Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скочедубова, Т. В. Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе / Т. В. Скочедубова, О. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16049/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.

Ключевые слова: школа, проектирование, методическая неделя

В современных условиях методическая работа учреждений образования приобретает особое значение, которого она не имела во все предыдущие десятилетия. Это определяется ее сущностью — содействием адекватному реагированию образовательного процесса со всеми его ресурсами и возможностями на происходящие ныне существенные изменения образовательной системы.

Методическая работа в специальной школе — сложный процесс, требующий большой самоотдачи, творческой инициативы и активности. Для повышения эффективности методической работы необходимо применять активные формы работы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону их ближайшего развития. Использование этих форм также способствует проявлению самостоятельности, творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения. Одной их таких форм работы является методическая неделя.

Проблема повышения качества подготовки и проведения методической недели является чрезвычайно актуальной как для новичков, так и для опытных руководителей методических объединений и завучей. Как провести методическую неделю, которая бы отличалась оригинальностью темы, формой, методическим оснащением? Как организовать методическую неделю так, чтобы она стала трибуной для предъявления коллегам результатов своей работы?

Методическая неделя — это форма организации внутришкольного повышения квалификации педагогов, это форма изучения, распространения и обобщения педагогического опыта.

Основная цель проведения методической недели — повышение качества методического сопровождения образовательного процесса; обобщение и внедрение передового педагогического опыта; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Специальные темы, которые могут быть в центре методической недели:

  1. Оказание комплексной модульной методической поддержки в реализации смежных методических тем.
  2. Обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенции педагогов.
  3. Создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.

Определение целей и задач проведения методической недели формируется на основе анализа итогов работы за год, результатов анкетирования, анализа методических затруднений, учета пожеланий публичного предъявления опыта.

Зачастую профессиональная и общественная активность педагогов блекнет, если она подавлена невозможностью публичного предъявления и общественного признания результатов работы.

Работа над проектированием методической недели начинается с включения её в план учебно-воспитательной работы на год.

Первый этап работы — это обсуждение и проектирование предстоящей работы, формирование оргкомитета, в состав которого могут входить группы:

  1. Группа планирования, консультирования, поддержки, стимулирования, обобщения.
  2. Группа для подготовки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
  3. Группа для подготовки мероприятий, объединённых ресурсами школы и родительской общественности.
  4. Пресс группа.
  5. Аналитическая группа.

Члены первой группы занимаются вопросами составления плана подготовки и проведения, подготовки материалов для анкетирования, определением формы проведения методической недели, консультациями для педагогов и членов творческих групп. В компетенцию второй группы подготовки входит обсуждение просмотров предполагаемых мероприятий, обработка цифрового материала, подготовка методического и дидактического инструментария. Группа для подготовки мероприятий, объединённых ресурсами школы и родительской общественности, занимается вопросами организации и работой координационного центра по изучению запросов родителей к специалистам группы сопровождения, разработкой мероприятий по организации диалоговой площадки. Пресс группа обеспечивает ресурсное и информационное сопровождение методической недели.

Организаторам методической недели следует учитывать некоторые ограничения: методическое объединение проводит неделю не чаще 1 раза в год; предельное количество рассматриваемых вопросов не более 3–4; предельный расход рабочего времени педагога 10–12 часов за неделю (2–3 часа в день).

По окончанию методической недели проводится заседание школьного методического совета, на котором анализируются мероприятия, диагностика педагогов по результатам методической недели, отмечаются успехи и недостатки. Все материалы методической недели оформляются в электронной методической копилке школы для дальнейшего использования педагогами. Аналитическая справка с оценкой проведенной недели включает:

  1. Время проведения недели.
  2. Цели и задачи проведения недели.
  3. Участники методической недели.
  4. Охват учащихся.
  5. Содержательный компонент недели.
  6. Анализ работы на этапе подготовки.
  7. Организационное начало.
  8. Анализ и самоанализ проведенных уроков и внеклассных мероприятий.
  9. Мониторинг использованных образовательных технологий.
  10. Мониторинги результативности деятельности членов МО по показателям эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий); по показателям зрелости личности педагога (его способности к накоплению и анализу собственного опыта при составлении анализов посещенных и проведенных уроков); по показателям активности обучающихся ( возросший познавательный интерес, самостоятельность, уровень речевого развития); по показателям развития профессионального общения ( владение приемами работы в «команде», создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество).

Методическая неделя позволяет выявить положительный опыт педагогической деятельности и повысить квалификацию педагогов, сплотить коллектив, каждому педагогу почувствовать себя необходимым и значимым, благодаря спланированной работе и профессиональному взаимодействию.

В целях повышения методической компетентности учителей необходимо расширять рамки методической недели различными формами работы, направленными на демонстрацию и презентацию педагогического опыта, на исследование, анализ и внедрение инновационных коррекционных технологий.

Литература:

  1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. Н. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- с 87.
  2. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№ 1.- с.25–27.

Ключевые слова

проектирование, школа, методическая неделя