Методика «перевернутого обучения» в условиях современной цифровой среды образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Азарская, Е. М. Методика «перевернутого обучения» в условиях современной цифровой среды образования / Е. М. Азарская. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16061/ (дата обращения: 01.05.2024).



Современное образование направлено на исследование новых высокоэффективных методов обучения, комбинирующих в себе традиции и новшества. На сегодняшний день одной из многообещающих форм обучения считается смешанное обучение (blended learning), позволяющее производить внедрение новых технологий в обучающий процесс. В то же самое время, не отвергая проверенные временем традиционные методы обучения, построить процесс обучения так, чтобы он стал более оперативным и высокопродуктивным.

Перевернутое обучение (flipped learning) является модифицированным видом смешанного обучения, стремящимся видоизменить устоявшийся план обучения и роль внеклассной работы и работы на уроке. Форма перевернутого обучения считается инновационным методом обучения. При таком подходе учащиеся индивидуально исследуют обучающий контент (раздела/модуля, темы) в домашних условиях при помощи информационных технологий (ИТ), обозревая видеоуроки или видеопояснения, после этого происходит дискуссия, в результате которой учащиеся используют полученные знания на уроке при содействии и участии педагога, осуществляя на занятии вычислительные или практические операции, подвергая изученную информацию критическому анализу. В сущности, в результате применения данной модели обучения происходит переворот работы учащегося.

Основной целью применения технологии «Перевернутое обучение» является организация учебной работы, при которой происходит [3 с. 61]:

– формирование универсальных учебных действий;

– развитие личностных качеств и общей культуры учащегося;

– понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.

Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений XXI века, таких как [4 с. 160]:

– активность, инициативность и самостоятельность;

– грамотность в области ИКТ;

– творческий подход и новаторство;

– критическое мышление и способность решать проблемы;

– коммуникабельность и сотрудничество;

– информационная грамотность;

– гибкость и способность к адаптации;

– продуктивность и вовлеченность;

– лидерство и ответственность.

Новшество и ценность перевёрнутого обучения заключается в содействии и повышении взаимоответственности учащихся за собственноличное обучение, в связи с чем повышается уровень мотивации.

В результате реализации «переворота» осуществляется оперативное формирование личностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности), метапредметных результатов (планирования своей деятельности, её контроля, корректировки) и коммуникативных навыков (взаимодействия учащихся в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя, педагог выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряя учащихся на самостоятельные исследования и совместную работу.

Переходя к вопросам непосредственно проектирования самой методики, воспользуемся следующим перечнем этапов. Содержание работы по проектированию учебной деятельности включают в себя: типологизацию, отбор и структурирование учебного материала, разработку учебных программ и реализацию разработанной методики.

При реализации данного метода обучения в средней общеобразовательной школе, как показала практика, наибольшие трудности могут возникнуть в результате отсутствия необходимого технического обеспечения учащихся, так как не все учащиеся имеют свободный доступ к интернету или к компьютерным технологиям. Данная проблема решается объяснением родителям всей важности данного процесса получения новой информации или поиска альтернативных выходов из сложившейся ситуации. Процесс адаптации к новой методике намного легче происходит у среднего и старшего звена, так как учащиеся более самостоятельны и способны на конструктивный диалог с педагогом. Однако он все же зависит от дисциплинированности, ответственности и готовности к переменам в образовательном процессе как учащихся, так и их родителей. При реализации методики перевернутого обучения на уроках иностранного языка в условиях дистанционного обучения, было отмечено, что контроль выполнения домашних и классных заданий, облегчился благодаря использованию образовательных платформ, таких как skysmart, Якласс и др. Также стоит отметить, что при применении данного метода обучения на уроках иностранного языка разнообразие видов заданий и предоставления нового материала по изучаемой теме в большей части зависит от фантазии и изобретательности педагога. Поскольку в открытом доступе находится колоссальное количество бесплатного контента информационных интернет ресурсов, приложений, видео- и аудиоматериалов. Основная задача педагога заключается в выборе наиболее эффективных методов и приемов подачи и отработки изучаемого материала.

Организованная таким образом модель урока помогает изменить традиционные роли школьников и педагогов, однако стоит отметить, что данные модификации не всем могут даться легко, в связи с чем трудностей, которые возникают при переходе на данную модель обучения, избежать невозможно. Учащиеся за все свое школьное обучение уже привыкли воспринимать информацию пассивно в результате учебного процесса, а педагогам тяжело даются инновационные методы обучения и работы с учащимися, так как в основе находится теория, вступающая в противоборство с какими-либо инновациями.

Таким образом, «Перевернутое обучение» оказывается одним из передовых направлений модернизации современного образования, независимо от факторов, сдерживающих его возрастающую популярность.

Также следует отметить, исходя из полученного опыта внедрения данной методики, которым педагоги обмениваются в средствах массовой информации, не исключено, что модель перевернутого обучения придётся не каждому по вкусу, в том числе ученикам и их родителям.

Но в то же самое время основной дилеммой внедрения методики перевернутого обучения можно считать в значительной степени возросший объем работы педагога в самом начале перехода. Следует перестроить учебную программу так, чтобы можно было разделить имеющийся контент таким образом, чтобы теоретическую часть убрать в подкаст, а практическую оставить для аудиторной работы. Также необходимо составить тесты для контроля и самоконтроля учащихся, пересмотреть систему оценивания домашней и классной работы в классе, освоить навыки создания подкастов, в том числе и их расположение в LMS.

Принимая во внимание быстротечный процесс развития современных передовых технологий, а также требования общества, предъявляемые к качеству оказания образовательных услуг, методика перевернутого обучения на самом деле может помочь в решении данной проблемы. Создавая на уроках ситуацию открытого общения, позволяя всем учащимся продемонстрировать свою точку зрения, показать инициативу и проявить самостоятельность, избирательность в способах решения поставленных задач, обеспечивая условия для полноценного осмысления изучаемой темы, что помогает проводить анализ и оценивание новых полученных знаний.

Литература:

  1. Азевич А. И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсам «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и «Аудиовизуальные технологии обучения» для студентов, обучающихся по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогик» / А. И. Азевич. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский городской педагогический университет, 2010г. — 216 c. — 2227–8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26492.html
  2. Брыксина О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. — М.: ИНФРА-М, 2019г. — 549 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59e45e228d2a80.96329695. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1025485
  3. Бурняшов Б. А. Электронное обучение в учреждении высшего образования: учеб.-метод. пособие. / Б. А. Бурняшов. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018г. — 119 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование). — https://doi.org/10.12737/21564. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/958351
  4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019г. — 194 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978–5-9916–9202–1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433436(дата обращения: 20.06.2019).