Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анохина, М. Н. Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР / М. Н. Анохина, З. Г. Юркевич. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16026/ (дата обращения: 01.05.2024).



Коммуникация является сложным процессом, требующим владения многими навыками. Речь в этом аспекте лишь один из нескольких способов обмена информации. Чтобы произошла коммуникация: жесты, мимика, зрительный контакт, положение тела и движение глаз. Все наши действия пронизаны коммуникацией. Мы плачем, смеемся, тянемся чтобы обнять кого-то, закрываем дверь, выходя из комнаты — это только небольшие примеры того, как мы общаемся, используя поведение. Говоря о развитии коммуникации, в первую очередь необходимо учитывать, влияние действий ребенка на поведение взрослых. Иными словами, ребенок должен замечать, что его сигналы (жесты, мимика, движения тела, вокализация) дают ответную реакцию от ухаживающего за ним взрослого и влияют на окружающую действительность. Пока еще не началась целенаправленная коммуникация, должен сработать механизм, который с точки зрения воспитанника, означает: «Я плачу, мне плохо — взрослый увидел меня и помог». Чтобы прошло успешное овладение коммуникацией необходимо постоянно отвечать на знаки ребенка и стимулировать его проявлять свои потребности различными способами. Поэтому нужно применять любую ситуацию контакта ребенка с взрослым, для успешного развития коммуникативных возможностей воспитанника. Когда у детей очень ограничены возможности, необходимо предельно внимательно следить за их поведением: наблюдается ли изменение дыхания, тремор, замирание, повышение мышечного тонуса, учащённой сердцебиение, «мурашки на коже», потливость и т. д. Эти проявления могут помочь нам понять отношение ребенка к происходящему и установить его реакцию. Конечно, мы все учимся лучше, когда мы чувствуем интерес и мотивацию. Дети могут увлечься определенной идеей или предметом, и подобные ситуации могут возникнуть очень неожиданно. Очень важно на данном этапе заметить этот момент и попытаться максимально использовать его. Когда воспитанник заинтересовался каким-то предметом и смотрит на него, взрослому нужно дать его потрогать ребенку, назвать этот предмет. Для ребенка важно создать постоянный круг знакомых людей. Ему требуется спокойная доброжелательная обстановка с безопасными и знакомыми взрослыми. Если ребенок установит эмоциональный контакт со значимым для него взрослым, тогда он сможет проявлять эмоции и вступать в контакт с большой группой людей — как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок развивался, он должен чувствовать себя в безопасности, для этого ему необходимо понимать, когда и что с ним происходит. Взрослому, который занимается и проводит занятия с ребенком, нужно озвучить все свои действия: объяснить, что происходит с ним в этот момент, и что будет происходить дальше. Даже когда нужно просто поправить очки или волосы, поменять памперс, перевернуть или переложить на другое место, вытереть нос. А если у ребенка нарушено зрение необходимо еще и коснуться того места на теле, на которое будет оказываться воздействие. Для предупреждения воспитанника о совершаемой манипуляции можно использовать такие фразы: «Сейчас будем мыться», «Сейчас я посажу тебя в коляску». Взрослый сообщает обо всем, что он делает с ребенком: «Сейчас снимаем кофту, поднимаем одну руку, просовываем голову, поднимаем другую руку». В ситуациях, при которых ребенок вообще не понимает обращенную речь, обязательно также проговаривать свои действия. Если есть такая возможность, должна соблюдаться постоянная последовательность действий и использование одних и тех же знаков для каждого события и этапа. Начало действия и его окончание следует обозначать особым образом. Это позволит событиям стать предсказуемыми. В будущем, чтобы облегчить понимание все более и более длинных последовательностей рекомендуется использовать расписания из символов, предметов и фотографий.

