О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайнцева, С. В. О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» / С. В. Гайнцева, Г. А. Белова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15531/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье рассматриваются некоторые особенности, касающиеся содержания и примерного графика проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в гимназии. Система и критерии оценок итоговой аттестации обучающихся 8 классов по данному учебному предмету в статье не содержаться.

Ключевые слова: проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, музыкальное искусство, отчетный концерт.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)» (далее — гимназия) — образовательное учреждение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее– ОП).

Материалы промежуточной аттестации разработаны гимназией самостоятельно, с учетом учебного плана по данной ОП, учебной программы, методики и образовательных технологий, используемых в преподавании учебного предмета «Фортепиано» и в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации данной ОП. Они целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, практических умений, навыков и распределение учебной нагрузки обучающихся 1–7 классов при проведении промежуточного контроля по освоению программы учебного предмета «Фортепиано».

Данный раздел фондов оценочных средств (далее — ФОС) содержит контрольно-оценочные средства, представляющие собой перечень экзаменационных заданий для обучающихся 1–7 классов, и является частью учебно-методического комплекса гимназии. Хотелось бы отметить, что ряд заданий (изучение хоровых партитур, исполнение песен под аккомпанемент и др.) осваивается и выполняется во взаимодействии с преподавателями хора и музыкально-теоретических предметов.

Кроме того, авторами статьи учтен состав контингента обучающихся, практический педагогический опыт преподавателей фортепиано как в гимназии, так и в некоторых других детских школах искусств, и вступительные требования средних профессиональных учебных учреждений по фортепиано специальности «Хоровое дирижирование».

Перед авторами статьи стояла задача, опираясь на сложившиеся традиции, систематизировать требования по подготовке обучающихся на фортепиано к итоговой аттестации по ОП «Хоровое пение», и представить свои рекомендации с целью обмена опытом, привлечения преподавателей-практиков к обсуждению специфики педагогической работы. Упорядочение «коллективного опыта» в условиях постоянно обновляющегося дополнительного образования в области искусств и требований к нему способствует повышению качества предоставляемого образования.


Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет). Контрольно-оценочные средства по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся 1–7 классов

1 класс. II полугодие

Февраль

Изучение в классе 2 гаммы, этюд, музыкальные термины

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

До-мажор

ля-минор натуральный

Двумя руками в 2 октавы

в прямом движении

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и пьесы

2 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-мажор,

ля-минор гармонический

Двумя руками, в 4 октавы

в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на мелкие линии, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-мажор,

ми-минор гармонический

Двумя руками,

в 4 октавы в прямом движении,

хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Март

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

3 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

ре-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками, в 4 октавы, в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на гаммообразное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2. Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа мажор,

соль-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

4 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов.

Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-мажор,

фа-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на параллельное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-бемоль мажор,

до-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

5 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

до-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд для левой руки, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-бемоль мажор,

фа-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

6 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Си-мажор,

соль-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на короткие арпеджио, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по цифровке (домашняя заготовка)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-бемоль мажор,

си-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

7 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа-диез мажор,

ре-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука на 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на хроматическое движение, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-бемоль,

мажор

ми-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

Литература:

  1. Приказ Минкультуры РФ от 01.10.2018 № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 N 52968); Министерство юстиции Российской Федерации; https://minjust.consultant.ru/documents/41237

2. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств; 11 января 2013; https://www.mkrf.ru/documents/rekomendatsii-po-provedeniyu-itogovoy-attestatsii-obuchayushchikhsya-osvoivshikh-dopolnitelnye-obshch/

  1. «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 22.10.2019 № 378–01.1–39-ОЯ)»; http://iroski.ru/node/2
Основные термины (генерируются автоматически): тоническое трезвучие, прямое движение, октава, противоположное движение, выбор преподавателя, исполнение полифонии, проверка знания, промежуточная аттестация, хоровая партитура, Доминантовый септаккорд.

Ключевые слова

музыкальное искусство, проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, отчетный концерт

Похожие статьи

Варианты вспомогательных практических заданий для работы над...

