подход в образовании уступает место компетентностному, и проведение интегрированных системных занятий, способствует нравственному воспитанию. Я веду такие общепрофессиональные предметы, как «Санитария и гигиена парикмахерских услуг», «Анатомия и физиология кожи и волос». Необходимо отметить, что в стандарте образования появились и такие дисциплины, как «Психология общения» и «Этика профессионального общения». Но почему? Эти дисциплины относятся к знаковой системе человек — человек и способствуют всестороннему развитию личности. А по опыту преподавания в группах, изучающих данные дисциплины, можно сделать вывод, что студенты получают целенаправленное развитие социально-психологической компетенции.

В своей профессиональной деятельности я использую поэтапное формирование мировоззрения у обучающихся. На начальном этапе необходимо логически подвести учащегося к необходимости соблюдения этических норм, для этого мной используются такие методы, как тестирование, беседа, диспут, доверительный разговор, направленные на развитие самопознания у студентов, а подобный подход позволяет обеспечить толерантность как в микросоциуме группы, так и в дальнейших социальных контактах учащихся. Далее следует выяснить актуальные потребности учащихся и сделать акцент на том, что вызывает наибольший интерес, и на том, что незаслуженно отвергается, нужно исходить из индивидуальных особенностей своей, конкретной группы обучаемых. Часто среда, окружающая ребёнка, говорит противоположное тому, что он слышит на занятиях или в личной беседе с педагогом. Но в условиях, когда неформальные лидеры часто диктуют правила, прямо противоположные тому, чему учит этика, обязательным условием успеха является доверие к преподавателю.

В процессе занятий, как правило, между преподавателем и учащимися возникают доверительные отношения, которые необыкновенно важны, в частности, для классного руководителя со своим классом. Однако преподавателю необходимо постоянно пополнять свои знания о психологических особенностях учащихся, изучать методики психологического тестирования, также педагог должен владеть теми социально-психологическая компетенциями, которые он намерен привить учащимся. В своей педагогической деятельности я стремлюсь соответствовать основным нравственным нормам, иначе не будет положительного эффекта. С другой стороны, учащиеся сами пристально наблюдают за преподавателем, и здесь важны все формы общения. Поэтому я уделяю большое внимание освоению невербальных форм общения (голос, интонация, мимика, жестикуляция, позы). Для принятия определённого решения требуется умение поставить себя на место студента, при этом, не нарушив границ личностей. Для этого необходимо знание подростковой среды и представление о духовном мире сегодняшней молодёжи.

В системе профессионального образования часто учатся студенты из неполных или неблагополучных семей. Поэтому особенно важно относиться к формированию траектории правильного саморазвития студентов необходимо со всей серьёзностью и ответственностью: возможно, именно от знаний, полученных у педагога, зависит развитие успешной личности в целом, и востребованность как профессионала.Личность студента, с одной стороны, достаточно зрелая с практически сформированным темпераментом, который при изучении личных качеств необходимо учитывать, но при этом черты характера студента ещё находятся в стадии формирования.

По опыту преподавания я могу сказать, что у многих учащихся отмечается тенденция развития эгоцентризма. Однако, если использовать здоровые эгоистические интересы, высокое развитие которых было выявлено в результате опросов (забота о своём внешнем виде, стремление к материальному благополучию, потребность обеспечения собственной безопасности), то можно подвести учащихся к пониманию взаимозависимости между личной безопасностью и профессиональным успехом. Поэтому на первом этапе занятий раскрывается вся незащищённость личности перед внешними источниками информации, осуществляется постепенный переход к обоснованию возможности противостоять к такому роду воздействиям через усвоение основополагающих нравственных ценностей. Далее, требуется логически показать взаимозависимость саморазвития и профессиональной успешности. Я так же учитываю психологические особенности учащихся: в этом возрасте учащиеся особенно остро испытывают потребность в самопознании. Ставит своей целью не только удовлетворить эту потребность, но и развивать стремление к самосовершенствованию и полному использованию своих способностей в профессиональной сфере. Но при этом, темы по основам нравственности, являются основополагающими для изучения психологических знаний об особенностях личности, её психологической защите. Это даёт усиление воспитательного эффекта, так как любое «нужно» студент всегда сопровождает вопросом «зачем?». В итоге закладываются основы профессиональной успешности студента при одновременном нравственном развитии.

В общем виде система занятий больше похоже на беседу между равноправными и равноуважаемыми партнёрами, чем на традиционный урок. Если преподавателю удалось установить такие отношения — можно считать, что основа для развития социально-психологической компетенции заложена.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что эффективность развития социально-психологической компетенции во многом зависит от личности учителя. Только неравнодушное отношение и положительный личный пример дают максимальную эффективность. А совокупность всех действий воздействует на процесс обучения, тем самым закладывается прочная основа профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности — М.;Воронеж, 2009.

Ключевые слова

знания, системный подход, нравственное воспитание, социально-психологическая компетенция, востребованные специалисты, поэтапное формирование мировоззрения