Можно выделить несколько правил общения с детьми с ТМНР:

  1. Когда вы хотите сказать что-то ребенку, удостоверьтесь, что он вас готов услышать. При обращении к ребенку нужно перевести его внимание на себя, дотронувшись до руки или предплечья. Это один из очень важных моментов, который часто игнорируется при коммуникации с детьми. Ребенок может не услышать вас, если он будет увлечен чем-то или занят в это время: занят аутостимуляцией, ест, ходит в туалет, играет. Из-за этих процессов воспитанник не сможет уловить и понять ваше обращение. Если ребенок готов вас услышать, это можно уловить по невербальным знакам (изменение общего тонуса, замирание, сосредоточение взгляда и т. д.).
  2. Ребенок должен видеть ваше лицо и глаза в целом. Дети не могут сами сконцентрироваться на лице говорящего, поэтому, при начале коммуникации, выберите положение, так чтобы вы оказались на одном уровне с ребенком, и он видел ваше лицо. Ребенок, прилагающий очень много усилий, для поиска собеседника, очень быстро устает и его интерес к общение угасает.
  3. Говорите медленно и не много. Для того чтобы общаться с ребёнком, который имеет сложности с коммуникацией, необходимо говорить простыми словами, четко, коротко и ясно. Например, вместо: «У нас на часах уже двенадцать, погода на улице отличная, пожалуй, сейчас мы пойдём гулять», нужно сказать: «Идём гулять». Если апеллировать большим количеством слов, это превратит речь в «шум», который очень быстро перестаёт восприниматься детьми. Облегчить понимание может лаконичная и хорошо артикулируемая фраза, сопровождающаяся парой жестов.
  4. После произнесенной вами реплики оставьте паузу, чтобы ребёнок вам ответил. Коммуникация — это диалог. Не забудьте оставить ребёнку возможность для ответа, иногда ответ может последовать с задержкой (бывает и со значительной). Желательно с интересом ждать ответной фразы, а не переводить своё внимание во время паузы. Может и не сразу, а при множественном повторе одного и того же, ребёнок обязательно вам ответит. Вначале, ответы могут состоять не из слов, а из жестов, изменения тонуса, вокализации или взгляда. Если ребёнок ответил тем или иным способом, скажите об этом своим коллегам, которые также общаются с ним, чтобы поддержать успех ребенка всеми взрослыми.
  5. Когда ребёнок отвечает вам «нет», нельзя делать с ним то, от чего он отказывается. Общение влияет на окружающее, поэтому важно исполнить желание ребенка, или не делать того, что он не хочет. Если не соблюдать это правило у ребёнка пропадает или вовсе не формируется стимул для ответа. Но, конечно, бывают случаи, когда не зависимо от желания ребёнка, нужно выполнить некоторые манипуляции или воздействия. Например, если ребёнок болен, ему необходимо выпить горькое лекарство. Для этого ребенку надо сообщить о необходимости этой меры и после процедуры похвалить за мужество и посочувствовать.
  6. Всегда обращаемся к ребенку по имени! Одно и то же имя может звучать по-разному: Ира, Ирина, Ириночка, Ируся, Иришка. Если ребенок трудно воспринимает речь, производные от его имени могут означать для него разные имена. Определите для себя два удобных варианта. Взрослым, которые взаимодействуют с ребенком, следует обращаться к нему одинаково.

Эти рекомендации являются основными правилами общения, которые смогут наладить взаимодействие и получать ответ, даже от детей, находящихся в самом тяжелом состоянии. Будьте внимательны и не торопитесь в обращение к вашему собеседнику. Следуя этим правилам у вас непременно все получится!

А теперь давайте определим базовые умения, лежащие в основе как обучения в целом, так и коммуникации.

