Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15966/ (дата обращения: 02.05.2024).



Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. Из-за незнания фактов войны, всей её жестокости многие из нас не могут понять, зачем до сих пор нужно помнить те страшные дни, зачем нужно скорбеть о потерях. И пока ещё есть в живых те, кто помнит о далеких кровопролитных годах, мы должны узнать от них всё, что поможет нам восстановить события того далекого времени и сохранить все это в нашей памяти и для истории. Это особенно актуально в наши дни, когда пытаются переписать историю, исказить неоспоримые факты, утрачивается чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно поэтому, считаем тему проекта актуальной и значимой . Необходимо чтобы дети прониклись этим, не пассивно воспринимали информацию из книг, учебников, средств массовой информации, а добывали ее сами из уст ещё живущих очевидцев, родственников тех, кто избавил нас от этих ужасов и позволил жить спокойно. Удивительная вещь — человеческая память. Мы долго помним хорошее и быстро забываем плохое, но есть вещи, о которых забывать нельзя.

В свете сегодняшних событий эта работа приобретает особый смысл. Воспитывать любовь к родине, гордость за страну нужно с самого детства. Поэтому, начиная с самого первого класса, работаем по проекту «Об этом забывать нельзя!».

Проблемы исследования: о чень важны воспоминания о былом, священном далеком прошлом. Дорога памяти уже почти в 75 мирных лет отделяет нас от победного 1945 года. Ежегодно в школе проводятся мероприятии, посвященные главному празднику Дню Победы, классные часы, экскурсии по местам боевой славы. Самыми главными гостями на мероприятиях являются, конечно же, ветераны ВО войны и их воспоминания. Но, как уже говорилось, человеческая память не вечна, нужно чтобы эти знания были зафиксированы, а что особенно важно — детьми. Поэтому, конечным результатом работы стало создание книги памяти.

Новизна исследования состоит в том, что именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.

Практическая значимость проекта заключается в том, что дети воочию могут соприкоснуться с воспоминаниями ещё оставшихся свидетелей, а учителя могут использовать план для организации работы по патриотическому воспитанию.

Проект «Об этом забывать нельзя…» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 года».

Цель работы состоит в том, чтобы мы и будущие поколения России, поняли, что воины, живые и погибшие, кровью и жизнью завоевали для нас и грядущих поколений Победу, увековечивании в памяти подрастающего поколения подвига наших земляков в годы ВО войны.

Задачи:

– расширить свои знания о ВОВ, изучить литературу по данной теме;

– привлечь внимание молодого поколения к изучению истории страны;

– в результате исследований помочь проникнуться патриотизмом и чувством гордости за наших земляков, вставших на защиту Родины;

– исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности;

– встретиться с семьями участников и свидетелей ВОВ, узнать о родственниках — участниках войны, записать воспоминания и создать книгу памяти;

– подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.

Методы работы

– интервью;

– исследовательский метод;

– описательный метод.

Направления деятельности

историко-краеведческое

духовно- нравственное

гражданско-патриотическое

героико-патриотическое

Планирование работы. Сроки и этапы проекта

Проект реализуется с 1 сентября 2016 года по 30 мая 2020 года

Название этапа, сроки проведения

Цели и задачи

I этап

Подготовительный

Сентябрь 2016г.

Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап

Внедрение

октябрь 2016-апрель 2020г.

Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективными формами и методами воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание патриотического воспитания.

3. Провести мероприятия, способствующие формированию патриотического воспитания.

4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.

5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

6. Проводить мониторинг реализации программы.

III этап

Отслеживание и анализ результатов

Май 2020г.

Цель : анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию в реализации проекта.

3. Спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

– создание «Книги памяти»;

– развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе;

– формирование у школьников готовности к защите Родины;

– воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;

– активизация творческого потенциала школьников;

– развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;

– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

– повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

– приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

– вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.

Формы работы, используемые при реализации проекта:

– внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки;

– мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины;

– коллективные творческие дела;

– возложение венков к памятнику погибшим в годы войны;

– спортивные состязания;

– встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;

– взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;

– экскурсии;

– презентации;

– изучение истории и культуры родного края.

Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

– сформированность гражданских навыков;

– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

– умение принимать и защищать свои решения;

– готовность к участию в общественных делах;

– готовность к образованию.

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям :

– патриотизм и любовь к Родине;

– права и свободы человека и гражданина;

– знание символики Российской Федерации;

– национальное самосознание;

– уважение чести и достоинства других граждан;

– гражданственность.

Количественные параметры:

– включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

– качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

– участие в поисково-исследовательской работе;

– участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

– количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;

– участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей;

– участие в мероприятиях, в спортивных играх.

Итак, великая история, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится ее неотъемлемой частью. А связь поколений — это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщенности. Семейные рассказы — настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие. Поэтому сохранение в памяти событий, которые были — важно для всех поколений…

В ходе 3 лет реализации проекта повысилась активность учащихся, дети больше узнали о ВОВ, собрали информацию о родственниках, участвовавших в военных действиях, и оформили книгу памяти. Курочкин Алексей провёл большую исследовательскую работу о двоюродном прадедушке Кравченко И. А., в которой принял участие весь класс. Материалы исследований дополнили архив музея посёлка Вейделевка и базу данных Кубраковской школы. Алексей узнал ранее неизвестные факты о жизни Кравченко до войны, выяснил, что все партизаны жили на одной улице и внёс предложение в администрацию муниципального поселения переименовать название улицы «Свобода» на «Партизанскую». Предложение одобрили и приняли в проект.

В результате частичного прохождения этапов были получены интересные данные, и работа над темой исследования будет продолжена по методике, отработанной Курочкиным А. В четвёртом классе, на заключительном этапе дети дополнят «Книгу памяти» и исследуют партизанское движение в городе Валуйки (о жизни Махортовой). Несмотря на незавершенность проекта, результаты уже видны. Заинтересованность не только детей, но и родителей предполагает дальнейшую работу над проектом всех учащихся класса.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки, достойный пример граждан, а мужество и героизм 1941–1945 годов — наилучший пример для всех времён и народов, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, без чего невозможно счастливое будущее нашей Родины- России.

Литература:

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова — СПб: КАРО, 2004. — 224 с.
  2. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.- № 5. -2007.
  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1–4 классы. М.: «ВАКО», 2004. — 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, реализация проекта, родной край, Великая Отечественная война, гражданско-патриотическое воспитание, дальнейшая работа, дополнительное образование, образовательная деятельность, Российская Федерация, человеческая память.

Похожие статьи

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая

Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Проектно-исследовательская деятельность как фактор...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской

В 2015 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016‒2020...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Организация воспитательной работы по...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Российская Федерация, государственно-патриотическое воспитание, формирование

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Похожие статьи

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая

Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Проектно-исследовательская деятельность как фактор...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской

В 2015 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016‒2020...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Организация воспитательной работы по...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Российская Федерация, государственно-патриотическое воспитание, формирование

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.