Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Назарова, В. С. Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке) / В. С. Назарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15896/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическому материалу сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке. Приводится система условно-речевых упражнений на стадии формирования соответствующего грамматического навыка и описывается процесс деловой игры с изучением кейса на стадии совершенствования грамматического навыка.

Ключевые слова: коммуникативная методика, кейс-стади, деловая игра, современные педагогические технологии.

The article deals with the experience of using the communicative method of E. I. Passov with the introduction of modern pedagogical technologies (inductive presentation of material, case study technology, business games) for teaching 1st year students grammatical material of comparative degrees of adjectives and adverbs in English. The system of conditional speech exercises at the stage of formation of the corresponding grammatical skill is given and the process of business game with case study at the stage of improving grammatical skill is described.

Keywords: communicative teaching, case study, business game, modern pedagogical technologies.

Актуальность данной статьи обусловлена внедрением компетентностного подхода к высшему образованию, что требует не просто проведения занятий по иностранному языку, а использованию технологического подхода для развития коммуникативных и профессиональных компетенций студентов. «Современные технологии в образовании рассматриваются сегодня как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, которая ставит перед системой образования важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность и готового к раскрытию своего личностного потенциала через самоактуализацию и самореализацию», — пишет И. Н. Айнутдинова [1, С. 21].

В качестве современных педагогических технологий, внедряемых для обучения студентов иностранному языку, применяется кейс-стади, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, технология языкового портфеля, проектная технология и другие. В нашем педагогическом эксперименте для обучения студентов 1 курса грамматическому материалу сравнительных степеней прилагательных и наречий были использованы технологии кейс-стади и деловой игры.

Однако эти технологии требуют уже сформированного лексического и грамматического навыка и могут применяться для их совершенствования. На первом же этапе должен быть использован комплекс упражнений, предваряемый презентацией учебного материала и предполагающий тренировку.

В нашем случае комплекс упражнений был разработан в соответствии со стадиями формирования грамматического навыка: восприятием, имитацией, подстановкой, трансформацией и репродукцией на основе коммуникативной методики Е. И. Пассова. Несмотря на то, что эта методика была разработана более 30 лет назад и доказала свою эффективность для формирования коммуникативной компетенции, большинство учебных заведений в нашей стране до сих пор используют некоммуникативные методики, не позволяющие студентам перейти от выполнения упражнений (чаще всего языковых) к реальному общению на иностранном языке.

На «грамматическую» тему «сравнительные степени прилагательных и наречий» было отведено два занятия (четыре академических часа). Целью первого занятия было формирование, а второго — совершенствование грамматических навыков. Тема занятий была сформулирована как «Компьютеры будущего» в соответствии с будущей профессией студентов и их предполагаемыми интересами. На наш взгляд, такая тема способствовала формированию не только коммуникативной, но и профессиональной компетенции студентов.

На первой стадии формирования навыка — восприятии — студенты были разделены на 3 группы, и им было предложено ознакомиться с небольшим отрывком профессионально-ориентированного текста о квантовом компьютере. Этот текст выполнял функцию презентации, т. е. он демонстрировал модель (грамматическую структуру) в действии. Сам текст представлял собой несколько предложений с использованием сравнения квантового компьютера будущего и привычных нам цифровых компьютеров, т. е. был потенциально интересен студентам, обучающимся по специальности «Защита информации» на факультете информационных технологий и компьютерных систем Омского государственного технического университета.

В задачу студентов входило самостоятельно ответить на вопрос, как образуются сравнительные степени прилагательных и наречий, а затем представить свои выводы с примерами из текста. Индуктивный метод презентации был выбран для большего интеллектуального вовлечения студентов.

Для того чтобы студенты убедились в правильности собственных выводов, а также для закрепления материала и дополнительной практики аудирования им было показано учебное видео с объяснением этого же материала британским преподавателем (полностью на английском языке). Также просмотр видео способствовал формированию речевого динамического стереотипа и способности «слышать» эту грамматическую конструкцию в англоязычной речи.

На следующем этапе студентам были предложены условно-речевые упражнения. Для организации этой работы студенты сдвинули парты, чтобы получился «круглый стол», т. к. это способствует более открытому общению. Работа велась по часовой и против часовой стрелки поочерёдно.

