Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Личностный подход в формировании профессиональной физической культуры инженера-строителя / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15840/ (дата обращения: 07.05.2024).



Система физического воспитания студентов нефизкультурных высших учебных заведений РФ предполагает построение технологии профессиональной физической культуры на основе системообразующего фактора, которым является будущая производственная деятельность.

Профессионально-личностный подход и конструировании развивающих ситуаций в профессиональной физической культуре (ПФК) поредаолагают использовать следующую схему, состоящую из следующих компонентов:

  1. Представление элементов содержания ПФК в виде разно уровневых профессионально личностных задач (в контексте личностно-смысловой сферы деятельности студента).

Главное назначение таких задач состоит в том, чтобы ввести студента в определенную ситуацию и организовать их ориентировку в ней на будущую производственную деятельность. Задачи указанные ниже должны обеспечивать достижение личностно-творческого уровня освоения студентом содержания ПФК, связи системы личностных ценностей с профессионально значимыми двигательными способностями. Для того чтобы введение ситуативных задач вписывалось в логику изучения ПФК, необходимо использовать три типа задач: аналитические, конструктивные и операционные.

В решение аналитических задач предполагает поиск студентами способов анализа, оценки и путей реализации ценностей ПФК. Суть аналитических действий состоит в том, чтобы конкретный вопрос рассматривался как прочтение целостности производственного процесса, вследствие чего раскрывается новая сущность и подход к ПФК.

Решение конструктивных задач предполагает выработку у студентов умения применять знания о физической культуре в разнообразных условиях производственной деятельности, прогнозировать их решение, интуитивно усматривать оригинальные подходы, рефлексировать действия.

В решение операционных задач позволяет выработать навыки постановки целей, умение выполнять рациональные формы движений, часто встречающихся в трудовой практике, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность применять полученные знания, навыки и умения в конкретной производственной деятельности.

  1. Усвоение содержания ПФК в условиях диалога движений, как особой коммуникативной среды (субъект субъектных отношений).

Диалогичность предполагает определение ценностей преподавателя и студента через сопоставление их с ценностями других участников процесса. При этом современные представления о диалогичности направлены на равенство партнеров и свободного выбора, причем, не в знаниях, не в опыте, не в уровне образованности, а в их ценностно-смысловом и двигательном отношении.

Для того чтобы образовалась ситуация, где возможны подлинные диалоговые отношения, необходимо соблюдать условия:

– открытость и свобода проявления в действиях (в диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции, своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям);

– оценочная реакция преподавателя по отношению к получаемой от студента информации, в том числе и движения (соответствующая диалоговой позиции реакция предполагает внимание, интерес и сочувствие, благодарность за возможность соприкоснуться с миром движения и опытом другого, расширить при этом свой духовный и профессиональный опыт);

– общий язык общения в категориально понятийном аппарате, понятный той и другой стороне общения.

Рассматривая диалог как инструмент создания личностно развивающей ситуации, можно выделить его основные функции:

  1. познавательная, в которой диалог выступает как источник знания, способ поиска истины (рациональности движений), но это поиск не общего, единого для всех вывода, а индивидуального, личностного диалога;
  2. коммуникативная, реализуя которую, диалог выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, когда субъекты не только обмениваются информацией (движениями), сколько пытаются всеми доступными диалоговому общению средствами (физическими упражнениями) передать свое отношение к этой информации, сделать ее значимой для себя и партнера (для эффективности производственного процесса);
  3. личностно развивающая, основанная на возможности диалога, которая позволяет личности максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий (двигательный) потенциал, утвердиться во мнении других и в своем собственном мнении.

Исходя из данных функций диалога, автор выделяет и его типы: мотивационный, рефлексивный, конфликтный, индивидуальный, самоопределение, самореализация, смысло-двигательно-творческий, духовный и критически осмысленный содержание диалога.

Технология создания двигательного диалогового общения предполагает соблюдение, ее этапов:

– уровня готовности студента к двигательному диалогу (двигательная и физическая подготовленность);

– определения целей двигательного диалога;

– выявление проблемы, интересующей субъектов двигательного диалога на определенном предметном материале (подвижная игра, моделирование производственной ситуации, имитация трудовой деятельности, деловые игры);

– рассмотрение проблемы в контексте значимых для студентов жизненных ценностей (мотивация выполнения двигательного диалога, здоровый образ жизни);

– способы и формы межличностного общения в двигательном диалоге;

– вариативность развития двигательного диалога (самостоятельный поиск решения двигательных задач);

– подведение итого двигательного диалога с оценкой достижения цели двигательного диалога (профессиональная физическая готовность).

  1. Имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях состязательности (имитационно-игровое моделирование).

Двигательная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоком личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности студентов может привести только предоставление им подлинной свободы действия в обучении, вовлечение студентов в такую деятельность, в которой они не только бы поняли, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, как профессионала, как специалиста и делового человека в изначальной степени зависят от их собственных усилий, выполненных действий и принятых решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в физкультурной практике является игровая форма организации процесса профессиональной физической культуры и игровая подготовка к реальной производственной сфере.

Игра является своеобразной квинтэссенцией профессионально-личностного подхода, так как движение реализуется полнее всего именно в игре, когда ее участники начинают общаться на личностио-смысловом, вариативно-двигательном уровне. При этом происходит апробация личностного опыта студентов в жизненно- имитационных и профессионально-ориентированных условиях деятельности. Все игры должны носить обучающий характер и быть обязательно связанны с решением жизненно и производственно важной ситуации. Сама же учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность студентов, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы студентов.

