Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 13.08.2020

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Хормушева, В. В. Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе / В. В. Хормушева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16002/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье поднимается проблема создания технологии формирования нравственных ценностей посредством чтения в условиях начального иноязычного образования. Рассматривается значимость чтения для воспитания младших школьников при обучении иноязычному чтению и формирование у учащихся нравственных ценностей посредством реализации приемов и системы заданий.

Ключевые слова: нравственные ценности, начальное иноязычное образование, духовно-нравственное развитие, воспитание, нравственные понятия, нравственное представление, обучение чтению, иноязычное чтение, художественная литература.

Формирование у обучающихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий, что находит отражение в новом ФГОС НОО, в настоящее время в образовании является одной из основных целей. В составе планируемых результатов личностных универсальных учебных действий подразделяют: формирование основных моральных норм, способность к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе ее разрешения. Реализация специальной программы духовно-нравственного воспитания и развития формирует результаты личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе. [6] Формирование нравственных понятий у ученика происходит на протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе. Но именно в начальных классах закладывается уникальная сенситивность к базе нравственных ориентаций и духовно-нравственному развитию. На протяжении многих лет в процессе развития педагогики решалась проблема духовно-нравственного воспитания. В соответствии с этим наблюдается противоречие между требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточным формированием нравственных представлений у младших школьников. На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей в образовательном процессе, определены приемы, методы и условия передачи ценностей, выявлены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, определены педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников. [2, c.27]

Недостаточно изученной в настоящий момент все же остается сущность процесса формирования нравственных представлений и ценностей. Общий подход к пониманию этого процесса отсутствует. Для формирования нравственных понятий у младших школьников в процессе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для того, чтобы эти понятия были успешно сформированы. В процессе становления личности универсальные учебные действия у учащихся формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также выстраивается система нравственных понятий, необходимых для личности. Уровень нравственного развития личности показывает степень сформированности нравственных понятий у младших школьников. Следует учесть, что всестороннее и качественное развитие личности учащегося будет возможным не только посредством воспитательной деятельности учителя, но и собственных усилий ребенка. [2, c.48]. Наиболее эффективное проявление этой деятельности осуществимо только в образовательном процессе, т. к. “образование” – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений и навыков. На их основе происходит формирование мировоззрения, нравственных, творческих способностей. Уроки иноязычного чтения обладают наибольшим потенциалом для эффективного формирования у учащихся нравственных понятий на начальном этапе. [1,c.18] Духовно-нравственное развитие, совершенствование личности, расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения являются главными целями курса уроков по обучению иноязычному чтению на начальном этапе. Именно такие понятия как доброта, милосердие, справедливость, учащиеся усваивают и оперируют ими в конкретной жизненной ситуации. Осмысление и оценка собственных качеств и поступков, усвоение и закрепление знаний и нравственных норм раскрывается посредством чтения художественных произведений учащимися на иностранном языке. Именно талантливым писателем ведется проникновение в суть явления, включение в атмосферу сопереживания, эмоциональная оценка добра и зла. [5, c.110] Художественное произведение – одно из главных способов формирования нравственных представлений, расширяющая жизненный опыт младших школьников, cоздающая духовно-эмоциональную среду, где нравственные переживания обогащают и оказывают весомое влияние на духовное развитие личности обучающихся. Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью. Прочитав произведения художественной литературы, они могут легко войти в образ сказочного героя и пережить события, описанные в произведении. Также этому школьному возрасту присуще подражание героям книг, вызвавшим у них наибольший интерес и симпатию. Развитие нравственных понятий происходит преимущественно через переживания учащихся. В результате пробуждается чувство ответственности, долга, честности, справедливости, cвободы, веры, надежды, любви, гражданственности, отзывчивости. [3, c.218]

Книга для чтения для начальных классов “Путешествие в английскую сказку”, автором которой является В. Г. Кулиш, стремится повысить уровень нравственного развития детей. Для автора это является основной целью. Учитель воспитывает у детей любовь к иностранному языку, народу, уважительное отношение к людям, чужому мнению, духовным ценностям, опираясь на адаптированные тексты сказок: Х. Лофтинга “Доктор Дулиттл”, К. Грэхэма “Ветер в ивах”, Д. Биссета “Дерево желаний” и др. Эти сказки помогут детям расширить кругозор, накопить знания об окружающем мире. На них воспитывалось и выросло не одно поколение маленьких англичан. Эта книга позволит ребятам поближе узнать английскую сказку и одновременно развить навыки разговорной речи и мышления на английском языке.

Выбор произведений должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников. Сказки и рассказы легко усваивают дети и по своей идее – победа добра над злом, по своему сюжету-борьба добра и зла дают большие возможности для развития нравственных представлений, как готовность помочь другому, доброта, cмелость, трудолюбие, настойчивость, ответственность, отзывчивость, cправедливость. Читая сказку, дети размышляют над содержанием произведения, формируют представления о нравственных понятиях, таких как забота, cострадание, любовь, взаимопомощь. Основной задачей для учителя будет являться организация работы детей с произведениями литературы таким образом, чтобы, читая сказку, рассказ, дети могли разделить переживания с героями произведений, почувствовали сильные эмоциональные впечатления: радовались и огорчались, волновались, выносили для себя нравственные уроки из произведений. В соответствии с уровнями развития нравственных представлений у младших школьников были разработаны задания, которые использовались мной на уроках чтения. [4,c.3]

Задания к английской сказке Joseph Jacobs “Lazy Jack”.

STEP 1. Answer t he questions :

1. Was Jack a rich man?

2. Had he got a big family?

3. Whom did he live with?

4. Was his mother young?

5. Did Jack work hard?

6. Did Jack go to the farmer on Monday?

7. What did he get for his work?

8. Did Jack go to the cowman on Tuesday?

9. What did he do with a jar of milk?

10. What did Jack get for his work on Wednesday and Thursday?

11. Did Jack get anything for his job on Friday?

12. Who saw him carrying a donkey on his shoulder?

13. Could the daughter of the rich man speak?

14. What was the end of the story?

STEP 2 . Agree (+) or disagree (-) :

1. Jack was a clever young man.

2. He was rich.

3. He had a penny on Monday.

4. He had a jar of milk on Tuesday.

5. He brought the cat home on Wednesday.

6. He ate a big piece of meat on Thursday.

7. On Friday he sat on the donkey and went home.

8. He put the donkey on his shoulder.

9. The girl was crying all the time.

10. She could not speak.

11. She burst out laughing and began to speak.

12. Jack lived in the rich man's house.

STEP 3 . Which of these proverbs suit it best ?

a) Fortune favours fools.

b) Every man has a fool in his sleeve.

c) All is well that ends well.

d) The first wealth is health.

STEP 4 . Fill in the table.

- Jack was a little boy.

- Jack was deat and dumb.

- Everybody in the village loved Jack.

- Jack always followed his mother's advice.

- Jack quickly learned how to work on the farm.

- The baker gave Jack a large cheese.

- Jack was a strong man.

- The rich man became very happy.

True

False

I don' t know

Использование комплекта заданий к сказке на уроках чтения оказывает эффективное воздействие на развитие нравственных представлений у младших школьников. Воздействуя на компоненты нравственных представлений на уроках чтения можно добиться самых лучших результатов в совершенствовании этих качеств. Уроки чтения могут стать важной направляющей в развитии нравственности, при условии целенаправленного, грамотного и планомерного их использования.

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Акимова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 350 с.
  2. Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша Новая школа»: материалы Межд. науч.-практ. конф. 28–29 марта 2013 г./под ред. Н. Е. Щурковой, М. И. Мухина. — М.: Аркти, 2013.- 296 с.
  3. Никитенко, З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дис.... д-ра пед. наук. — М.: МПГУ, 2014. — 427 с.
  4. Кулиш, В. Г. Путешествие в английскую сказку/ В. Г. Кулиш М.:АСТ; Донецк: Cталкер, 2015.-315, [5] c.: ил.
  5. Щукин, А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков : учебник для студентов учреждений высш. образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2015. — 288 с.
  6. URL: https://fgos.ru

Ключевые слова

художественная литература, воспитание, нравственные ценности, духовно-нравственное развитие, обучение чтению, иноязычное чтение, начальное иноязычное образование, нравственные понятия, нравственное представление