Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хабарова, О. Г. Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста / О. Г. Хабарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16177/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: сказка, творческие способности, дошкольники старшего возраста.

The article considers the role of fairy tales in the development of creative abilities of older preschoolers, considers the main approaches to defining «creative abilities», and presents the main techniques of working with a fairy tale used to develop children's creative abilities.

Keywords: fairy tale, creativity, older preschoolers.

Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надежный, добрый спутник в жизни каждого ребенка.

Дж. Родари

Творчество — это незримые ниточки, соединяющие сердце. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество», — писал В. А. Сухомлинский [7, с.74].

По мнению Б. П. Никитина творчество — это чрезмерно важная сторона активной деятельности воспитанника, в которой особенно сильно переживается радость мышления.

Вопрос о развитии у дошкольников творческих способностей и значение интегрированной художественной деятельности для полноценного становления ребенка Л. С. Выготский назвал одним из самых актуальных вопросов не только в психологии, но и в педагогике [1, с.110].

В педагогической литературе мы находим самые разнообразные подходы к определению понятия творчество и творческих способностей. Б. М. Тепловым, на основании трёх признаков способностей, выделено определение, которое мы возьмём за основу в своей статье:

— способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

— способности — это те качества, которые способствуют успешности выполнения деятельности;

— способности, которые обуславливают легкость и быстроту приобретения новых знаний и умений.

Б. М. Тепловым рассматриваются способности как основание для результативной деятельности [4, с.9].

Понятие «творчество» воедино слито с понятием «творческих способностей», поэтому рассматривается как личностная характеристика.

Можно утверждать, что творчество — это личностное качество, опирающееся на развитие высших психических функций. Творчество охватывает все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Выделяется три этапа творческого процесса, которые представлены следующим образом: замысел, превращение замысла в обдуманный план, воплощение плана в материальную форму. Такое расчленение творческого процесса отражает его структуру лишь схематически: на самом деле жестко закрепленной последовательности этапов не существует.

Было бы неверным исходить из того, что последующий этап начинается лишь после завершения предыдущего. Каждый из этапов — необходимый и целостный компонент творческого процесса. Этапы проникают друг в друга, так что на стадии доработки могут быть внесены коррективы в первоначальный замысел. Изучение и рассмотрение их в отдельности имеет смысл, так как основным этапам творчества, по-видимому, соответствуют основные компоненты продукта творчества.

Какие же этапы возникновения детского творчества?

Одни исследователи (К. Н. Вентцель, А. В. Бакушинский и др.) считают, что творчество — это результат внутренних самозарождающихся сил ребенка. В этом случае, творческие способности рассматриваются как возникающие самопроизвольно.

Можно сделать вывод, что тогда сформировать их с педагогической точки зрения просто невозможно. С другой стороны, исследователи Г. В. Лабунская, В. А.Левин полагают, что творчество развивается в искусстве.

Дошкольный возраст — сензитивный, наиболее благоприятный период для развития творческих способностей дошкольников.

Это период считают особо восприимчивым детей к любым видам творческой деятельности. Как мы видим, творческая деятельность основывается на стремлении изобрести новый продукт. Творческое начало в дошкольнике — это к новому виду деятельности.

Сегодня большое внимание уделяется применению в работе педагогов разнообразных методов и приемов для развития творческих способностей детей 5–6 летнего возраста. Компетентный педагог помогает и способствует развитию творческих способностей у дошкольников старшего возраста.

Одним из способов развития творческих способностей у детей 5–6 летнего возраста является такой литературный жанр как сказка.

Сказка — это выдуманные истории автором или народом о несуществующих героях и чудесах. В сказке собрана информация, накопленная многими поколениями людей, которая преподносится ею на уровне детского восприятия и понимания.

Сказка — это совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок, достичь поставленных целей, через раскрытие творческого потенциала личности.

Работа со сказкой развивает творческие способности дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются высшие психические функции, — внимание, мышление, память, восприятие, речь, воображение, необходимые для развития творческих способностей.

Сказки дают знания о традициях, о мире, о связи человека и природы, а также учат сопереживанию. Сказка является ниточкой, связывающей, соединяющей внешний мир с внутренним миром дошкольника.

Психологи говорят о том, что сказки имеют большое значение для формирования личности и творческого начала дошкольника. Сказки помогают привить такие качества, как доброта, отзывчивость, взаимопонимание, чуткость, ответственность, сопереживание. На основе сказок дети учатся отличать хорошего героя от плохого, знакомятся с такими понятиями, как: добро и зло, трудолюбие и лень, смелость и трусливость. Сказки несут в себе утверждение нравственного закона жизни, в них предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, учит сопереживать и верить в чудеса. По выводам исследований Н. И. Кравцова и С. Г. Лазутина в сказке заложено эстетическое начало, способствующее развитию творческих способностей. [2, с. 36].

Сказка — это средство работы с внутренним миром ребенка, инструмент его развития.

Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

— Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

— Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

— Потребность в активности. Главный герой всегда находится в действии [8, с.27]

Использование сказки для развития творческих способностей ребенка требует применения разнообразных методов и приемов. Рассмотрим некоторые из них:

— Анализ сказок предполагает осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Для анализа ребёнку необходимо предъявлять известную сказку. Ребенку предлагается ответить на вопросы типа: «Как ты думаешь, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего тебе понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?» и т. д. Указанный способ работы можно применять для детей старшего дошкольного возраста.

— Пересказ сказок помогает развивать фантазию и воображение, творчество. Так, например, можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Сером волке, которую рассказала бы мышка или Иван — царевич.

— Переписывание сказок — еще один прием для развития творчества ребёнка.

Переписывание и дописывание сказок будет развивать творчество у ребёнка в тех случаях, если ему чем-то не нравится сюжет, поворот событий ситуаций в сказке. Только тогда у ребёнка заработает творческое воображение, когда ему будет необходимо освободиться от внутреннего напряжения и увидеть положительную динамику в сюжете сказки.

— Сочинение сказок по картинному плану, по вопросам.

— Сочинение сказки по теме. Дошкольник выступает как автор. Он самостоятельно выбирает содержание сказки и её форму. Выполнение такого задания развивает творческое воображение и мыслительную деятельность.

— Сочинение сказок по модели сюжета; по типам сказочных персонажей; по модели сюжета и типам сказочных персонажей.

— Рассказывание старой сказки с фантазирование.За основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

— Моделирование сказок.

Применение разнообразных моделей для составления сказки помогает дошкольникам усвоить ход сказочных событий и последовательность действий персонажей сказки.

— Продолжение знакомой сказки — придумывание конца сказки, новой сюжетной линии. Педагог предлагает дошкольникам вспомнить хорошо известную им сказку. А далее просит детей придумать продолжение сказки.

— Составление сказки на свободную тему. Ребёнок самостоятельно придумывает название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие У него формируется умение последовательно, логично и связно излагать свои мысли. Это помогает дошкольнику создать эмоциональное настроение и способствует развитию творческого воображения.

Изучая работы Дж. Родари, мы выделили эффективные способы работы со сказкой, способствующие развитию в ребёнке творческого начала, фантазии, эмоционального отклика на происходящее в сказочном произведении [3, с.143].

— «Перевирание» сказки» способствует развитию умения узнавать, восстанавливать конструкцию сказки при её неверном изложении, сознательное изменение известных деталей сказок.

— «Сказки наизнанку» формируют развитость операции инверсии, что также благоприятно отражается на становлении детского творчества.

— Приём «А что было потом?» позволяет развивать мышление; фантазию, творческое воображение.

— Приём под названием «Салат из сказок» помогает проверить наличие у дошкольника творческого замысла, помогая ребенку ввести в сюжет сказки новых героев и сочинить новый сюжет сказки.

— «Сказка-калька» развивает творческие умения и навыки в придумывания новой сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказка является источником для развития творчества дошкольников.

Обращаясь к работе Л. Б. Фесюковой, мы видим, что нестандартные приемы и методы работы со сказками являются ещё одним важным способом развития творческих способностей детей дошкольного возраста [6, с. 106].

Применяя в работе нетрадиционные приемы работы со сказкой, такие, как составление коллажам из сказок, сказок на основе стихотворений, сказки «от клякс, сериал сказок, зарисовывание сказок, составление сериалов, мультфильмов по сказкам, мы можем высказаться о стабильно высоких результатах в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста.

Отечественный педагог Е. И. Тихеева указывала на особое влияние сказки, народного творчества на развитие «языкового чутья», культуру языка детей, творческого воображения и дивергентного мышления детей. Она отмечала, что «между сказкой и психикой ребенка существуют едва уловимые связи» [5, с. 111].

Таким образом, традиционный и нетрадиционный подход в работе со сказкой, можно справедливо считать эффективным способом, развивающим творческие способности у старших дошкольников. Роль педагога, в этом случае, является главенствующей. Актуальной задачей педагога будет являться заинтересованность и увлечение ребенка. Важно поощрять в нем самостоятельность и активность, хвалить за успехи и, тем самым, способствовать его творческому развитию и развитию творческих способностей. Необходимо беречь в каждом ребенке мечтателя, фантазера, чтобы он вырос творческой личностью, Человеком с большой буксы.

Каждый ребенок любит слушать сказки и увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Сказка — это не только развлечение, но и прекрасный способ для того, чтобы развить творческие способности ребенка. А для этого нужна всего лишь заинтересованность педагогов в развитии фантазии у ребёнка, в желании подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики, позволяющие открыть внутренний потенциал каждого малыша.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Проблема развития способностей / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. — 1996.- № 5. — С. 110
  2. Фольклор как искусство слова: Сб. статей / Отв. ред. проф. Н. И. Кравцов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.-170 с.
  3. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М.: Прогресс, 1978. — 379 с.
  4. Теплов, Б. М. Способности и одарённость / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. -М.: Просвещение, 1961. -20с.
  5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей.- М.: Просвещение, 1981.- 111с.
  6. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста -М.: АСТ, 2000. — 460с.
  7. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Том 1 / Сухомлинский В. А. — М.: Педагогика, 1979.- 564с.
  8. Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки / П. И. Яничев // Журнал практического психолога. — 1999. — № 10–11. — С. 27–37.