Игровая деятельность человека имеет три уровня развития: профессионально деловая игра, любительская и учебно-тренировочная игра4. При этом все уровни имеют не только внешние формы организации и функционирования, но и свои внутренние приемы, и способы осуществления. Под игровой формой организации понимается не только форма организации конкретной учебной игры, по и самостоятельные приемы и методы ведения игры, в том числе сугубо личные способы предвосхищения ситуаций предвидение своих результатов, а главное — чужих действий.

С этой позиции, игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения — вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно — взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности преподавателя и студента.

Игровая форма организации заключается в разработке и проведении двигательных игр: имитационных, символических, ситуативных, исследовательских, а также их разновидностей.

Все учебно-двигательные игры имеют три основные характеристики:

– прямого дидактического воздействия, в которых преподаватель действует совместно со студентом в роли одной из играющих сторон;

– опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя ведущего, болельщика;

– смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли арбитра, эксперта, судьи и консультанта.

В общем, имитационная игра представляет собой конкретную двигательную деятельность в виде достижения целей (имитационное моделирование ситуации) и включает в себя действия, направленные на моделирование адекватной профессиональной деятельности ситуацию.

Таким образом, имитационная игра — это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных ситуации и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих ситуациях. Имитационная игра есть специально организованная, а значит глубоко осмысленная деятельность имитации прошлого в будущем, в котором (в настоящее время) моделируется деятельность, результаты которой в сою очередь являются целью имитационной игры. Основным же правилом имитационной игры является деятельность игрока в роли, которая организуется при помощи моделей прошлой деятельности путем включения ее реального результата в текущую деятельность.

Символическая игра, основными средствами которой являются физические упражнения в виде двигательных действий, а правила выполняется в строгом соответствии с законами и формами этой игры, можно назвать учебной игрой.

Для того чтобы создать учебную игру, нужно изобрести и построить такое игровое действие, чтобы в процессе его выполнения студент оперировал необходимой ему и нужной преподавателю информацией и движениями, то есть действовал в игре по принципу построения чанного конкретного движения и заранее заданной информационно-логической сети передвижения.

Игровая деятельность индивида может успешно применяться не только в учебно-познавательных, исследовательских, опытно-конструкторских целях, но и для эффекта воздействия средствами физического воспитания на организм. В самом же общем виде игра — это специально организованная и эмоционально активизированная игровая деятельность человека, целью которой является формирование жизненно необходимых функциональных возможностей для успешной учебно-познавательной и производственной деятельности.

В зависимости от типа игры (подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий и т. д.) существуют общие для всех дидактических игр правила и организация, этапы и предписания, которые являются гарантом того, что происходит именно дидактическая, управляемая игра. Соответственно технология создания практических игр представляет собой следующие действия преподавателя:

  1. Необходима формулировка игровых целей и ситуаций исходя из особенностей производственных процессов конкретной трудовой деятельности специалиста. Именно дидактическая игра является той методикой, где каждый ее участник должен иметь право и возможности для самостоятельной постановки целей и поиска средств их достижения. Игровые цели должны быть реальными, представленными в виде ожидаемого результата, оценить который возможно на заключительном этапе игры.
  2. Определение правил игры и требования к ним:

– оптимальное количество ограничений участников игры (от шести до девяти).

– правила должны быть известны и доступны всем участникам игры.

Литература:

  1. Ачкасов, Евгений Евгеньевич Мониторинг сердечной деятельности в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте / Ачкасов Евгений Евгеньевич. — М.: Триада-Х, 2019.
  2. Бурякин, Ф. Г. Выпускная работа в области физической культуры и спорта. Учебное пособие / Ф. Г. Бурякин. — М.: КноРус, 2017. -
  3. Бурякин, Феликс Выпускная работа в области физической культуры и спорта / Феликс Бурякин. — М.: КноРус, 2015.
  4. Валентин, Никифорович Зуев Нормативно-правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта / Валентин Никифорович Зуев. — М.: «Советский спорт», 2016.
  5. Гигиена физической культуры и спорта. Учебник / Коллектив авторов. — М.: СпецЛит, 2016.
  6. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Academia, 2015.
  7. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Академия, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательный диалог, игра, имитационная игра, учебная игра, производственная деятельность, профессиональная физическая культура, ситуация, будущая производственная деятельность, производственный процесс, профессионально-личностный подход.

Похожие статьи

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы.

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс...

Игра — это важнейшее средство умственного и нравственного воспитания.

Проанализировав феномен игры, Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что «игра — это деятельность, в которой воссоздаются

По игровой методике: ролевые, деловые, предметные и имитационные.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения. Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Деятельностный подход как основа формирования...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как...

деловая игра, профессионально-учебная деятельность...

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда.

Проблематика внедрения деловых игр в практику СПО

Внедрение в практику среднего профессионального учебно-воспитательного процесса новых форм обучения вписывается в логику модернизации профессиональной образования. На практике таких форм...

Педагогические игры и их возможности в профессиональном...

Педагогические игры важны в процессе подготовки будущих специалистов к творческому исполнению своих обязанностей и будущей профессиональной деятельности. Педагогические игры классифицируются по характеру деятельности, по характеру...

Похожие статьи

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы.

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс...

Игра — это важнейшее средство умственного и нравственного воспитания.

Проанализировав феномен игры, Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что «игра — это деятельность, в которой воссоздаются

По игровой методике: ролевые, деловые, предметные и имитационные.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения. Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Деятельностный подход как основа формирования...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как...

деловая игра, профессионально-учебная деятельность...

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда.

Проблематика внедрения деловых игр в практику СПО

Внедрение в практику среднего профессионального учебно-воспитательного процесса новых форм обучения вписывается в логику модернизации профессиональной образования. На практике таких форм...

Педагогические игры и их возможности в профессиональном...

Педагогические игры важны в процессе подготовки будущих специалистов к творческому исполнению своих обязанностей и будущей профессиональной деятельности. Педагогические игры классифицируются по характеру деятельности, по характеру...