Использование гаджетов и сетевых ресурсов в обучении детей игре на струнно-смычковых инструментах в дополнительном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, январь 2020)

Дата публикации: 31.12.2019

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Минакова, Ю. В. Использование гаджетов и сетевых ресурсов в обучении детей игре на струнно-смычковых инструментах в дополнительном образовании / Ю. В. Минакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15573/ (дата обращения: 05.05.2024).



С приходом современных технологий и гаджетов, с детьми приходиться общаться на их языке, по средствам современной техники, приспособить и развить более динамично их музыкально-слуховые навыки.

Все преподаватели, особенно на начальном этапе обучения, сталкивались с тем, что не каждый ребёнок владеет основными развитыми музыкально-слуховыми навыками на должном уровне, тем более, если ребёнок уже в системе дополнительного образования. Мы поговорим не о специализированных школах, куда поступают уже с инструментом профессионально ориентированные дети и родители. А о среднестатистических школах, в хорошем и правильном смысле этого слова, где обучается все дети, которые прошли соответствующие испытания при поступлении. Это прекрасно, когда ребёнок приходит с великолепными слуховыми данными, но в общем потоке поступающих, можно не сразу спрогнозировать приспосабливаемость к струнно-смычковому инструменту. Тем более такой инструмент, как скрипка считается наиболее сложным в обучении. Прежде всего, хочется уделить внимание тем детям, у которых менее развиты музыкально-слуховые данные, а все мы преподаватели стеснены контрольно-промежуточными требованиями в образовательных учреждениях (экзамены, технические зачеты и академические концерты).

В данной статье мы уделим особое внимание именно развитию интонирования на струнно-смычковых инструментах, на скрипке, альте и уроках ансамбля скрипачей. Столкнувшись на практике с такими ребятами, тем более, существенный фактор, если родители совсем не владеют основами музыкальной грамоты, а результат нужен более динамичный, тут приходиться идти в ногу со временем. Мною была разработана экспериментальная система «Интерактивные уроки» с педагогом для домашних занятий. В свое время, новатором в области синтеза методики и современных технологий выступил известный российский скрипач-педагог, заслуженный работник культуры, кандидат искусствоведения Савелий Маркович Шальман.

Он стал первым в мире педагогом, который записал на видео уроки, наглядно показывающие методику и работу над произведениями. С внедрением интернета появилось множество видеоканалов с мастер-классами ведущих музыкантов. У многих ребят и преподавателей появилась возможность повышать свой профессиональный уровень и таким способом, по средствам сетевых ресурсов или онлайн-дистанционных занятий с известными музыкантами. Но как показывает практика, чтобы ребенок и родители захотели обратиться к таким видео-урокам, его надо научить и завлечь в образовательный процесс собственным примером.

В моей педагогической практике такие уроки представляют собой выстроенную индивидуальную программу с разработанной нагрузкой для каждого в отдельности учащегося на данный момент его подготовки, с учетом всех его особенностей и проблем (постановочных, темповых, интонационных и ритмических). Все дети более мобильны и легко ориентируются в новых разработках, приложениях, приспособлениях и гаджетах (смартфоны, планшеты, мр3 плееры, смарт-часы). Все эти помощники внедряются в педагогическую практику, даже в обучении на струнно-смычковых инструментах. Этот процесс осуществляется с помощью записи на телефон или планшет на уроке видео или аудио моей игры на скрипке или альте с параллельными комментариями с учетом всех ошибок, которые ребенок делал на уроке. Эффективно помогает этот способ ребёнку справиться со столкнувшимися трудностями в развитии именно интонации, запоминания текста наизусть и выполнением всех рекомендаций по качеству исполнения. Огромную поддержку и контроль выполнения моих видео или аудио записей и заданий должны обеспечить родители, даже если они совсем не понимают в музыке и интонировании на скрипке или альте, системность выполнении и количество повторов, это основной фактор эффективности. Вовлекая в обучение родителей, они настолько заинтересовываются процессом внедрения, а главное, у родителей, происходит понимание открытости и доступности процесса, что они не вольно сами становятся активными участниками обучения. Не раз на моей практике, родители параллельно с ребенком приобретали инструмент и вместе со своими детьми проходили все стадии обучения по тем же видеозаписям. Этот фактор крайне эффективно влияет на образовательный процесс в целом, и контроль со стороны взрослых выполняется не формальный, а заинтересованный с учетом всех рекомендаций. В процессе внедрения системности контроля родителями своих детей, нам на помощь пришел новый гаджет, такой как смарт-часы с функцией дистанционного контроля своих детей во время занятий. Умные часы позволяют родителям прослушать дистанционно занятия ребенка. Эта функция помогает работающим родителям проконтролировать детей в правильности выполнении заданий. Этот прием новый в моей работе, но мы стареемся активно внедрять и этот девайс в обучении. Форма обучения дистанционно(онлайн) по средствам многих сетевых приложений в моей практике тоже присутствует, но в силу экономии времени и оптимизации эффективности, этот метод стал отходить на второй план.

