Интеграция социальных сетей в процессе обучения истории и обществознанию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Булыгина, Н. А. Интеграция социальных сетей в процессе обучения истории и обществознанию / Н. А. Булыгина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16005/ (дата обращения: 01.05.2024).



Социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.

Ключевые слова: социально-образовательная среда, социальные сети, группа.

Social networks can be a very convenient and effective tool that complements standard teaching tools. It becomes possible to increase the variety and clarity of educational materials, while remaining within the framework of the student's usual communication environment. As a result, students begin to relate to the subject with increased interest and show better learning outcomes.

Keywords: social educational environment, social networks, group.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что обучающиеся вместо выполнения домашнего задания значительное количество свободного времени проводят в социальных сетях. Создание информационно-образовательной среды можно осуществить на базе социальной сети, что поможет приблизить к себе учащихся, подготовить их к самообразованию.

Вопрос использования социальных сетей в образовательном пространстве практически не разрабатывается, практически все исследования, касающиеся социальных сетей, носят негативный характер, и акцентирую внимание лишь на зависимости современной молодёжи от социальных сетей и вреде на здоровье.

Все эти проблемы, безусловно, имеют место быть, но вместе с тем социальные сети имеет огромный потенциал, как для использования в развитии уровня педагогического взаимодействия учителя и учеников учителя и родителей, так и для развития научной мысли современных педагогов.

В Интернет сети существуют различные группы. Меня, как учителя предметника интересуют группы, посвященные изучению учебных предметов история и обществознание. И, конечно, у меня возник вопрос, а можно ли создать собственное сообщество, куда я приглашу своих учеников и успешно буду осуществлять процесс обучения?

«Не было бы счастья…»

Весной 2016 г. занятия по истории и обществознанию в 5 классе приходились на понедельник, вторник и среду — и несколько недель подряд они срывались из-за понижения уличной температуры и последующего карантина. Мы не могли позволить обстоятельствам препятствовать нам, и тогда и возникла идея о создании группы, для ребят, которые по причине болезни или холодной температуры пропускают уроки.

Группа к новому учебному году все-таки была создана. И ее необходимость делалась все более очевидной. Любой преподаватель, читающий курс истории, скажет, что главная трудность — в малом количестве часов при обширности и разноплановости материала. Зарождение родоплеменного строя, возникновение городов, образование государств, междоусобные войны, культура — как сделать, чтобы эпоха «ожила»? Знакомить воспитанников с культурой без знакомства с произведениями величайших художников, и без музыкального сопровождения — созданий классиков– бессмысленно. С целью практического применения всех перечисленных средств, внесла изменения в практику в соответствии с требованиями ФГОС и занялась созданием информационно-образовательной среды для своих 6-классников.

Среди обучающихся параллелей 5–7 классов мною был проведен соцопрос: «Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?». В опросе приняли участие 251 человек. В результате опроса были получены следующие результаты:

  1. Одноклассники — 17, 5 % (44 человек)
  2. Инстаграм — 7,6 % (19 человек)
  3. Твиттер — 0,4 % (1 человек)
  4. Фэйсбук — 1,6 % (4 человека)
  5. Вконтакте — 72,9 (183 человека)

Что касается непосредственно обучающихся 6-х классов, учителем истории и обществознания которых являюсь Я, то пользователей сети «Вконтакте» из числа обучающихся — составляет 100 %.

Для создания группы остановилась на сети «ВКонтакте». По- моему мнению, это наиболее эффективный ресурс, который в целом позволяет:

– распространять информацию на большую аудиторию (на параллель);

– удобно организовывать групповую работу и распределять обязанности;

– поддерживать контакт с учебной группой в целом и каждым учащимся в частности, а также родителями (законными представителями);

– организовывать дискуссии и обсуждения, а также систему взаимопомощи;

– привлекать дополнительные материалы — видео, аудио, графики и др.;

– экономить время урока;

При этом учащиеся могут работать в режиме реального времени, обмениваясь материалами и помогая друг другу, что удобно при выполнении групповых заданий и творческих проектов.

Группа «История и обществознание Булыгина Н. А». уже три года. Вступить в нашу группу могут дети, школьники любого возраста и, конечно, взрослые. Стоит отметить, что на родительском собрании в каждом из 6-х классов, было организовано выступление по ознакомлению с группой, и даны рекомендации родителям, с целью сохранении здоровья, разрешать проводить время своим детям за компьютером не более 25 минут.

Основной упор в работе группы мы делаем на расширение предметных знаний по истории и обществознанию, ликвидацию пробелов в знаниях, у обучающихся, имеющих пропуски по причине болезни. Однако группа «История и обществознание Булыгина Н. А». — это не только место, где дети развиваются, познают мир, осваивают новую для них историю и весело проводят время, но кроме всего прочего, наша группа — это место, где формируется круг общения для ребенка.