Вторая стадия формирования грамматического навыка — имитация. «Имитация закладывает основы слухового и речедвигательного образов грамматической формы. Укрепляется осознание функциональной стороны модели. Запоминается формальная сторона (на основе концентрации возбуждений в коре» [2, С. 156].

В качестве имитативного упражнения студентам предлагалось согласиться с собеседником и обосновать своё согласие [3]. Предложения были связаны с прочитанным микротекстом и были написаны на карточках. Например: — (заданное предложение) Quantum computer will be much more powerful, than digital one. (Квантовый компьютер будет намного мощнее цифрового). — (ответ студента) Of course, quantum computer is much more powerful, than digital one, because it operates more data.Конечно, квантовый компьютер будет намного мощнее предыдущего, потому что он оперирует большим количеством данных.

Третья стадия формирования грамматического навыка — подстановка. «Подстановка начинает формировать операцию оформления. Зарождается осознание обобщённости модели. Увеличивается способность к репродукции на основе аналогии» [2, С. 156]. Далее студенты выполняли подстановочное упражнение, в котором требовалось возразить собеседнику и аргументировать своё возражение. Перед выполнением задания студенты вместе с преподавателем вспомнили формулы для вежливого несогласия (I don’t think so, I don’t agree with you, In my opinion, it is not true, etc.), которые были затем зафиксированы на доске в качестве опоры. Пример: — (заданное предложение) Quantum computers are easier to build, than digital ones. (Квантовые компьютеры создать легче, чем цифровые). — (ответ студента) No, I don’t agree with you. Quantum computers are much more difficult to build, because quantum objects are very unstable.

Следующим в системе условно-речевых упражнений по методике Е. И. Пассова является трансформационное, в котором студентам предлагается самостоятельно изменить грамматическую конструкцию. Цель этого упражнения — укрепить начавшиеся формироваться процессы. Для выполнения этого упражнения студенты разделились на пары и должны были представить в форме диалога монологическое высказывание. Высказывание было выведено на экран и представляло собой микротекст о современных трендах в создании компьютеров.

Репродуктивное упражнение предполагает продуцирование собственного высказывания самостоятельно. Студентам предлагалось изображение какого-либо природного или культурного объекта на экране с подписью и требовалось угадать, какой ему принадлежит рекорд (самая длинная река, самая высокая гора, самый дорогой объект). Пример высказывания: Is it the longest river in the world? Is it the most expensive object? Is it the highest mountain?

Согласно рекомендации Е. И. Пассова, первое занятие по теме было закончено на стадии репродукции. Следующее занятие было посвящено развитию устойчивости навыка, а именно комбинированию. «На стадии комбинирования формируется процесс выбора модели <...>. Внимание говорящего распыляется. Оно переключается на содержание автоматизированной модели на содержание всего высказывания, передачу его смысла, на тактику говорения. В этом случае уже нужно произвести выбор необходимой модели из определённого материала, причём в усложнённых условиях [2, С. 157].

С учётом выполнения условий, заданных автором методики, а также с учётом необходимости профессиональной ориентированности занятий, нами было решено использовать на стадии комбинирования технологию кейс-стади (case study) в сочетании с деловой игрой.

Сама деловая игра «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), используемая в ходе нашего эксперимента, представляет собой систему организации мышления при командной дискуссии и используется в крупных компаниях на советах директоров или совещаниях менеджеров. Однако в нашем случае «директорами» корпорации выступали студенты первого курса, поэтому, на наш взгляд, метод можно считать в данном случае деловой игрой.

Деловая игра проводилась, как и упражнения на предыдущем занятии, за «круглым столом». На первоначальном этапе студентам надо было познакомиться с идеей «Шести шляп мышления» и понять, как её использовать. Для этого были использованы задания из учебника Business StartUp2, включающие чтение и аудирование, перед выполнением которых студентам была предложена необходимая лексика. После выполнения заданий студентам были выданы цветные колпачки, которые предлагалось либо надеть на голову, либо поставить рядом с собой на стол. В зависимости от цвета своего колпачка студенты играли разные роли: синий — модератор совета директоров, белый — только факты, красный — эмоциональная реакция, первое, что пришло в голову, желтый — позитивные стороны предложенных идей и ситуации в целом, зелёный — новые идеи, чёрный — предостережения, негативные стороны, недостатки. Все вместе ещё раз проговорили роль каждой шляпы. Следует отметить, что в оригинальной идее автора Эдварда де Боно шляпы были метафорическими, но для удобства и привлечения внимания нами было решено сделать их материальными.