Как проходит процесс записи урока, конечно же поэтапно, согласно проработке и первостепенности задач. Записываю сначала очень в медленном темпе, это тот темп, в котором ребенок может реагировать и успевать поправлять свои пальчики на грифе, тем более вся моя игра сопровождается постоянными комментариями, как это обычно бывает на уроке, например: «Поправь руки, не подгибай кисть, пальцы держи круглее, выпрями спинку, заранее подготовь пальчики и т. д». Записываем сначала небольшими кусочками для более детальной отработки конкретных мест в произведениях, с учетом динамики и нюансов, акцентируя на качестве исполняемости штрихов. На последующих уроках, справившись с предыдущими заданиями, записываю уже более в подвижных темпах, для отработки наизусть произведения сначала по кусочкам, а потом и целиком. При разучивании технического материала (гамм и этюдов), метод записи постепенного ускорения темпов (от медленного к быстрому), качественно влияет на развитие беглости и качестве детальной проработки технического материала.

Очень важную роль для учащегося на струнно-смычковых инструментах и ансамбле скрипачей играет аккомпанемент. Не будем забывать, что концертмейстер не может репетировать с ребенком произведения на всех уроках (с учетом образовательного процесса в большинстве учреждениях дополнительного образования), а метод записи аккомпанемента на записывающее устройство, дает возможность ребенку и родителям отрабатывать свои произведения с аккомпанементом дома в медленном темпе. Разбивая произведение на небольшие части, записываю свою игру на инструменте (скрипке или альте) с концертмейстером (фортепиано) медленно, комментируя в процессе исполнения все детали и технологию исполнения. Во время записи, напоминаю, о всех неточностях, про которые ребенок, в силу ограниченности возможностей и рассеянности концентрации, может забывать. Со временем, отработав произведение по частям в медленном и постепенном варианте, записываю с концертмейстером произведение целиком в подвижном темпе. Ребенок может дома по этой записи сначала отрабатывать по нотам, а впоследствии и наизусть целиком, отрабатывая самостоятельно те места, которые не получались во время проигрывания наизусть. На собственной практике, когда я сама обучалась в средне-специальном учреждении и в консерватории, прибегала к способу игры с записями по пластинкам и кассетам известных исполнителей, но играя с великими исполнителями, я всегда приходила к мысли о том, что они играют в очень быстрых темпах. Во время обучения я мечтала, об аудиобиблиотеке с записями аккомпанементов произведений для разных стадий разбора и в разных темпах. В моей экспериментальной системе я воплотила свои мысли и мечты в действие, с учетом всех индивидуальных особенностей учащегося.

Родители и сам ребенок включают полностью записанное домашнее занятие и понимают, как и сколько ребенок должен отработать дома. Бывают моменты, когда родители сомневаются в правильности занятий своих детей, тогда уже они записывают занятия на видео телефона и отправляют мне для контроля правильности интерпретации домашних занятий, или онлайн (дистанционно) на что я могу быстро отреагировать своим комментарием по телефону или по средствам сетевых онлайн-приложений.

Практика «Интерактивных уроков» эффективна и имеет колоссальные результаты, особенно для тех детей, у которых на начальном обучении были проблемы с интонированием и запоминанием наизусть текста, а также не пониманием, как выстраивать домашние занятия. Впоследствии, занимаясь по этой системе, мы потихоньку стараемся отходить от этого метода, чтобы ребенок уже сам понимал, как организовывать его работу дома самостоятельно, и тут уже, по необходимости, иногда можем возвращаться к этому варианту работы.