Как все это работает в применении? Давайте познакомимся с некоторыми опциями и функциями созданной группы.

  1. Обсуждения: На данный момент в разделе «Обсуждения» располагается 5 тем:

1) Вводная тема с приветствием ко всем участникам группы и просто гостям.

2) Вопросы и ответы для учеников.

3) Раздел «Как правильно выполнять задания», в нем располагаются памятки «Как запомнить даты», «Как составить кластер», «Как составить сиквейн», «Написание реферата», «Советы по работе с контурной картой», «Составление синхронистической таблицы», «Сравнение исторических событий и явлений», «Характеристика войны», «Характеристика политического строя государства».

4) Тема для участников внеурочных занятий «Основы проектирования», в данной теме размещена информация о предстоящих конференциях и форумах, а также требования к оформлению исследовательских и проектных работ!

5) Тема для родителей. Если у родителей моих замечательных учеников есть какие-то вопросы, пожелания, то можете их оставлять здесь! Также в этом разделе размещены Полезные статьи для родителей: «Конфликты родителей и детей», «Плохая успеваемость», «Преодоление трудностей в воспитании», «Психологические особенности подростков», «Способы оказания помощи ребенку без излишней похвалы», «Условия успешного обучения».

6) Тема для коллег — создана для общения, обмена опытом. В этом разделе размещены документы, которые могут быть полезными: Диагностическая-карта-УУД-5–7-класс, Информационная карта анализа урока, Карта оценки метапредметного урока, Карта индивидуального развития ученика, Критерии оценки личностных универсальных учебных действий, лист результативности обучения учащихся на уроке, пример технологической карты урока, технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход, хронокарта анализа (самоанализа) урока. Так накапливается фактический, справочный материал.

  1. Фотоальбомы. Без привлечения визуальных материалов невозможно изучение эпохи, а в частности, культуры. Альбомы — естественное продолжение Обсуждений, их иллюстративная и аргументационная поддержка. Часто дискуссия, начавшись в Обсуждениях, переходит в альбом; и наоборот. Альбомы создаются мной, как учителем, (для иллюстраций уроков), так и учениками (для иллюстраций творческих самостоятельных заданий в рамках повторения изученного материала). В наших фотоальбомах расположены материалы конкурсов «Мои каникулы», фото «Семейных артефактов», альбом «Карты к уроку», альбом «История в живописи».
  2. Аудиозаписи. Музыкальные произведения пользуются большой популярностью среди учеников, в том числе и для использования для подготовки к другим предметам: Мировая художественная культура и Музыка. Коллекция аудиозаписей постоянно пополняется: Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, Бах, Моцарт и другие (всего около 30 записей).
  3. Документы. В этом разделе для учеников размещены памятки, а также учебная литература и пособия, тетрадь для контрольных и практических работ в электронном формате.
  4. Видеозаписи. Около 10 документальных и художественных фильмов позволяют ученикам погрузиться в историческую эпоху, познакомиться с вкладом лиц в историю страны и мира, получить представление о традициях, культуре и быте, религиях разных народов мира.
  5. Стена. Этот раздел обновляется чаше всего: там публикуется материал по пройденной тематике, домашние задания, информация о культурных событиях, вопросы на повторение, дополнительный материал по теме.

Группа позволяет давать практически не ограниченное количество материала (текстового, музыкального, визуального) и усваивать его не формально, не спеша, в любых пропорциях и комбинациях. Так создается панорамная картина эпохи, накапливается богатый материал — справочный и иллюстративный. В группу участники заходят как для получения конкретной информации, так и для отдыха — чтобы послушать музыку, посмотреть картинки и видео, просто обсудить какую-то культурную новость.

На примере группы возможности комплексного использования мультимедийных возможностей сайта «ВКонтакте» виднее всего.

Основным показателем результативности введения в нашу с ребятами деятельность группы является качество реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся показал положительные результаты. Анализ уровня обученности учащегося (по методике Третьякова П. И.) увеличился.

Группа «История, обществознание Булыгина Н. А». в сети «Вконтакте» позволяет обмениваться информацией и материалами и хранить их. Используя это свойство, важно создать своеобразную «копилку» знаний, причем предложения дополнительных интересных и новых материалов должно исходить от обучающихся. Как известно, самые прочные знания — это факты, открытые самостоятельно. Творческая деятельность в таком контексте способствует развитию мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательной деятельности и нестандартного мышления у воспитанников. Стоит отметить и некоторый соревновательный аспект: проведение конкурсов по созданию ярких иллюстраций к изученному материалу. «Судейство» такого онлайн-события осуществляется участниками группы посредством «лайков» и комментариев.