Далее студентам предлагается кейс — небольшой текст о компании, которая столкнулась с неожиданной проблемой. «Белой шляпе» была выдана дополнительная фактологическая информация. Далее с помощью модератора и председателя совета директоров корпорации — «синей шляпы» — остальные «директора» должны высказываться с учётом своей роли, а в итоге принять совместное решение. При этих коммуникативных задачах наша цель — внедрить в речь грамматическую структуру сравнительных степеней, поэтому перед началом игры проводился небольшой мозговой штурм, когда студенты предлагали фразы, которые можно использовать в своей речи («более эффективный», «дороже», «дешевле», «самый хороший», «наиболее опасный» и т. д.). Фразы одновременно фиксировались на доске и в дальнейшем использовались в качестве опоры.

После того, как студенты выносили окончательное решение, принятое в результате голосования, им было рассказано, как на самом деле поступила компания (кейс-стади — это всегда реальная история). Затем шёл этап рефлексии, где студенты высказывали своё мнение о методе «Шесть шляп мышления» вообще и об опыте его применения.

Литература:

  1. Айнутдинова И. Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: зарубежный и российский опыт // Настольная книга педагога-новатора. Казань, 2011. — 456 с.
  2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение. — 1991. — 223 с.
  3. Сычева Г. П., Куликова Т. Д. Система упражнений, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетенции при обучении языку специальности (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий). // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-napravlennyh-na-formirovanie-professionalno-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-yazyku-spetsialnosti (дата обращения: 07.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, студент, грамматический навык, стадий формирования, иностранный язык, квантовый компьютер, коммуникативная методика, обучение студентов, студент были, английский язык.

Похожие статьи

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, учитель, язык, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, процесс обучения, английский язык.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Иностранный язык- явление социальное, в основе которого лежит деятельность людей, их взаимодействие и отношения. Обучение английскому языку в вузе имеет коммуникативную направленность, где студент - активный участник процесса общения.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Для обучения студентов большую ценность представляет сам процесс анализа ситуации и

Работа над проблемной ситуацией происходит в группах студентов, и её можно условно

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативный...

Коммуникативная грамматика английского языка: методы...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, структура, речевая деятельность

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая компетенция, обучение, навык, аспект обучения, учебный...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

При комплектовании экспериментальных групп студентов были учтены следующие факты

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Если студент владеет лексикой заданной темы, грамматической структурой построения

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения...

Использование коммуникативной методики в преподавании...

В методике преподавания английского языка ролевые игры используются уже достаточно давно. Ведь ролевая игра — это одна из форм организации речевой деятельности, которая является очень важной для изучающих иностранный язык. Именно с помощью ролевых игр у...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения. Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом языковой подготовки в системе образования.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов.

Похожие статьи

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, учитель, язык, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, процесс обучения, английский язык.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Иностранный язык- явление социальное, в основе которого лежит деятельность людей, их взаимодействие и отношения. Обучение английскому языку в вузе имеет коммуникативную направленность, где студент - активный участник процесса общения.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

Для обучения студентов большую ценность представляет сам процесс анализа ситуации и

Работа над проблемной ситуацией происходит в группах студентов, и её можно условно

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативный...

Коммуникативная грамматика английского языка: методы...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, структура, речевая деятельность

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая компетенция, обучение, навык, аспект обучения, учебный...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

При комплектовании экспериментальных групп студентов были учтены следующие факты

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Если студент владеет лексикой заданной темы, грамматической структурой построения

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения...

Использование коммуникативной методики в преподавании...

В методике преподавания английского языка ролевые игры используются уже достаточно давно. Ведь ролевая игра — это одна из форм организации речевой деятельности, которая является очень важной для изучающих иностранный язык. Именно с помощью ролевых игр у...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения. Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом языковой подготовки в системе образования.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов.