Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 1528 раз

Библиографическое описание:

Ветлугина, А. С. Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью / А. С. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15618/ (дата обращения: 06.05.2024).



Проблема развития и формирования фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет. Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем ее и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность, к восприятию речи — фонематический слух [2].

Восприятие речи представляет для ребенка очень сложный процесс. В первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других звуковых раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения. Такое раннее внимание к речи очень важно для развития ее сенсорной стороны [4].

Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения [1].

Р. Е. Левина выделяет несколько периодов формирования фонематического развития:

  1. Дофонематическая стадия развития. (Отсутствует дифференциация звуков, ребенок просто реагирует на звуки).
  2. Начальная стадия дифференциации фонем.
  3. Завершающая стадия дифференциации фонем.
  4. Появляется готовность к элементарному звуковому анализу.
  5. Возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Первые три этапа в норме у ребенка реализуются в раннем возрасте. Последние два этапа, реализуются в старшем дошкольном возрасте, при активном содействии со стороны взрослого.

Отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Формирование правильного произношения происходит на основе фонематического слуха и фонематического восприятия. Именно фонематический слух и восприятие во многом обеспечивают четкое, ясное правильное произношение фраз, слов и звуков. Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения [3].

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предложили последовательность работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается 6 этапов [5].

  1. Узнавание неречевых звуков.

(Мы предлагаем детям послушать не речевые звуки и сказать, что звучало: музыкальные инструменты, стук карандаша, переливание воды. Что шумит за окном? Что гудит? Кто кричит?

  1. Различение высоты, силы, тембра голоса.

– Детям предлагаем картинки животных, на одной изображен взрослый на другой детеныш. Меняя высоту голоса мы произносим звукоподражание этих животных. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит. Покажи нужную картину»

Кошка (мяукает — низко) — котенок (мяукает — высоко);

курица (кудахчет низко) — цыплята (пищат высоко);

собака (лает — низко) — щенок (лает — высоко);

– Ребенку предлагаем 2 картинки с изображением двух котов. Один кот черный-мяукает тихо, другой кот белый-мяукает громко. Прослушав, как мяукают, ребенок показывал соответствующую картинку.

– Для различения силы и тембра голоса было предложено узнать голоса героев сказки «Три медведя».

Инструкция: «Внимательно послушай и отгадай, какой из медведей говорит. Покажи на картинке»

  1. Различение слов, близких по звуковому составу.

– Просим ребенка хлопнуть, если слово сказано не правильно.

Шляпа-сляпа-фляпа. Баман- панан- банан- ваван- баван.

Витанин-митавин- фитамин-витамин.

– Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Пашня-башня, Катушка-кадушка, Крот-грот, Мышка-мошка.

– Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.

Собор-забор, Касса-каша, Лук-жук, Лук-люк.

– Покажи где?

Используем картинки со словами квазиамонимами.

П-Б, П'-Б': Почка-бочка, пашня-башня, порт-борт, пил-бил.

Т-Д, Т’-Д’: Тачка-дачка, тоска-доска, подушка-катушка, тина-Дина.

К-Г, К’-Г’: Класс-глаз, кора-гора, калька-галька, кит-гид, крот-грот.

Ф-В, Ф’-В’: Софа-сова, Фаня-Ваня

Л-В, Л’-В’: Лоск-воск, лодка-водка.

Л-Й, Л’-Й: Галка-гайка, стол-стой, галька-гайка.

Р-Л, Р’-Л’: Рожки-ложки, храм-хлам. Репка-лепка, малинка-Маринка.

С-З: Суп-зуб, росы-розы, коса-коза.

С-Ц: Лисица-лица, свет-цвет.

Ш-Ж: Шар-жар, Лужа-Луша.

Ч-Щ: Чашка-щелка, плач-плащ.

Ч-Ш: Чашка-шашка, кочка-кошка, чурка-шурка.

Ч-Т’: Челка-телка, речка-редька, печка-Петька.

С-Ш: Каска-кашка, мыс-мышь, ус-уж, усы-уши.

С-Ж: Сук-жук, сыр-жир, усы-ужи

С-Щ: Лес-лещ, плюс-плющ

С-Ч: Сойка-чайка, нос-ночь

З-Ж: Рожа-роза, луза-лужа

М-М’: Мишка-мышка

Л-Л’: Юля-юла, ел-ель.

Благодаря этим пробам, мы выявляем выраженные недостатки фонематического слуха. Слова, сложные по семантике использовались для обследования и формирования только после уточнения их значения в пассивной речи.

– Затем ребенку предлагается ответить одинаковые это слова или разные и объяснить их значение.