Движения рук должны быть свободными и красивыми. При систематической работе в данном направлении дети легко в дальнейшем определяют

Выполнение заданий с использованием движения следует выполнять так, чтобы они были неразрывны и тесно связаны с графическим...

К вопросу об использовании танцевальных движений...

Показателем является синхронность исполнения движений у всех участников хора, умение координировать движения рук, ног, головы при пении хоровых произведений, естественность движений в соответствии с характером музыки.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

...движения (параллельные децимы, терцдецимы, противоположное, косвенное движение).

вне лада: пение в восходящем и нисходящем движении в пределах октавы однородных

Далее, учащиеся поют интервалы цепочкой в прямом и ломаном виде, в определенном...

Практическое сольфеджио в детской музыкальной школе...

Работа в этом направлении является следующим этапом предыдущих практических заданий — подбора мелодий по слуху.

Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств состоит в том, чтобы суметь заинтересовать...

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники...

К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить, имея в виду не только

В теории и практике детского хорового пения сложились разные точки зрения на методику

В движении вниз возможны ограничения у высоких голосов (I Сопрано) до соль малой октавы у...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Реалии современного общества, заставляют многих из нас взглянуть иначе на многие привычные вещи, модернизировать традиционные формы работы, искать новые пути совершенствования полученных знаний и опыта.

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Уникальное искусство хорового пения своей действенностью и позитивностью способно охватить любые слои общества. Преимущества хорового пения: его коллективный характер, доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной...

Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки

Анализ специфики профессионально-голосовой деятельности учителя музыки позволяет определить круг необходимых для качественной и безопасной (с точки зрения функциональности и здоровья голосового аппарата) специальных знаний, умений и навыков.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Для решения задачи синхронизации пения и движения использовался специально разработанный метод. [19]. В основе метода СПД лежит комплекс вокальной гимнастики (КВГ). КВГ включает восемь физических упражнений, которые выполняются одновременно с...

Похожие статьи

Варианты вспомогательных практических заданий для работы над...

Движения рук должны быть свободными и красивыми. При систематической работе в данном направлении дети легко в дальнейшем определяют

Выполнение заданий с использованием движения следует выполнять так, чтобы они были неразрывны и тесно связаны с графическим...

К вопросу об использовании танцевальных движений...

Показателем является синхронность исполнения движений у всех участников хора, умение координировать движения рук, ног, головы при пении хоровых произведений, естественность движений в соответствии с характером музыки.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

...движения (параллельные децимы, терцдецимы, противоположное, косвенное движение).

вне лада: пение в восходящем и нисходящем движении в пределах октавы однородных

Далее, учащиеся поют интервалы цепочкой в прямом и ломаном виде, в определенном...

Практическое сольфеджио в детской музыкальной школе...

Работа в этом направлении является следующим этапом предыдущих практических заданий — подбора мелодий по слуху.

Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств состоит в том, чтобы суметь заинтересовать...

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники...

К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить, имея в виду не только

В теории и практике детского хорового пения сложились разные точки зрения на методику

В движении вниз возможны ограничения у высоких голосов (I Сопрано) до соль малой октавы у...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Реалии современного общества, заставляют многих из нас взглянуть иначе на многие привычные вещи, модернизировать традиционные формы работы, искать новые пути совершенствования полученных знаний и опыта.

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Уникальное искусство хорового пения своей действенностью и позитивностью способно охватить любые слои общества. Преимущества хорового пения: его коллективный характер, доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной...

Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки

Анализ специфики профессионально-голосовой деятельности учителя музыки позволяет определить круг необходимых для качественной и безопасной (с точки зрения функциональности и здоровья голосового аппарата) специальных знаний, умений и навыков.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Для решения задачи синхронизации пения и движения использовался специально разработанный метод. [19]. В основе метода СПД лежит комплекс вокальной гимнастики (КВГ). КВГ включает восемь физических упражнений, которые выполняются одновременно с...