Однако, несмотря на вышеперечисленные возможности в решении вопросов интеграции социальных сетей в образование, могут возникнуть следующие риски: блокировка популярных социальных сетей школьным контент-фильтром; необходимость постоянного отслеживания содержания опубликованных материалов и комментариев к ним; низкая активность обучающихся в создании данной формы.

К большой радости, практика поддержки представительства школы в социальной сети показывает, что, если воспитанники осознают общественную значимость какого-либо образовательного события, то они готовы поделиться информацией в группе.

Среди рисков интеграции социальных сетей в образовательном процессе можно отметить неготовность некоторых преподавателей отдавать значительное количество своего свободного времени с целью организации непрерывности обучения, слабая ИКТ — компетенция учителей с многолетним опытом работы, затрудненный доступ к социальным сетям в провинциальных и сельских учебных учреждениях, недостаточная безопасность социальных сетей на предмет проникновения информации, не допустимой для восприятия несовершеннолетними гражданами.

Важно, что использование возможностей социальных сетей в своей работе соответствует требованиям ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».

Оценить правильность выбора методов работы и достигнутые количественные и качественные результаты, помогают Диаграммы по статистике:

По прошествии полугодия были достигнуты следующие результаты:

– Охват учащихся 100 % (на новости группы подписалось 82 участника);

– Количество просмотров от 400 до 500 в месяц;

– Все обучающиеся были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок;

– Качество оформления работ домашних и самостоятельных сравнению с предыдущим годом значительно повысилось;

Проанализировав возможные формы общения в социальных сетях, выявлено, что их обучающий и организующий потенциал достаточно велик. При этом, необходимо учитывать, что использование социальных сетей не является панацеей, оно будет эффективно лишь в комплексном применении с уже существующими формами организации взаимодействия учителя с ученическим коллективом.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим основные преимущества интеграции социальных сетей в образовательном процессе.

Одним из них назовем потенциальную непрерывность учебного процесса, поскольку появилась возможность продолжительного взаимодействия учителей и обучающихся в любое подходящее для этого время. Педагог имеет возможность организовать и направлять познавательное и творческое участие каждого как в группе, как и индивидуально. Информационная поддержка учебной программы в социальной сети позволяет обучающимся, пропустившим занятие, детям-инвалидам на домашнем обучении не отставать от образовательного процесса, получать консультацию учителя и самостоятельно выполнять задания. Темы и вопросы, которые не были раскрыты полностью во время урока, могут найти продолжение в совместном диалоге, что позволяет по инициативе обучающихся переходить к углубленному изучению конкретного предмета.

Проведенный эксперимент показал, что группа «История, обществознание Булыгина Н. А». в социальных сетях простора Интернета стала очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появилась возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге мои воспитанники начинали с повышенным интересом относиться к предмету и показывать высокие результаты обучения.

Таким образом, мы видим, что единое информационно-образовательное пространство в виде группы в социальных сетях предоставляет множество возможностей для создания и использования своего образовательного контента в сети Интернет. Всё, что требуется от учителя, желающего повысить мотивацию учащихся к изучению преподаваемого предмета в своей педагогической практике, это желание «быть современным» и желание общаться с воспитанниками «на одной волне».

Литература:

  1. Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2017. — С.214.
  2. Богаевская Г. Н., Современные образовательные технологии, 2020 год [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sovremennye-obrazovatelnye-275530/ (дата обращения:10.05.2020).
  3. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1055–1057.
  4. Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение /(дата обращения:10.05.2020).
  5. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб., 2018. — С. 405–407.
  6. Селищева Ю. С. Общение в Интернете как фактор социализации и развития подростка // Вестник Современного Образования № 5. — 2018. — С. 180.
  7. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития //Открытое дистанционное образование. — 2017. — №. 3. — С. 43.
  8. Шабшин И.О психологических особенностях общения в интернете // Московский психотерапевтический журнал. — 2017. — №. 1. — С. 164–166.
  9. Анализ социальных сетей в интернете. Электронный ресурс// ПостНаука. — Режим доступа: postnauka.ru/longreads/20259/ (дата обращения:11.05.2020).
  10. Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст: // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055–1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 10.05.2020).
  11. Абрамова, О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности// Высшее образование в России. -2015.- № 7.- С.155–159 Киреев, Б. Н. E-learning при подготовке педагогических кадров. // Высшее образование в России. -2016.- № 2.- С. 148–153.
  12. Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (дата обращения: 01.06.2020).
  13. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения:11.05.2020).

Ключевые слова

социальные сети, группа, социально-образовательная среда