Тень-день, уточка-удочка, мышка-мишка, коса- коза, щенок-сынок, лак-рак.

– «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты картинки

показывай в том порядке, в котором я их буду называть»

Мак-рак-бак-лак. Дом-ком-лом-сом. Коза-коса-лужи-лыжи.

  1. Дифференциация слогов.

Предлагаем ребенку дифференцировать звуки по противопоставлениям.

– Предлагаем показать фишку, когда ребенок услышит новый слог

Па-па-па-Ба Са-ша-са-са;

Ка-ка-Га-ка За-за-зя-за.

Слоги произносятся ровным голосом.

– Затем ребенку предлагалось самому сказать, какой слог лишний.

«Послушай слоги и скажи, какой лишний»

На-на-на-па; Па-ба-па-па; Ка-ка-га-ка

Это позволит нам выяснить, есть ли в речи оглушения.

– «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно

точнее». Произносим слоги, закрывая рот экраном. Повторение слогов с оппозиционными звуками (по месту и способу образования, звонкости-глухости, твердости-мягкости)

Са-ша-са ша-са-ша Са-ца-са ца-са-ца Ча-тя-ча тя-ча-тя

Ща-ча-ща ча-ща-ча Ща-ся-ща ся-ща-ся Ла-ля-ла ля-ла-ля

– Предлагалось два одинаковых слога и 2 разных предлога.

Если ребенок слышал одинаковые слоги, то он хлопал, если разные предлоги — топал. Па-па, па-ба. То-до, То-то.

  1. Дифференциация фонем.

– Мы произносим звук, ребенок показывает нужную картинку.

Картинки заранее рассматриваются.

У- поезд, а- ребенок, з-комар, м-корова.

– Предлагаем ряд гласных звуков, ребенок показывает сигнал, если слышит звук [а].

А, э, а, у, а, о, и, а.

– «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М»

Произносим группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

– Предлагали ребенку повторить слоговые ряды

Из 2 гл- ао, уа, аи, ио. Из 3 гл- аиу, ауо, уао, иуа.

  1. Навыки элементарного звукового анализа. Предлагаемые задания

позволили обследовать фонематическое восприятие.

– Ребенку предлагаем показать столько кружков, сколько гласных было произнесено: А, ау, иоу.

– «Покажи кружок, когда услышишь в слове звук «а», квадрат, когда

услышишь звук «о», треугольник, когда услышишь звук «у».

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица

– Предлагалось разложить картинки на две кучки.

В одну-заканчивающиеся на «Т»

В другую-на «К»

Рот, зонт, кот, паук, танк, мак.

– Ребенку предлагается придумать по 2 слова на звуки [а] [и] [у]

– Предлагалось выделить первый и последний звук в слове

Улица, избушка, банка, кот.

– «назови первый звук в слове»:

Малина, молоко, волны, вафли, капуста, кошка

– «Назови первый и последний звуки в слове»:

Иголка, лица, ослики, избушка, осы, антилопа.

– «Определи, сколько звуков в словах»

Лак, лом, шум, рыба, шуба, полка, забор, камыш.

Своевременное выявление недоразвития фонематических процессов и проведение направленного коррекционного обучения детей, позволяет не только исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Литература:

  1. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003.
  2. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей — Москва, 1996.
  3. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учеб. Пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, фонематический слух, звук, фонематическое восприятие, слово, тембр голоса, элементарный звуковой анализ, звуковой состав, последний звук, человеческая речь.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма.

Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому... Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать

звук , слово, фонематическое восприятие , фонематический слух , инструкция, ребенок , звуковой анализ, звуковая сторона речи...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение...

Формирование фонематического восприятия как залог...

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух. Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая...

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших...

Ключевые слова: фонематический слух, нейролингвистический подход, психолого-педагогический подход, фонетическая ошибка. Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку многоаспектно, поскольку...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Вводится звуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность

Слова, которые имеют в своём составе звуки в сильных и слабых позициях, причём последние отличаются по звучанию от сильных...

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма.

Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому... Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать

звук , слово, фонематическое восприятие , фонематический слух , инструкция, ребенок , звуковой анализ, звуковая сторона речи...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение...

Формирование фонематического восприятия как залог...

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух. Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая...

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших...

Ключевые слова: фонематический слух, нейролингвистический подход, психолого-педагогический подход, фонетическая ошибка. Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку многоаспектно, поскольку...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Вводится звуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность

Слова, которые имеют в своём составе звуки в сильных и слабых позициях, причём последние отличаются по звучанию от сильных...