Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васютина, И. В. Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников / И. В. Васютина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15938/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в данном направлении.

Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов).

Детство — незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добром и заботой родителей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Ребенок растет в семье, где его любят, не предают, защищают, а иногда и многим жертвуют ради него. Ведь семья — это опора во всем. Это одни на всех радости и печали, привычки и традиции. То, что ребенок в детстве приобретает в семье, он хранит в течение всей последующей жизни. Ведь не зря свои детские впечатления мы помним долгие годы. Особенно запоминаются яркие, богатые эмоциональными красками праздники. [1.с.4].

Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами.

Ведь детский праздник — это радость самовыражения, творчества, общения, духовного обогащения. Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух, это событие в детской жизни и малыш считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. Если из детства выбросить праздники, то детство будет серым, тусклым и унылым.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по — разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять [1, с.31].

В настоящее время недопонимание значимости детского праздника среди родителей и некоторых педагогов привели к тому, что развлекательные мероприятия сводятся, в основном, к форме активного отдыха, который доставляет радость ребенку, вызывает у него положительные эмоции и поднимает настроение. Но ведь ведущая педагогическая идея любого детского мероприятия заключается в том, чтобы в интересной и увлекательной форме донести до ребенка знания об окружающей жизни, распахнуть им окно в этот удивительный мир, чтобы через образы искусства они могли увидеть всю его неисчерпаемую красоту и уникальную ценность. [2, с.19].

Формирование нравственных идеалов и праздничной культуры у дошкольников актуально в связи с тем, что, развлекаясь, дети развивают речь, её коммуникативные функции, проявляют творческую инициативу, само выражаются, духовно обогащаются. Семейные праздничные мероприятия, тематические вечера, развлечения помогают подрастающему поколению формировать высоконравственные идеалы, обогащают представления детей о прекрасном. Но последние наблюдения показывают, что особые трудности при организации детских развлечений испытывают именно родители. Многие считают, что достаточно приготовить вкусное угощение, приобрести множество подарков, а ещё лучший вариант — устроить праздник в кафе и этого будет достаточно для удовлетворения потребностей ребенка. Но ведь эмоциональный фон детей во многом зависит от поведения взрослых, от поступков, которые они совершают. Поэтому планируя какое-либо детское мероприятие, взрослым необходимо продумать всё до мелочей, чтобы ребенок смог почувствовать полный эмоциональный комфорт, ощутить радость от праздничного семейного общения. У каждой семьи есть свои семейные ценности и традиции, а воспитанию детей на основе семейных традиций отводится особое место. В традициях отражается культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования. Если внутри семьи благополучные взаимоотношения между родителями, то и ребенок будет эмоционально и психологически здоров. Семейные праздничные традиции сближают всех близких родных, делают семью семьей, а не просто группой родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы помогают преодолеть непонимание между родителями и детьми, являются одним из важнейших каркасов построения культуры и воспитания нравственности. [3,с.24].

К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь большинства семей, то можно заметить, что для одних членов семьи характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т. д. Другие члены семьи испытывают ограничение свобод и прав, не могут реализовать свои потенции, потребности, интересы, а, кроме того, скука одномерной жизни [2, с.14].

Для решения названных проблем люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры — обряды, игры — обычаи, игры — церемониалы, игры — ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно [4,с. 28].

При подготовке любого совместного праздника взрослым необходимо учитывать интересы ребенка, принимать во внимание его музыкальные предпочтения, желания, увлечения. Также нужно подумать об украшении помещения, где будет проходить праздник, продумать изготовление костюмов и различных атрибутов. И тогда праздник доставит радость общения, творчества и взаимообогащения.

Результатом всех праздничных забот заинтересованных в своих детях родителей будет то, какими станут дети, когда вырастут, к чему будут стремиться, какие идеалы и ценности будут беречь и что в дальнейшем передадут своим детям. [4,с.5].

Чтобы стать и быть успешным в современном обществе, жить в гармонии с собственными чувствами, тонко чувствовать других людей, понимать ценность жизни, быть счастливым человеком с положительным мировосприятием необходимо иметь высокие личностные качества, которые формируются посредством семейных традиций, познания и освоения духовной культуры общества.

Литература:

  1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. — 2006. — № 1.
  2. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.103–110.
  3. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.42
  4. Шмаков С. А. Досуговая педагогика. — Екатеринбург, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, традиция, праздник, член семьи, детский праздник, нравственное воспитание, родитель, событие.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как

Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое...

Консультация для родителей «Роль семейных традиций...»

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное... Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Роль семьи в духовно-нравственном...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и ближние родственники.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная...

Формирование у воспитанников представлений о семейных...

родитель, ребенок, традиция, детский сад, семья, праздник, народ, моя семья, нравственная культура, активное участие.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей.

Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Праздники и традиции.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей... детский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие детей, ребенок, родитель, семейное чтение, раннее детство, консультативный материал, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как

Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое...

Консультация для родителей «Роль семейных традиций...»

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное... Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Роль семьи в духовно-нравственном...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и ближние родственники.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная...

Формирование у воспитанников представлений о семейных...

родитель, ребенок, традиция, детский сад, семья, праздник, народ, моя семья, нравственная культура, активное участие.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей.

Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Праздники и традиции.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей... детский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие детей, ребенок, родитель, семейное чтение, раннее детство, консультативный материал, дошкольный возраст...