Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришина, И. В. Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15311/ (дата обращения: 07.05.2024).



Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача — обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность детей, родителей и педагогов, используя интерактивные формы работы.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи по профилактике ДДТТ.

Работа созданного в детском саду родительского клуба «Семейная формула безопасности» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это интерактивный университет педагогической информации.

Целью работы клуба является сотрудничество детского сада и семьи в вопросах обучения детей ПДД,профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников и родителей; привитие навыков безопасного поведения воспитанников и родителей на улицах и дорогах, а также создание системы непрерывного воспитания законопослушных участников дорожного движения.

Основные направления деятельности клуба:

Оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и обучения дошкольников правилам поведения на улицах, повышение педагогической компетентности родителей в данных вопросах.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по формированию положительного отношения к соблюдению ПДД.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей ПДД.

Одной из инновационных форм работы родительского клуба является объединение родителей, детей, педагогов в творческую группу по созданию «Аудио-сказок в дорогу», основная цель которой — сплочение детско-взрослой общности, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике ДДТТ. Следует отметить и важность в процессе развития ребенка игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является ведущей, а общение становится частью и условием ее. О значении игры и сказки для развития ребенка, по мнению В. А. Сухомлинского «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

Современному дошкольнику необходимо, как можно раньше начать знакомиться с правилами дорожного движения. Тема эта сложная и серьезная, поэтому, чтобы детям было интересней и проще усвоить материал, творческой группой было решено «оживить» сказочные истории из «Книжек-малышек по правилам дорожного движения», где родители совместно с детьми придумывали и оформляли сказки и истории собственного сочинения. Ни одна работа не осталась без внимания.

«Сказка про Зебру, которая спасла друзей» набрала большинство зрительских симпатий и была первой озвучена и апробирована на практике, подтвердив несомненную пользу выбранного направления работы родительского клуба по профилактике ДДТТ. Увлекательная история, предназначенная для детей 4–6 лет, помогла первое знакомство с пешеходным переходом («зеброй») сделать легким и непринужденным, закрепить знания детей о дорожной разметке и правилах безопасного пересечения дороги в игровой форме с помощью загадок, песни «Зебра» (И.Русских). Дошкольники постарше с удовольствием рисовали то, что им представлялось во время прослушивания аудио-сказки.

Замечено, что дети легко воспроизводят прослушанную несколько раз аудио-сказку. При этом запоминается не только сюжет, но и множество мелких деталей. Причем, они улавливают информацию даже тогда, когда аудио-сказка включена фоном. Мама детей дошкольников поделилась наблюдением, что по просьбе 6-летней дочки неоднократно включала аудио запись «Сказки про Зебру, которая спасла друзей». Младшая дочь в это время играла, и вроде бы совсем не слушала аудио-сказку, а через несколько дней удивила всех новыми познаниями ПДД из прослушанной фоном истории.

К процессу создания следующих сказок подключились не только мамы и старшие дети, но и папы, для них нашлись мужские роли — инспектора ДПС, автобуса, грузовичка. Текст рассылался всем участникам творческой группы по электронной почте, в домашних условиях каждый актер озвучивал свою роль, используя доступные технические средства, и пересылал аудиозапись музыкальному руководителю. С помощью аудио редакторов обрабатывались полученные записи, добавлялась музыка, театральные шумы. Шаг за шагом идеи воплощались в новую творческую работу. Каждый даже самый мизерный успех становился трамплином для создания очередной поучительной истории. В процессе создания и прослушивания аудио-сказок дети научились работать в команде, расширили свои знания о безопасном поведении в транспорте, на улицах города, научились делиться своими знаниями, опытом, раскрылся творческий потенциал всех участников творческой группы. Укрепилась связь детей, родителей, педагога.

В результате кропотливого труда появился диск из 5-ти сказок -«Дорожные аудио-сказки ПДДшки», который в доступной увлекательной форме помогает познакомить детей с правилами поведения на улице. Голоса актеров (мамы, папы, брата), живые диалоги героев, а также музыкальное сопровождение создают приятную и веселую атмосферу для ребенка. ПДДшка и его друзья Зая и Миш рассказывают, как надо вести себя в различных ситуациях на проезжей части и на тротуаре; объясняют, что такое зебра и светофор, почему дорогу можно переходить только в разрешенных местах и на зеленой свет.

Все действия и герои описываются условно, поэтому ребенок, слушая дорожные истории ПДДшки, попадает в сказку и вместе с персонажами переживает ее, включая воображение. Замечено, что в процессе прослушивания и обсуждения сказочных историй, незаметно для ребенка, у него формируются знания о назначении светофора, дорожных знаков и разметок на дороге, основы безопасного поведения на улицах и дорогах, ребенок тренирует свою память, развивает речь и обогащает свой словарный запас.

Данные анкетирования родителей, в том числе и членов родительского клуба «Семейная формула безопасности» показали, что аудио-сказки успешно прошли апробацию и уже стали хорошими помощниками при изучении ПДД. Кроме того, прослушивание аудио-сказок в машине, в долгих переездах, позволяет сделать поездку в автомобиле познавательной и увлекательной как для ребенка, так и для родителей.

Создание аудио-сказок настолько сплотило родителей и детей, что поступило от них предложение «придумать» еще что-нибудь интересненькое, что подтверждает эффективность использования выбранного направления работы родительского клуба.

Литература:

1. Кузнецова Н. М. Учебно-методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

2. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.

3. Саулина Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013

4. Сухомлинский В. А. Роль сказки в коллективной жизни детей // В. А. Сухомлинский. Изб. Произв. В 6 т. — т.1.- Киев, 1979.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительский клуб, творческая группа, безопасное поведение, детский сад, дорожное движение, родитель, детский дорожно-транспортный травматизм, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного...

Методическая разработка «Формирование основ культуры...»

Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной...

Методические аспекты профилактики детского...

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития...

Правила дорожного движения для детей дошкольного...

Ознакомление детей с правилами дорожного движения начинается с младшей группы. Детей этого возраста учила различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля, в совместной деятельности рассматривали иллюстрации, играли в игры — «Машины разные...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей. Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Родители – первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря

Далее воспитатель выясняет у детей безопасный маршрут, по которому дети добираются по дороге в детский сад .

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.

Методическая разработка по профилактике детского...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская.

Проект для детей среднего дошкольного возраста...

Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад...

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного...

Методическая разработка «Формирование основ культуры...»

Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной...

Методические аспекты профилактики детского...

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития...

Правила дорожного движения для детей дошкольного...

Ознакомление детей с правилами дорожного движения начинается с младшей группы. Детей этого возраста учила различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля, в совместной деятельности рассматривали иллюстрации, играли в игры — «Машины разные...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей. Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Родители – первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря

Далее воспитатель выясняет у детей безопасный маршрут, по которому дети добираются по дороге в детский сад .

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.

Методическая разработка по профилактике детского...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская.

Проект для детей среднего дошкольного возраста...

Проект посвящен Правилам Дорожного Движения. К сожалению, дети очень мало знают о правилах дорожного движения, как себя вести на

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад...