«Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2019)

Дата публикации: 26.07.2019

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, М. В. «Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии) / М. В. Карпенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15242/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данный материал является обобщением опыта работы на уроках биологии при объяснении сложных тем блока «Цитология» раздела «Общая биология» в 10 классе.

Активное распространение Интернета, доступность всевозможных гаджетов привело к тому, что в нашей стране в последнее десятилетие возникла проблема, имя которой — «клиповое мышление».

Возникшее противоречие между текстовым, аналитическим восприятием информации старшим поколением, в том числе и учителями, и клиповостью сознания подрастающего поколения породило еще одно противоречие. Речь идет об обрушивающемся на учащихся шквале информации. Подчас она подается в форме научного языка. Некоторые учебники словно предназначены для студентов вузов, а не для учащихся средней школы.

Как решить возникшую проблему? Каким образом в общем информационном потоке выделить канал для биологии, переключить внимание подростков на предмет, в названии которого есть слово «жизнь»? Как учитель сталкиваюсь с клиповым способом мышления постоянно. Проблема налицо.

Справляюсь с ней следующим способом: превращаю своего врага в друга посредством применения приемов визуализации, привязки к эмоциональному состоянию. То есть делаю сложную информацию простой. Как у меня это получается?

Рассмотрим небольшой пример. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица организма, обладающая всеми основными признаками живого.

В 1838г. немецкий ботаник Матиас Шлейден, а затем в 1839г. немецкий зоолог Теодор Шванн сформулировали клеточную теорию. Ее положения актуальны по сей день. Однако они оба ошибочно полагали, что клетки в организме возникают из неклеточного вещества. Поэтому очень важным дополнением к клеточной теории стал принцип немецкого биолога Рудольфа Вирхова: «Каждая клетка — от клетки». Это случилось только через 20 лет.

Чем объясняется этот разрыв во времени? Очевидно, что несовершенством микроскопии. Ученые не увидели процесса деления клетки и не смогли его вообразить.

А как работать с клетками на уроках? Если сами клетки и их крупные составляющие еще можно наблюдать в световой микроскоп, то более мелкие органоиды, процессы, протекающие в клетке, детям, как и Шванну со Шлейденом, тоже трудно вообразить. Долой клетку из клетки сознания! Нужно сделать клетку реальной, осязаемой. Какими способами я этого добиваюсь?

Во-первых, можно пользоваться готовыми моделями клеточных молекул, структур и процессов. Это модели молекулы ДНК, мембраны и динамическая модель процесса биосинтеза белка. Мало!

Можно, конечно, использовать отработанные годами методы и приемы, скрупулезно переписанные во всех методичках. Вот, к примеру, дидактический прием на объяснение процесса кроссинговера при помощи двух ручек с колпачками контрастных цветов.

Можно демонстрировать учебные фильмы. Но, как ни странно, их тоже катастрофически мало.

Когда заканчиваются готовые модели, верные дидактические приемы и видеоролики начинается самое интересное: творчество учителя.

Рассмотрим пример аналогии, который всегда у меня работает. Жизнь зарождается из одной единственной клетки — зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). При изучении стадий развития зародыша выбираю такую форму работы, как занимательный квест. Ребята выясняют, что в ходе эмбриогенеза развиваются структуры: морула, бластула, гаструла. Они очень малы по размерам. Чтобы материал лучше усвоился, учащиеся должны представлять то, с чем работают. Как мы ищем реально существующий аналог для этих структур? С латинского языка слово «morula» переводится как шелковица. Аналоги для этой структуры — шелковица, ежевика, малина. Бластула представляет собой полость, окруженную чаще всего одним слоем клеток. Давайте представим нечто полое, окруженное оболочкой — футбольный мяч. Усложним задачу. Как получить гаструлу (двуслойный зародыш, который образовался путем впячивания одной стенки бластулы)? И тут снова нам поможет футбольный мяч. Оказывается, если он сдулся полностью, то его можно сложить в виде шапочки, а она-то и есть аналог гаструлы…

Итак, организм сформировался, необходимо осуществлять обменные процессы. Например, биосинтез белка. Эту сложную тему начинаю с того, что прошу ребят проговорить алгоритм воспроизведения информации с флешки в аудиосистеме, если до этого она была записана с помощью Интернета на компьютере. А затем проведим аналогии между компьютером и ядром клетки, песней в MP3-формате и геном ДНК, флешкой и иРНК, аудиосистемой и белок-синтезирующим комплексом (рибосомой, тРНК, ферментами и т. д.). Итак, уроки идут после этого, как надо, сложная тема оказывается понятной, доступной…

Биологи жонглируют огромным количеством терминов? Мы подсчитали с детьми, что для того, чтобы кратко (это ключевое слово, обратите внимание) охарактеризовать процесс двойного оплодотворения у цветковых растений, потребуется основательное знание 25! Терминов. Но и это еще не все. Помните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»:

— Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?

Так вот в биологии очень часто употребляются термины, имеющие синонимы…

Вернемся к обмену веществ в клетке. Например, энергетический обмен, он же катаболизм, он же диссимиляция. Пластический обмен, он же анаболизм, он же ассимиляция. И именно в таких сочетаниях — перепутать нельзя. И вот на уроке мы решаем проблему: как запомнить эти ряды терминов, да так, чтобы запомнить хорошо? Ребята замечают, что энергетическому обмену соответствуют синонимы, начинающиеся с согласных букв, а пластическому — наоборот. Проблема решена.

На моих уроках ребята убеждаются, что упрощать не сложно, упрощать интересно!

