Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15340/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье рассматривается роль семейного воспитания выраженная в работе одного из величайших советских педагогов-новаторов Сухомлинского В. А., его книга под названием «Родительская педагогика» схожа с инструкцией по которой Василий Александрович предлагает действовать родителям воспитывая своих детей. В основу воспитательного процесса, Сухомлинский В. А. вкладывает любовь к ученику в школе, отвергая телесные наказания и давая возможность к самовыражению. Основная мысль работы построена на идеи гуманного воспитания и становления личности ребенка в школе благодаря учителю и дома с помощью родителей.

Ключевые слова: школа, учитель, ребенок, воспитание, семья, родители, самовыражение, формирование личности, взаимоотношения, любовь.

Василий Александрович Сухомлинский является одной из ярчайших фигур советской педагогики. Не отрицая коммунистических идей, ему удалось воплотить в жизнь собственные взгляды о гуманной педагогике и воспитать в духовно-гармоничной сфере счастливые личности. Все это могло произойти лишь благодаря искренней любви к детям; проработав в сельской школе практически всю свою жизнь, Сухомлинский В. А. превратил ее в настоящую научно-педагогическую лабораторию, в которой несмотря на жесткую коммунистическую идеологию в стране, он смог творить и воплощать в жизнь свои педагогические теории на практике.

Чем больше воспитатель учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника».

(В. А. Сухомлинский)

Системе семейного воспитания Сухомлинский В. А. уделял особое внимание, к концу своей жизни, он начал работать над книгой под названием «Родительская педагогика», но к сожалению сам он не успел собрать весь необходимый материал для своей публикации, лишь после его смерти, буквально по крупицам и изданным им материалам ранее его идея обрела жизнь в «Родительской педагогике». Написать подобную работу, не обладая безграничной любовью к детям, практически невозможно, Сухомлинский В.А, был по настоящему знатоком детской психологии, он хорошо понимал о чем мыслят дети, сопереживал им, улавливал то, что они чувствуют и блестяще разбирался во взаимоотношениях детей с их родителями.

В своей системе школьного воспитания Василий Александрович стремился к гуманному подходу в формировании личности ребенка, никакого давления или жесткого наказания ни в коем случае не должно было быть. Во многих своих работах еще при жизни, до того, как в свет вышла «Родительская педагогика», Сухомлинский В. А. не раз отмечал тот факт, что на развитие и формирование личности ребенка во многом влияют его родители. Маленькое чадо все свое детство смотрит на пример перед глазами в лице матери и отца, на их человеческие отношения, и взаимоотношения закладывают в нем прочный фундамент, на котором он будет строить уже свою жизнь. Поэтому доверительные и хорошие взаимоотношения между родителя и детьми — это очень важный процесс, в котором формируется личность, об этом очень важном факте не должны забыть и сами родители. Василий Александрович считал абсолютно неприемлемой систему телесного наказания для детей, он полагал, что подобная жестокость способна сказаться только негативным образом на воспитании ребенка. Сухомлинский В. А. отмечал, что самое простое, что может быть, взять ремень и наказать ребенка, а вот выстроить с ним взаимоотношения так, чтобы физическая сила не применялась, гораздо сложнее, чем не хотят заниматься большинство родителей, идя, как им кажется по легкому пути, нанося психологическую и физическую травму ребенку. Подобные меры воспитания могут лечь тяжелым грузом на долгие годы и отложиться в памяти ребенка, что вряд ли может поспособствовать его развитию и становлению в жизни. Главное, что должно быть дома и в школе — это духовная связь, которая должна возникнуть между ребенком и его воспитателем. Основой доверительных отношений между ребенком и его родителями должно стать уважение к его достоинству, благодаря взращиванию в ребенке именно этого качества, он сможет понять окружающих его детей в школе, прочувствовать их душевное состояние и научится поддерживать своих товарищей в трудную минуту. Налаживание подобных связей между школьниками Сухомлинский В. А. считал очень важным, такого рода общение способно благоприятно влиять на атмосферу школьного образования.

Книга «Родительская педагогика» похожа на ответ на тысячу незнакомых писем адресату, на которые Василию Александровичу удалось ответить без особого труда. Работа состоит из семи бесед, которые способствуют пониманию родителями того, как им необходимо правильно воспитать своего ребенка. Попробуем детально рассмотреть каждую из них отдельно.

«Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей».

(В. А. Сухомлинский)

Первая беседа называется «К отцовству и материнству нужно готовить с колыбели». По мнению Сухомлинского В. А., школа и родители по большей части мало уделяют внимания в воспитании в детях умению жить и общаться друг с другом; вопросу взаимоотношений Василий Александрович уделял особое внимание, ведь из детей вырастают взрослые люди, которые в будущем построят свои семьи, и если они не умеют налаживать общение между собой, не знают, что значит быть супругами, и уж тем более какими они должны быть родителями, вырастая, такие люди, сами будучи уже взрослыми, подобны беспомощным детям, которые ничему толковому не смогут научить своих детей. Из этого следует вывод о том, что со школьной скамьи мы должны воспитывать в детях не только стремление к постижению образования, но и воспитывать в них будущих родителей, которые смогут построить крепкие отношения в будущем.

Вторая беседа «Об общественной и моральной ответственности родителей» посвящена одной из главных миссий в человеческой жизни, рождение и воспитание ребенка. Дети являются счастьем для любых родителей, они часть нас, когда мы смотрим на них, мы видим себя.

В третьей беседе Сухомлинский В. А. ведет речь о «Видение собственного нравственного образа». Как было уже сказано ранее, родители являются для ребенка примером во всем, а образ жизни, который ведут родители, становится часто собственной моделью выстраивания семьи и общения с окружающими у ребенка. Без настоящей любви родителей друг к другу и уважения между ними не стоит ждать, что ребенок вырастет уважающим и любящим других, ведь он, как губка, впитал все то, что видел и что происходило в его семье, а значит, в будущем закономерно спроецировал на свою жизнь. Любовь — это чувство, при котором люди готовы отдавать, жертвовать самым важным в своей жизни ради другого, вкладывая такую любовь в ребенка, мы вырастим не эгоиста, а человека, способного видеть в мире главное не материальное, а духовное.

Четвертая беседа посвящена тому «Что возвеличивает вас в глазах ваших детей». Здесь Сухомлинский В. А. в очередной раз сделал акцент на личном примере в воспитании, а еще на возвышение родителей в глазах собственных детей, для этого нужно работать над этим каждый день, показывая это на примере личностных взаимоотношений в семье, гармонии и понимании.

В пятой беседе речь идет о том, как не надломать в ребенке веру «Берегите в душе ребенка веру в высокое, идеальное, непоколебимо». Василий Александрович подчеркивает важность нежных чувств между отцом и матерью ребенка в семье, здесь важно показать подрастающему пока еще маленькому человеку, доброе отношение к друг другу, понимание, согласие между всеми членами семьи, благодаря такой гармонии, перед ребенком раскрывается вся красота этого мира, он обретает душевное спокойствие, если нарушить мир ребенка, то в его душе начнется смятение, которое помешает ему в будущем постичь бесценное богатство любви.

Шестая беседа посвящена теме «Берегите человеческую любовь». Василий Александрович, считал любовь — одной из сильнейшей силой в воспитании детей не только в семье, но и в школе, доброжелательные личные отношения дома должны быть наполнены и передаваться от отца и матери к ребенку. Способность родителей показать любовь, при этом умея ее восхвалить в собственном поведении, является по Сухомлинскому В. А. способностью совершенствовать всеобщую любовь в человечестве, а значит, и в самом ребенке.

Седьмая беседа, последняя, посвящена теме «Нравственные ценности семьи». Сухомлинский В. А. отмечал важность личного примера, сила духовного воспитания, которую закладывает отец ребенку к матери, бабушке или дедушке, позволяет ребенку увидеть этот мир глазами родителей. Хорошие взаимоотношения в семье способствуют накоплению у ребенка нравственного багажа.

Василий Александрович Сухомлинский, отвечая на вопрос, что самое главное было в его жизни, говорил, любовь к детям. Любовь — это один из самых главных факторов, связывающих между собой учителя и ученика в школе и ребенка с его родителями. Важным является духовая связь, понимание, учитель, который не способен поставить себя на место своего ученика с трудом сможет его понять. Сухомлинский В. А., очень часто напоминал в свои работах о том, что мы все когда-то были детьми, и нам не стоит забывать об этом, не учителям, не родителям, когда мы пытаемся воспитывать наших детей.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.- М., 2010.
  2. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 2014.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, жизнь, беседа, любовь, школа, воспитание ребенка, особое внимание, семейное воспитание, формирование личности ребенка.

Похожие статьи

Роль семьи в воспитании ребенка | Статья в сборнике...

Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со...

Семейное воспитание как основа формирования личности...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Семейное воспитание, как основа формирования личности...

Особую роль в процессе формирования личности ребенка с отклонениями в развитии играет место ребенка в семье, созданный в семье микроклимат. Среди факторов влияющих на психологический климат в семье стоит отметить отношение родителей к способностям своего...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование. На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный

Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система воспитания и образования

Целью семейного воспитания является формирование качеств личности, которые помогут...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Для создания в семье благоприятных условий для...

Семья — очаг любви и уважения | Статья в сборнике...

Любовь родителей к детям непременно вернется к ним любовью детей в старости. Семейное воспитание как основа формирования личности

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото...

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт...

Похожие статьи

Роль семьи в воспитании ребенка | Статья в сборнике...

Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со...

Семейное воспитание как основа формирования личности...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Семейное воспитание, как основа формирования личности...

Особую роль в процессе формирования личности ребенка с отклонениями в развитии играет место ребенка в семье, созданный в семье микроклимат. Среди факторов влияющих на психологический климат в семье стоит отметить отношение родителей к способностям своего...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование. На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный

Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система воспитания и образования

Целью семейного воспитания является формирование качеств личности, которые помогут...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Для создания в семье благоприятных условий для...

Семья — очаг любви и уважения | Статья в сборнике...

Любовь родителей к детям непременно вернется к ним любовью детей в старости. Семейное воспитание как основа формирования личности

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото...

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт...