Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2019)

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Карпова, И. А. Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе / И. А. Карпова, А. Н. Малыгина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15371/ (дата обращения: 06.05.2024).



Социализация детей с ОВЗ изначально имеет цель — приобщить «особых» учеников к основным принципам и правилам цивилизации и культуры, обеспечить внедрение и социализацию их в общество, подготовить к постоянному участию в социальной жизнедеятельности. Дети с ОВЗ способны успешно усвоить и применять навыки общения, нормы поведения, установки, ценности, характерные обществу здоровых людей. Также дети с ОВЗ способны стать жизнестойкими, решительными личностями, умеющими проходить трудности, активно взаимодействующими с людьми, имеющими лидерские позиции. Но для всего этого нужна целенаправленная постоянная работа основных структур и участников системы образования, сверстников и родителей, и, конечно же, позитивный настрой самих детей с ОВЗ [2, c. 21].

Согласно советскому психологу Л. С. Выготскому, недостаточная подготовленность детей с ОВЗ к социализации в общество связана не с их неблагополучием в биологическом плане, а с «социальным вывихом», который нарушает связь ребенка с культурой и социумом, как источниками развития. Изменение проблемы «вывиха» происходит через обучение детей с ОВЗ всему многообразию социальных ролей, их функциональных характеристик, сущности, использования в реальной жизни. Для этого важно выполнение одного из условий социализации детей с ОВЗ — это участие детей в жизни здоровых сверстников, которые воспитаны в духе толерантности. Поэтому только общеобразовательные организации могут обеспечить им формирование навыков социализации, социальной адаптации и личностного развития [5, c. 39].Слабое здоровье детей с ОВЗ, множество нерешенных социальных проблем ведут к различным нарушениям их здоровья, психики, жизни в целом. Физическая культура, являясь наукой, затрагивающей физическую активность человека, накопила значительный опыт решения разных проблем, таких как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация детей средствами физической культуры. Эта наука имеет множество инструментов для достижения различных социальных целей.

Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает четкое определение данному термину: «физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [4, c. 302].

То есть, физическая культура — эта определенная сфера социальной деятельности, основным направлением которой является сохранение и укрепление здоровья ребенка, а также развитие в нем психофизических способностей в процессе осознанной двигательной активности.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что для сохранения нормального состояния здоровья детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо увеличение объема двигательной активности и регулярные уроки физической культуры в режиме их повседневной деятельности [3, c. 102].

Двигательную, физическую активность, в виде выполнения различных физических упражнений необходимо рассматривать как биологическую потребность современного ребенка. Биологическая потребность организма ребенка в систематической физической тренировке, является одним из важнейших аргументов для обоснования необходимости внедрения физической культуры в режим жизни независимо от возраста и пола. При прекращении этих занятий положительные результаты очень быстро исчезают.

Уроки физической культуры с детьми с ОВЗ, как средство их социализации, формируют возможность:

– справиться с физиологическими требованиями повседневной жизни без дополнительной усталости;

– активно отдыхать, получая максимум удовольствия;

– нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть крайние физические напряжения и различные стрессы;

– повышать творческую активность, работоспособность;

– быстрее восстанавливать силы;

– формировать и совершенствовать физические и психические качества.

Занимающиеся физической культурой дети будут активными, менее подвержены стрессу и напряжению. Они будут лучше справляться с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом, агрессией и страхом. Они смогут легче расслабляться, снимать напряжение с помощью определенных физических упражнений, у них уменьшатся проблемы со здоровьем.

Регулярные уроки физической культуры повышают работоспособность организма ребенка с ОВЗ, способствуют его эффективной подготовке к учебной и в дальнейшем к трудовой деятельности.

В результате повышения двигательной активности, уроков физической культуры у ребенка с ОВЗ создается устойчивая мотивация и потребность к здоровому образу и продуктивному стилю жизни, физическому и психическому самосовершенствованию, социальной и профессиональной активности [1, c. 53].