  1. Прослеживание перемещения предмета и сосредоточение взгляда на нем. Наше познание и знакомство с миром в основном происходит через зрение. Следовательно, первое, что необходимо сделать, научить ребенка фиксировать взгляд на каком-либо предмете. Для начала это может быть привлекательный, яркий, возможно, блестящий, но не мигающий объект (светящаяся игрушка, переливающийся шарик, фонарик и т. п.). Важно определить позицию и расстояние, чтобы ребенок смог заметить этот предмет. Научившись фиксировать взгляд на предмете, ребенку нужно сконцентрироваться на нем и научиться прослеживать его в различных направлениях. Перемещайте предмет с небольшой амплитудой и не спеша, вниз — вверх, налево — направо, потом по кругу в разных траекториях. В дополнение можно воспроизвести звучание (к примеру, звук бубенчиков вызовут больше внимания, чем обычный блестящий шар). Но при дальнейшем этапе звук стоит убрать, ребёнок должен использовать именно зрение. Это помогает ребёнку научиться фиксировать взгляд на лице собеседника. Не торопитесь! Прослеживание — один из самых трудных навыков, чтобы ему научиться может понадобиться достаточное количество времени.
  2. Соглашаться и отказываться. Любой человек в жизни имеет приоритет. То есть ему что-то нравиться больше, чем другое, мы что-то терпим или активно избегаем. Эти предпочтения у детей также присутствуют. Внимательно понаблюдав за ребёнком с ТМНР, выявляются те воздействия, объекты и ситуации, которые приносят ему дискомфорт и от которых он хочет избавиться. Реакция может быть разной: выплевывает предмет, закрывает глаза, отворачивается, закрывает рот и т. д. Такие ситуации хороши тем, что научат ребёнка говорить «нет» теми способами, которые ему доступны. Когда будет замечена реакция отказа, нужно ее озвучить: «Нет, ты не хочешь», далее помочь воспитаннику показать жестом «нет», отодвинуть игрушку или тарелку рукой, повертеть головой или отвернуться (смотря какие у него возможности). Смотря на вас, ребёнок начнёт подражать вашему поведению и отказываться от нежелательного таким способом, который вы ему показали и обучили. Но хотелось бы ещё раз напомнить, когда ребёнок отказывается от какой-либо еды или игрушки, не настаивайте, в противном случае у ребёнка может пройти желание вам отвечать.
  3. Навык выбора. Чтобы ребенок научился выбирать, мы даем ему 2 похожих предмета (черный хлеб и белый, щетку или расческу для волос, желтые и белые колготки, погремушку и мячик) и узнаем, что ему нравится больше. Важен такой нюанс, ребенку должны быть знакомы эти вещи, то есть нельзя предложить ребенку выбрать шоколад, если он его никогда не пробовал. Выставив предметы так, чтобы ребенок их видел, проговариваем их названия и ждем реакции, за каким объектом потянется ребенок. После чего нужно озвучить его выбор: «Ты выбрал погремушку, будем играть с ней» и в это же время убрать другой предмет из поля зрения. При начальной стадии обучения подобный выбор может стать случайным. В качестве выбора можно расценить любую активность ребенка в ту или иную сторону предмета (потянулся ртом, задел рукой, посмотрел и т. п.). Очень важно зафиксировать эту реакцию, чтобы ребенок понимал, что это его способ выбора. Бывает, что ребенок выбирает не то, что хотел (особенно на начальном этапе обучения), и тогда он начинает показывать негативную реакцию или проявляет отказ, любым доступным ему способом. В таком случае помещаем снова оба предмета в поле зрения ребенка и спрашиваем, что он хочет выбрать. Если для ребенка эти предметы значимы, он быстрее научится выбирать осознанно. Работа, формирующая коммуникацию и речь, очень кропотливая и длительная. Для нее необходимо участие дефектолога и логопеда — людей, знающих какие навыки и умения актуальны для ребенка на определенном этапе. Но при взаимодействии со всеми взрослыми, которые будут следовать всем перечисленным правилам общения и активно поддерживать выработанную стратегию коммуникации, ребенок быстрее и легче научится доступным ему способам общения, и с удовольствием будет их использовать в повседневной жизни. В настоящее время, чтобы помочь родителям и специалистам, разрабатываются и применяются (в практике работы с детьми) различные системы облегченной и дополнительной коммуникации.

Литература:

  1. Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна — Москва, 2006 г.
  2. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г.
  3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
  4. Шипицына Л. М., Михайлова Е. В. Навыки общения у детей с множественными нарушениями развития: Учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.
  5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб., 2010.
  6. Интернет-ресурс: http://autism-aba.blogspot.com