Основные термины (генерируются автоматически): клетка, клеточная теория, футбольный мяч, энергетический обмен.

Похожие статьи

Использование способности железа вызывать угнетение...

Такими можно назвать клетки кроветворной системы, слизистой желудочно-кишечного тракта и печени, обладающие способностью к пролиферациии, регенерации и высоким уровнем обмена веществ.

Угнетение обмена веществ и митоза ведет к апоптозу пораженных железом клеток.

Использование клеточных автоматов для моделирования...

Введение. Одной из ключевых задач современной биологии является изучение происхождения и функционирования сложных систем, в том числе и таких, развитие которых регулируется относительно простыми законами.

Изменения энергетического обмена у здоровых лиц при...

Интенсификация процесса обучения в высших учебных заведениях, увеличение объёма получаемой информации требует больших затрат времени на учебную подготовку, а также сопровождается повышением уровня стрессогенной психоэмоциональной нагрузки...

R/K – инверсия клеток или концепция неоднородности жизненной...

В настоящей работе был сформулирован комплекс представлений о неоднородности процессов старения высших эукариот на клеточном уровне. Подобная гетерогенность выражается, прежде всего, в переходе организма, на клеточном уровне, в процессе онтогенеза...

Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на...

В обзоре представлены данные о том, какая роль отводится клеточным культурам при изучении цитотоксичности биологически активных соединений. Изучение биологической активности веществ, независимо от последующей цели их использования, как правило...

Изменение активности ферментов углеводного обмена при...

Повышение ПОЛ при отравлении гелиотрином и ССl4 может служить фактором, дестабилизирующим митохондриальные, цитоплазматические, лизосомальные и другие клеточные мембраны...

Гомоцистеин: влияние на биохимические процессы в организме...

В статье представлен обзор литературы по вопросам метаболизма аминокислоты гомоцистеина, возникновения рисков развития ряда заболеваний в связи с избыточной кумуляцией гомоцистеина в организме человека, возможных способов коррекции гипергомоцистеинемии.

Об измерении атерогенности сывороток в клеточных культурах

Культивирование клеток с разбавленной (40 %) сывороткой от больных атеросклерозом

Следует отметить, что накопление липидов в цитоплазме клеток расценивается в общей

Сомнительные данные, теории и соответствующие публикации могут прямо или косвенно...

Митохондриальный путь гибели клеток | Статья в журнале...

Апоптоз представляет собой регулируемый процесс программируемой клеточной гибели и является необходимым условием нормально существования организма. Основная роль апоптоза состоит в поддержание клеточного гомеостаза.

Коррекция показателей клеточного иммунитета у женщин...

Показатели клеточного иммунитета до ипосле лечения.

Клеточные иммунные механизмы повреждения клубочков: антигены СDЗ и СD11 имеются на поверхности всех Т-клеток, антигены СD4 присутствуют на.

Похожие статьи

Использование способности железа вызывать угнетение...

Такими можно назвать клетки кроветворной системы, слизистой желудочно-кишечного тракта и печени, обладающие способностью к пролиферациии, регенерации и высоким уровнем обмена веществ.

Угнетение обмена веществ и митоза ведет к апоптозу пораженных железом клеток.

Использование клеточных автоматов для моделирования...

Введение. Одной из ключевых задач современной биологии является изучение происхождения и функционирования сложных систем, в том числе и таких, развитие которых регулируется относительно простыми законами.

Изменения энергетического обмена у здоровых лиц при...

Интенсификация процесса обучения в высших учебных заведениях, увеличение объёма получаемой информации требует больших затрат времени на учебную подготовку, а также сопровождается повышением уровня стрессогенной психоэмоциональной нагрузки...

R/K – инверсия клеток или концепция неоднородности жизненной...

В настоящей работе был сформулирован комплекс представлений о неоднородности процессов старения высших эукариот на клеточном уровне. Подобная гетерогенность выражается, прежде всего, в переходе организма, на клеточном уровне, в процессе онтогенеза...

Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на...

В обзоре представлены данные о том, какая роль отводится клеточным культурам при изучении цитотоксичности биологически активных соединений. Изучение биологической активности веществ, независимо от последующей цели их использования, как правило...

Изменение активности ферментов углеводного обмена при...

Повышение ПОЛ при отравлении гелиотрином и ССl4 может служить фактором, дестабилизирующим митохондриальные, цитоплазматические, лизосомальные и другие клеточные мембраны...

Гомоцистеин: влияние на биохимические процессы в организме...

В статье представлен обзор литературы по вопросам метаболизма аминокислоты гомоцистеина, возникновения рисков развития ряда заболеваний в связи с избыточной кумуляцией гомоцистеина в организме человека, возможных способов коррекции гипергомоцистеинемии.

Об измерении атерогенности сывороток в клеточных культурах

Культивирование клеток с разбавленной (40 %) сывороткой от больных атеросклерозом

Следует отметить, что накопление липидов в цитоплазме клеток расценивается в общей

Сомнительные данные, теории и соответствующие публикации могут прямо или косвенно...

Митохондриальный путь гибели клеток | Статья в журнале...

Апоптоз представляет собой регулируемый процесс программируемой клеточной гибели и является необходимым условием нормально существования организма. Основная роль апоптоза состоит в поддержание клеточного гомеостаза.

Коррекция показателей клеточного иммунитета у женщин...

Показатели клеточного иммунитета до ипосле лечения.

Клеточные иммунные механизмы повреждения клубочков: антигены СDЗ и СD11 имеются на поверхности всех Т-клеток, антигены СD4 присутствуют на.