Таким образом, физическая культура на уроках с детьми с ОВЗ прививает детям чувство ответственности за свое здоровье, а также формирует физически совершенного, социально-активного и морально стойкого поколения. Особенно важно подчеркнуть, что в системе культурных общечеловеческих ценностей высокий уровень физической культуры определяет возможности освоения всех остальных культурных ценностей.

Основная цель работы педагога на уроках физической культуры — это обеспечение не только возможности детьми сохранить здоровье за время обучения в школе, а так же научить его «помогать» собственному здоровью, сформировать нужные знания укрепления здоровья каждый день.

На уроках физической культурой с детьми с ОВЗ необходимо осуществлять следующие задачи:

– оздоровительную;

– образовательную;

– воспитательную;

– коррекционно-развивающую.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно применять нетрадиционные и традиционные приемы и методы, которые будут более результативными. На уроках физической культуры с детьми можно использовать такой метод как Хаготерапия. Данный метод работает на основе тактильного контакта детей. Прикосновения являются одними из методов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей ребенка. Обняв ребенка с ОВЗ, взяв его за руку, находясь на уроке физкультуры, попутно решаются детские обиды и конфликты. Хаготерапия повышает соматическое состояние ребенка с ОВЗ, но при этом и успокаивает его, создавая положительные эмоции. Когда устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, особенно с детьми с ОВЗ, тогда педагогу физической культуры будет легко выполнять задачи, которые поставлены на уроке [3, c. 58].

Многие педагоги уверены, что через доброе отношение и любовь к детям с ОВЗ, можно выработать у них интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Необходимо у детей с ОВЗ выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что уроки физической культуры будут эффективными в формировании навыков социализации детей в общество. Используя различные методы и средства физической культуры, затрагивая основную необходимость в общении и контакте детей с ОВЗ со здоровыми детьми, происходит приобщение детей к окружающим правилам и нормам жизни в обществе.

Литература:

  1. Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. — Кишинёв, 2014. — 200 с.
  2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2014. — 272 с.
  3. Закрепина А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное воспитание. 2016. — 105 с.
  4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ: по сост. на 3 ноября 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007.- № 50. — С. 6242.
  5. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: Физкультура и спорт. — 2014. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, двигательная активность, урок, общество, социализация детей, социальная адаптация.

Похожие статьи

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

адаптивное физическое воспитание, физическое воспитание, урок, адаптивная физическая культура, физическая культура, игровая

Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации...

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной...

Тем самым происходит социализация ребенка в обществе. Процесс социализации входе подвижной игровой деятельности успешно

В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение

В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и

Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают...

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие... Подвижные игры в жизни дошкольника...

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Ключевые слова: адаптивный спорт, реабилитация, двигательная активность, физическая нагрузка, развитие адаптивного спорта в Ставропольском крае, действующие государственные программы для инвалидов, психокоррекции в области адаптивного спорта.

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации.

Одной из возможностей социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре является спортивная школа.

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации...

Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры используются на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы

Бадминтон позволяет в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их...

Интегрированный урок «Обществознание + Физическая культура»

Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества. На каждом этапе она изменяется в зависимости от условий

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ...

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый

Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Похожие статьи

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

адаптивное физическое воспитание, физическое воспитание, урок, адаптивная физическая культура, физическая культура, игровая

Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации...

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной...

Тем самым происходит социализация ребенка в обществе. Процесс социализации входе подвижной игровой деятельности успешно

В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение

В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и

Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают...

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие... Подвижные игры в жизни дошкольника...

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Ключевые слова: адаптивный спорт, реабилитация, двигательная активность, физическая нагрузка, развитие адаптивного спорта в Ставропольском крае, действующие государственные программы для инвалидов, психокоррекции в области адаптивного спорта.

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации.

Одной из возможностей социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре является спортивная школа.

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации...

Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры используются на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы

Бадминтон позволяет в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их...

Интегрированный урок «Обществознание + Физическая культура»

Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества. На каждом этапе она изменяется в зависимости от условий

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ...

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый

Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.