Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2020)

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15981/ (дата обращения: 05.05.2024).



Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.

Пояснительная записка

Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:

краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;

Задачи курса:

образовательные:

− формирование умений и навыков решения генетических задач;

− отработка навыков применения генетических законов;

− обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

− удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

− развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

− воспитание и формирование здорового образа жизни.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

− —основные понятия, термины и законы генетики;

− —генетическую символику.

Учащиеся должны уметь:

− правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

− решать типичные задачи;

− логически рассуждать и обосновывать выводы.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

− расширить знания об основных генетических законах;

− овладеть специальной генетической терминологией;

− научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

− уметь применять различные генетические законы при решении задач:

− уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

− уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Календарно- тематическое планирование

34 часа

Тема занятия

Количество часов

Формы деятельности уч-ся.

Формы контроля

теория

практикум

  1. Введение (3 часа)

1.

Методы генетики.

1

2.

Генетические термины и символы.

Заполнение кроссворда «Генетические термины»

1

1

  1. Моногибридное скрещивание (5 часов)

3.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании

Закон единообразия гибридов первого поколения

— Закон расщепления признаков

— Цитологические основы моногибридного скрещивания.

— Полное и неполное доминирование.

— Летальные гены

— Анализирующее скрещивание

2

4.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

2

5.

Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание

(4 варианта)

1

  1. Дигибридное скрещивание (4 часа)

6.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании

1

7.

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

2

8.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание

(4 варианта)

1

  1. Решение задач на наследование групп крови (2 часа)

9.

Актуализация знаний по теме, решение задач.

2

  1. Сцепленное наследование генов (5 часов)

10.

Закономерности сцепленного наследования.

— Закон Моргана.

— Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности.

2

11.

Решение задач на сцепленное наследование.

3

  1. Наследование, сцепленное с полом (4 часа)

12.

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

1

13.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

3

  1. Взаимодействие неаллельных генов (6 часов)

14.

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

2

15.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

4

  1. Итоговое занятие (3 часа)

16.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

2

17.

Решение занимательных задач

1

  1. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

Литература для учащихся.

  1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.
  2. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.
  3. Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.
  4. 5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.

Примеры задач итогового занятия элективного курса «Генетика»

Задача 1.

У разводимых в неволе лисиц доминантный ген вызывает появление платиновой окраски, а в гомозиготном состоянии обладает летальным действием (гибнут эмбрионы). Рецессивный аллель определяет серебристо-серую окраску. Скрещивали платиновых лисиц между собой и получили 72 потомка.

  1. Сколько типов гамет образуется у платиновой лисицы?
  2. Сколько животных погибло в эмбриональном состоянии?
  3. Сколько разных жизнеспособных генотипов образуется при таком скрещивании?
  4. Сколько родилось серебристо-серых лисят?
  5. Сколько родилось платиновых лисят?

Задача 2.

У человека серповидноклеточная анемия наследуется как признак неполностью доминантный. У доминантных гомозигот развивается сильная анемия, приводящая к смерти, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, поэтому люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии.

  1. Сколько типов гамет образуется у каждого супруга?
  2. Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?
  3. Какова вероятность рождения ребенка с тяжелой формой анемии?
  4. Какова вероятность рождения ребенка, устойчивого к малярии?
  5. Какова вероятность рождения ребенка, чувствительного к малярии?

Литература:

  1. Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  2. Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.
  3. «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010
  4. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.
  5. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.
  6. http://www.gnpbu.ru/ web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  7. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, задача, моногибридное скрещивание, час, вероятность рождения ребенка, сцепленное наследование, Алгоритм решения, итоговое занятие, серповидноклеточная анемия, тестовый контроль.

Похожие статьи

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических...»

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками.

Практический курс — 3 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве.

Урок одной задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Задача: Доказать, что треугольник прямоугольный, если его медиана равна половине стороны, к которой она проведена. Цель урока: Повторение изученного материала через поиск различных способов доказательства. Развитие творческого подхода к решению задачи.

GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках...

В настоящее время в современных школах все чаще ИКТ-технологии используются не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов. Это связано с быстрым темпом развития компьютерных технологий и Интернета.

Совершенствование методики решения задач по химии

Трудности при решении химических задач также связаны с неумением глубоко осмысливать химические явления, законы, понятия. Для решения данных проблем необходимо систематическое решение задач на уроках химии и на дополнительных занятиях...

Модели генетических алгоритмов | Статья в журнале...

Генетические алгоритмы применяются для решения следующих задач: - Оптимизация функций.

При наследовании возможны мутации из-за радиоактивности или других влияний, в результате которых могут измениться некоторые гены в половых клетках одного из родителей.

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания...

− Наличие алгоритмов решения задач основных типов, в том числе, и характерных для КИМов ЕГЭ; − Многоступенчатая отработка умений «читать» графики, устанавливать качественные, количественные зависимости между физическими величинами, входящими в формулы...

Использование кейс-технологии в курсе биологии 10 класса

4. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй супруг гетерозиготен по этим

Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего...

Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует...

Еще одним способом решения является ознакомление учащихся с алгоритмом решения задач открытого типа, развитием их умения определять тип задачи: исследовательская или изобретательская и соответственно типу определять алгоритм решения.

Развитие пространственных представлений учащихся при...

В статье изучаются вопросы формирования и развития пространственных представлений учащихся при решении геометрических олимпиадных задач. Исследуются основные причины снижения геометрической подготовленности учащихся школ.

Похожие статьи

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических...»

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками.

Практический курс — 3 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве.

Урок одной задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Задача: Доказать, что треугольник прямоугольный, если его медиана равна половине стороны, к которой она проведена. Цель урока: Повторение изученного материала через поиск различных способов доказательства. Развитие творческого подхода к решению задачи.

GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках...

В настоящее время в современных школах все чаще ИКТ-технологии используются не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов. Это связано с быстрым темпом развития компьютерных технологий и Интернета.

Совершенствование методики решения задач по химии

Трудности при решении химических задач также связаны с неумением глубоко осмысливать химические явления, законы, понятия. Для решения данных проблем необходимо систематическое решение задач на уроках химии и на дополнительных занятиях...

Модели генетических алгоритмов | Статья в журнале...

Генетические алгоритмы применяются для решения следующих задач: - Оптимизация функций.

При наследовании возможны мутации из-за радиоактивности или других влияний, в результате которых могут измениться некоторые гены в половых клетках одного из родителей.

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания...

− Наличие алгоритмов решения задач основных типов, в том числе, и характерных для КИМов ЕГЭ; − Многоступенчатая отработка умений «читать» графики, устанавливать качественные, количественные зависимости между физическими величинами, входящими в формулы...

Использование кейс-технологии в курсе биологии 10 класса

4. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй супруг гетерозиготен по этим

Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего...

Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует...

Еще одним способом решения является ознакомление учащихся с алгоритмом решения задач открытого типа, развитием их умения определять тип задачи: исследовательская или изобретательская и соответственно типу определять алгоритм решения.

Развитие пространственных представлений учащихся при...

В статье изучаются вопросы формирования и развития пространственных представлений учащихся при решении геометрических олимпиадных задач. Исследуются основные причины снижения геометрической подготовленности учащихся школ.