Здоровье детей и подготовка их к школе
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Романенко Валентина Михайловна, Хлебникова Кристина Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна, Лукьянченко Алла Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 28.11.2019
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Здоровье детей и подготовка их к школе / О. М. Панкова, В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15469/ (дата обращения: 29.04.2024).
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепление их здоровья.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, здравоохранительная система обучения.
Интеллектуальная недостаточность у детей и подростков обусловлена различными причинами. У значительной части подростков возникает в результате нарушения болезненным процессом памяти, внимания, работоспособности, эмоционально — волевой деятельности. Она возникает также, если ребенок воспитывается в семье умственно отсталых или примитивных родителей, в конфликтных семьях, в условиях безнадзорности. В результате действия вышеуказанных факторов даже дети с потенциально сохранными интеллектуальными способностями в школе могут быть неуспевающими, постоянными нарушителями дисциплинарных требований.
Особого внимания требуют дети, подвергающиеся жестокому обращению родителей. У них часто обнаруживаются умственная отсталость различных степеней и речевые затруднения. Жестокость по отношению к ребенку может проявляться по — разному. Это и грубые физические и психологические нападки родителей как результат их личностных психопатических особенностей; и отсутствие материальной заботы, и грубо — пренебрежительное отношение к ребенку. Сюда же относятся и конфликтные отношения между эмоционально неустойчивыми родителями, которые в свои ссоры вовлекают и ребенка. Он становится активным участником этих неурядиц, реагируя на происходящее в полную меру своей детской эмоциональной непосредственности.
Совершенно особого внимания требуют дети из семей, где один из родителей, а иногда и оба страдают алкоголизмом и отличаются грубым асоциальным поведением (скандалы, драки, избиение детей, лишение их возможности спокойно жить и т. д.).
Жестокость родителей вызывает у детей страх, состояние паники перед ожидаемыми побоями и оскорблениями. В школе и дома такие дети отличаются агрессивностью, задиристостью и драчливостью. В период раздражения они легко теряют самообладание и контроль за своими поступками. У них часто возникает угнетенно — подавленное состояние, иногда с элементами тоскливости и тенденциями к самоуничижению, возможны также угрозы по отношению к окружающим, даже членовредительство.
Дети, страдающие интеллектуальной недостаточностью, отличаются слабым вниманием, неразвитостью познавательных способностей, что приводит к низкой успеваемости в школе. Они плохо пишут, делая много грамматических и синтаксических ошибок, речь и речевая восприимчивость также расстроены. В то же время эти дети достаточно общительны, умеют использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошо ориентируются в обыденных жизненных ситуациях. Они болезненно переживают свою неуспеваемость, испытывая чувство неудовлетворенности, ущербности. Внешне эти переживания не всегда проявляются. Возникает порочный круг. Проблемы с учебой и поведением в школе, конфликты с родителями порождают негативное отношение к учителям и родителям, появляется желание бросить учебу, пойти работать. Нередко такие дети попадают в компанию асоциальных подростков и начинают употреблять спиртные напитки.
В данной статье речь пойдет о здравоохранительной системе обучения и воспитания школьников. Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для ее решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в этих учреждениях. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы — режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Стоя — за конторкой, и сидя — за партой, на стульчике. Вместо сухих страниц учебника — экологические буквари и математика. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки — старая, перьевая.
Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажеров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть все время в действии.
Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое. Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета. Разработали методику бескнижного обучения быстрочтению.
Ничего не навязываем ребенку, пока он сам не спросит: «А что это?»
Детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Если этого нет, ребенок плохо развивается. А если есть, то его уже с трех лет можно обучать».
Как это осуществляется на практике?
Медико-педагогическая проработка существующих программ обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях и школах позволяет прийти к выводу, что многие ее разделы находятся в противоречии формирующейся зрительной системы ребенка, за счет чего угнетают естественный ход реализации ее функциональных возможностей. К примеру, наиболее полной реализации функциональных возможностей зрительного анализатора и поддержанию оптимального равновесия организма с внешней средой способствует гармоничное сочетание в режиме дня детей общей двигательной, и в том числе зрительной, активности в пространстве и особенно в условиях естественной экологической среды. В то же время основной объем занятий в детском саду проводится в комнатных условиях и в режиме ближнего зрения, т. е. в условиях сенсорного развития с естественной экологической средой, резкого ограничения зрительно-пространственного обзора, а также статистических напряжений организма. Оказалось, что такой режим не только угнетает формирование зрительной системы и биоритмальный настрой организма, но и высшие психические функции, в основе которых лежат пространственно-метрический анализ и предметное зрительно-образное мышление.
Это обстоятельство явилось основанием для внесения определенных корректив в те разделы, которые касаются различных аспектов передачи зрительной информации. Такие коррективы позволили, во-первых, перевести процесс обучения из режима ближнего в режим дальнего зрения, т. е. потребного для оптимального развития функции зрения, во-вторых — вынести занятия из условий ограниченных пространств на открытую местность; в-третьих — максимально приблизить обучение к объектам и явлениям естественной экологической среды.
При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа — 2000. — № 1
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Смысл, 2011.
Ключевые слова
интеллектуальная недостаточность, здравоохранительная система обученияПохожие статьи
Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства — это
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия...
Обучение и воспитание экологической культуре детей...
В условиях модернизации российской системы дошкольного образования приоритетной
Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на...
Введение элементов экологического воспитания в процесс...
Становление первоначальных основ экологического воспитания — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Экологическое воспитание на основе поддержки детской...
Организация разных видов деятельности детей в процессе... детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный...
Обучение детей с комплексными нарушениями развития
Обучение детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ...
Экологическое образование как основа преемственности...
Экологическое воспитание и образование заключаются в обучении детей основам экологических знаний, формировании нового взгляда на свою деятельность, которая должна находиться в полной гармонии с природой. Научные исследования и опыт воспитания детей...
Инновационные подходы в экологическом образовании детей...
Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников ДОУ, родителей
Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить
Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым...
Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми...
Особая роль в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью принадлежит
Изучение детей и подростков с легкой степенью интеллектуального дефекта и разработка
Практический опыт обучения, воспитания и призрения умственно отсталых накапливается...
Примерная коррекционно-развивающая программа для...
В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство.
У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех...
Похожие статьи
Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства — это
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия...
Обучение и воспитание экологической культуре детей...
В условиях модернизации российской системы дошкольного образования приоритетной
Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на...
Введение элементов экологического воспитания в процесс...
Становление первоначальных основ экологического воспитания — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Экологическое воспитание на основе поддержки детской...
Организация разных видов деятельности детей в процессе... детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный...
Обучение детей с комплексными нарушениями развития
Обучение детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ...
Экологическое образование как основа преемственности...
Экологическое воспитание и образование заключаются в обучении детей основам экологических знаний, формировании нового взгляда на свою деятельность, которая должна находиться в полной гармонии с природой. Научные исследования и опыт воспитания детей...
Инновационные подходы в экологическом образовании детей...
Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников ДОУ, родителей
Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить
Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым...
Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми...
Особая роль в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью принадлежит
Изучение детей и подростков с легкой степенью интеллектуального дефекта и разработка
Практический опыт обучения, воспитания и призрения умственно отсталых накапливается...
Примерная коррекционно-развивающая программа для...
В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство.
У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех...