К вопросу о необходимости развития навыка чтения с листа у учащихся в специальном классе флейты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 24.09.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Аккуратнова, У. В. К вопросу о необходимости развития навыка чтения с листа у учащихся в специальном классе флейты / У. В. Аккуратнова, А. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16025/ (дата обращения: 01.05.2024).



В данной статье рассмотрены закономерности, свойственные развитию навыка чтения с листа ученика, как явлению специфическому, которое происходит с учетом индивидуальных возможностей. Нами были обозначены ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу психолого-педагогических координат, чтобы избегать определенных ошибок, связанных с неправильной трактовкой специфики действий обучаемого в специальном классе флейты.

Ключевые слова: исполнительство, специфика навыка чтения с листа, флейтист, педагог, исследование.

Наравне с ощутимым подъемом флейтового обучения в музыкальных школах и музыкальных училищах наблюдается ряд существенных недостатков в подготовке молодых флейтистов, относящихся к музыкально-художественному развитию и освоению технологий исполнительского процесса.

Знание основ психологии, обучающихся на флейте, умение найти правильный подход к ним, необходимы в работе педагога-музыканта, в том числе, для первоначальной диагностики психофизических задатков, необходимых для эмоционального осмысления в процессе обучения игре на музыкальном инструменте.

Процесс обучения — явление занимательное, происходящее в направлении различных воздействий и влияний повседневной среды, социальных условий, семейного уклада, неписаных устоев, традиций и т. д. Каждый ученик обладает разной нервной конституцией, требующей индивидуального подхода. Итог процесса обучений, в целом управляемого и целенаправленного, несет на себе след поправок, которые вносятся жизнью.

Определенная сложность состоит в изменчивости и постоянном взаимодействии всех компонентов обучения, что определяет и подвижность этого процесса в целом. Уровень развития учащегося в каждый данный момент не поддается измерениям. Все это весьма препятствует вероятности изучения педагогического процесса, но, в то же время, подвигает исследовать и отрабатывать методику наблюдения за работой преподавателя, формы проведения педагогического эксперимента, изучение психологии его участников.

Обучение в музыкальной школе предполагает подготовку музыкантов-исполнителей, обладающими необходимым навыком чтения с листа, способные самостоятельно разобрать произведение. Обучение музицированию требует от педагога высокого профессионализма, большого уважения к ребенку и творческого подхода. Необходимо, чтобы ребенок в простой форме открывал для себя мир музыки. При этом в начальной ступени обучения необходимо обращать внимание учащегося на специфику извлечения на инструменте флейта, обращать его слуховое внимание на исполнительскую технику при извлечении звуков.

В процессе обучения в специальном классе флейты важно культивировать навык чтения с листа на каждом занятии, поскольку процесс обучения предполагает получение умений, знаний и навыков, необходимых для профессионального исполнительского развития.

Обычно педагог направляет свои усилия именно на те виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2–3 пьес в течение полугодия, учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё большей пыткой. В результате ребёнок может возненавидеть и музыку, и учителя, и школу.

Обратимся к необходимости формирования самостоятельного музыкального мышления в специальном классе флейты.

Одной из важнейших предпосылок достижения свободы дыхания является умение подготовить исполнительский аппарат в любой момент действовать с определенной скоростью и энергией. В точках соприкосновения инструмента с телом должна быть соответствующая точность расположения подушечек пальцев на клапанах, ощущение возможности свободно дышать, настройка на потенциальный ауфтакт.

Отметим необходимые навыки чтения игры с листа.

Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы, как небольшой относительно законченной части музыкальной темы, рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. Дети знакомятся с элементарными способами развития музыкальных тем: секвенцией, варьированием, имитацией, с понятием репризы в трёхчастной форме, сонатиной, рондо, полифоническими формами. Выразительные функции мелодии усваиваются в процессе сравнительного анализа пьес, самостоятельного выбора произведений, наиболее соответствующего характеру мелодии. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие для флейтиста понятия, как темп, артикуляция, динамика, штрихи, характер и мн. др. Легко усвоив понятия, ученики без усилий овладевают навыками игры на флейте в процессе исполнения пьес и элементарного сочинительства. Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музицирование активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному оперированию музыкальным материалом.

Процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Необходимо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, педагогу нужно дать возможность учащемуся самому дойти до решения задач, т. е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или телепередачи эта музыка, самостоятельно выбирать аппликатуру и т. д.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки — главнейшая из первоначальных задач педагога.

Здесь необходимо остановиться и отметить о важности домашних занятий для маленького музыканта.

Важным составляющим при занятиях в музыкальном классе является принцип индивидуального подхода. Он связан с задачей наибольшего развития свойственных каждому ученику черт, свойств и особенностей, образующих музыкальную индивидуальность. Поскольку занятия по специальности происходят в индивидуальной форме, это позволяет эффективно воздействовать на музыкальное развитие обучаемого.

Психологический аспект персональной комбинации состоит в способности понять образ мышления ученика, верно применить его склонности и интересы, увлечения и желания. Внимание педагога к настроению и психологическим особенностям ученика делает его более наблюдательным, метким и оперативным в своей работе.

Важнейшим компонентом в принципе индивидуального подхода является понимание в какой форме и в какой мере следует оказать помощь ученику и что он может выполнить самостоятельно. Комплексной частью индивидуального подхода является беспристрастный анализ успехов и недоработок ученика и наличие педагогической выдержки.

Непредвзятый подход ограждает педагога от перекосов в сторону оптимизма или пессимизма, от захваливания или чрезмерной требовательности. Педагогическое чувство такта допускает возможность влияния на ученика незаметно и ненавязчиво, правильно отмерять поощрения и неодобрения, делать их вовремя без ущемления самолюбия обучаемого. Все это помогает становлению хорошего контакта с учеником, усиливая эффективность педагогического взаимодействия.

Здесь стоит остановиться и выделить ряд категорий студентов, которыми преподаватель располагает в повседневной работе.

Высшая из них — таланты с яркой индивидуальностью, прирожденные солисты. Для педагога открытие настоящего таланта, коих бывают единицы — подарок судьбы.

Ко второй категории обучаемых относятся ученики, у которых в большей степени проявляются способности к анализированию. Большая часть обучаемых данной категории тяготеет к педагогической деятельности. Требования к выразительному яркому исполнению здесь стоит в некоторой степени занизить, поскольку не стоит ожидать больших откровений со стороны человека, чьим особым свойством является стремление к наблюдению и порицательной оценке окружающих. Сольную деятельность эти студенты могут развивать безупречно в техническом и стилистическом отношении, но не в ярком, обогащенном индивидуальными чертами исполнения.

К третьей категории относятся студенты, составляющие достойное исполнение оркестров, в большинстве своем одаренные. Работая с ними следует обратить особое внимание на техническую подготовленность, развитие музыкальности и навыков чтения с листа.

Обратимся непосредственно к специфике обучения в специальном классе флейты. Наиболее существенной проблемой здесь является постановка духового аппарата, навык держания инструмента на весу. Иными словами, в специальном классе флейты помимо технических и художественно-выразительных умений возникает необходимость привить обучаемому навык воспроизводства звука, умение владения исполнительским аппаратом, при этом контролировать дыхание. Это требует так называемой «комплексной постановки», то есть совместного становления основных приемов техники для каждого аспекта исполнения, потому что для полноценного освоения техники дыхания необходимо комплексное развитие исполнительского аппарата. Поэтому совместный комплекс задач предполагает применение метода связывания отдельных навыков каждого аспекта исполнительства в целостный игровой комплекс.

Здесь следует остановиться и пояснить, что такие же нюансы в процессе обучения, конечно, присутствую и в процессе обучения на флейте-пикколо, но, как происходит в большинстве случаев, на большую флейту переходят непосредственно после обучения на флейте-пикколо, а потому мы можем смело утверждать, что данная специфическая проблема наиболее характерна для флейты, нежели для других духовых инструментов (язычковые, мундштуковые).

Обратимся к музыкальной педагогике. Если проанализировать ключевые методы преподавания игры на инструменте, то мы убедимся, что в большинстве своем они сводятся к получению основных навыков использования исполнительского аппарата и подражательным действиям игре педагога.

Важное значение имеет организация персонального и плодотворного метода работы над репертуаром. Обучаемый должен обладать следующими навыками: культурой прочтения музыкального текста (чтение с листа и разбор), уметь концентрировать внимание, развивать память, организовывать домашние занятия. Здесь же обратим внимание на благоприятное для обучаемого сочетание художественного и технического репертуара. Последний, по нашему мнению, должен способствовать опережающему развитию исполнительских приемов, которые встретятся ему в художественном произведении. Имеется ввиду, что технический прием лучше отработать на этюдах и упражнениях, а потом уже в художественном произведении.

Ключевая задача педагога — способствовать продвижению и развитию обучаемого. Здесь же особо отметим, что роль педагога также важна по отношению к эмоциональному развитию ученика. Не стоит давать обучаемому «зрелые» произведения, не подходящие его возрасту. Скачки недопустимы. Детская непосредственность предпочтительнее взрослой имитации.

Особо подчеркнем, что специфика обучения в специальном классе скрипки и задача активного воздействия на творческое развитие обучаемых выдвигает принцип индивидуального подхода и принцип активности в ряды важнейших.

Правильный выбор репертуара способствует гармоничному музыкальному развитию обучаемого. Эстетическое развитие ученика происходит неодинаково, поэтому работа в специальном классе скрипки должна происходить естественно, без спешки. Не должно быть забегания вперед. Следует избирать индивидуальный подход к каждому обучаемому. Необходимо найти ключ к душе ученика, суметь заинтересовать и привить любовь к искусству.

Литература:

  1. Вопросы музыкальной педагогики и психологии. Выпуск 7.// Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя. М., 1986. с.65–81
  2. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах-М.: Музыка,2011http://search.rsl.ru/ru/record/01006112122/
  3. Доклады И.Безродного. Московская Государственная консерватория. М., 1992.
  4. Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте- М.: Музыка,2013
  5. Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки) Вып.1–3-М.: Музыка,2011 http://search.rsl.ru/ru/record/01005605519
  6. Филипп Фаркас Искусство игры на духовых инструментах — М.: Музыка,2013

Ключевые слова

педагог, исследование, исполнительство, специфика навыка чтения с листа, флейтист