Если рассмотреть вариант работы с ансамблем скрипачей младших классов, здесь есть свои наработки с применением новых технологий и методов. Как научить 15–25 детей 3–5 классов, с крайне ограниченными навыками и возможностями игры на скрипке, играть вместе, чисто, наизусть и сценически выверено? Внедрение планшетов и смартфонов в работу с коллективом (ансамблем скрипачей), качественно усилило динамику результативности подготовки. На уроке ансамбля мы с ребятами записывали все возможные варианты их выступлений. В момент записи, а делали мы несколько дублей, дети особенным образом старались, тем более с каждым дублем их старание усиливалось, так как в момент записи, они были наибольшим образом сконцентрированы. Каждый дубль становился более усовершенствованным вариантом. После каждой записи, вместе с ребятами просматривая и прослушивая их игру, мы могли обсудить все недочеты не только по качеству исполнения, но и проанализировать, как ребята держаться на сцене, наглядно заметить все недочеты каждого, чтоб в последствии помочь друг другу напомнить об их ошибках. Тем более все записи мы всегда выкладываем во внутренней группе родителям в сетевых приложениях, для домашних занятий и для творческого обсуждения результата. Занимаясь с коллективом, один из немаловажных факторов, это правильно подобранный репертуар. При выборе и разборе нового репертуара мы всегда обращаемся к сетевым ресурсам, прямо на уроке слушаем и смотрим (по средствам, планшетов и смартфонов) произведения в исполнении известных коллективов, рассуждая с ребятами о стилях, динамике, фразировке и нюансах, коллегиально делаем выбор того или иного произведения. На уроке могу сразу загрузить ноты, понравившихся ребятам произведений, вместе их посмотреть и попробовать, фактор собственного выбора и желания, так же влияет на динамику и темпы разучивания произведений. Этот метод оптимизирует процесс выбора произведений и сокращает по времени момент поиска подходящего репертуара для коллектива.

Применение гаджетов и сетевых ресурсов в образовательном процессе в обучении детей на струнно-смычковых инструментах и на уроках ансамбля скрипачей, значит постараться организовать процесс обучения открытым и доступным для каждого участника системы (ребенка, родителей, преподавателя), тогда результат будет более эффективным и качественным!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, образовательный процесс, ансамбль скрипачей, инструмент, произведение, урок, дополнительное образование, медленный темп, моя игра.

Похожие статьи

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание.

Воспитание концертно-исполнительских качеств юного скрипача.

Публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса ДШИ, способствуют развитию у юных скрипачей...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Формы и методы ансамблевого музицирования. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции

На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом

На первых уроках дети исполняют произведения на открытых струнах, на этом этапе можно...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением

Это нерациональный подход к работе над произведением, т. к. требует от исполнителя значительного

Чтобы этого не произошло, необходимо, прежде чем садиться за инструмент...

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Дети в медленном темпе тихо отстукивают ритм.

С огромным увлечением дети и взрослые принимают участие в театрализованных играх.

 У детей развились способности к эмоциональному восприятию русской народной музыки, коллективному творчеству (детей...

Формирование мотивации учащихся Детской школы искусств...

В концепции развития дополнительного образования детей отмечается

Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических технологий на современные.

В формирование мотивации ученика к занятиям игры на гитаре вопрос мотивации себя и...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и

Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей.

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Как правило, в системе дошкольного воспитания на занятия ритмикой отводится один или два года (в зависимости от возраста учащихся) в рамках подготовительных отделений ДМШ, ДШИ и т. п. Длительность урока 35 минут. Предлагаемый открытый урок по теме «Движение под...

Похожие статьи

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание.

Воспитание концертно-исполнительских качеств юного скрипача.

Публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса ДШИ, способствуют развитию у юных скрипачей...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Формы и методы ансамблевого музицирования. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции

На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом

На первых уроках дети исполняют произведения на открытых струнах, на этом этапе можно...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением

Это нерациональный подход к работе над произведением, т. к. требует от исполнителя значительного

Чтобы этого не произошло, необходимо, прежде чем садиться за инструмент...

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Дети в медленном темпе тихо отстукивают ритм.

С огромным увлечением дети и взрослые принимают участие в театрализованных играх.

 У детей развились способности к эмоциональному восприятию русской народной музыки, коллективному творчеству (детей...

Формирование мотивации учащихся Детской школы искусств...

В концепции развития дополнительного образования детей отмечается

Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических технологий на современные.

В формирование мотивации ученика к занятиям игры на гитаре вопрос мотивации себя и...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и

Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей.

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Как правило, в системе дошкольного воспитания на занятия ритмикой отводится один или два года (в зависимости от возраста учащихся) в рамках подготовительных отделений ДМШ, ДШИ и т. п. Длительность урока 35 минут. Предлагаемый открытый урок по теме «Движение под...