Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Костюкова, Е. В. Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности студентов / Е. В. Костюкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15011/ (дата обращения: 08.05.2024).



Еще несколько лет назад понятие «ИКТ-компетентность» определялось как умение работать с компьютером, т. е. компьютерная грамотность, позднее значение расширилось и стало включать в себя умение работать с информацией и пользование телекоммуникационными технологиями, т. е. информационная грамотность. Сейчас можно говорить о новой компетенции XXI века — «цифровая грамотность», под которой понимается набор знаний, умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

Наше общество перешло от «ИКТ-компетентности» к «цифровой грамотности» потому, что не так давно возникло понятие — «цифровой абориген». Так называют детей, которые выросли в окружении мобильных устройств, телефонов, компьютеров.

В поколение «цифровых аборигенов» попадают молодые люди в возрасте до 18 лет, следовательно, это современные школьники и студенты.

Педагогу необходимо находить новые формы, методы и средства работы с обучающимися в развитии именно цифровой грамотности.

Для определения актуальности формирования цифровой грамотности на первом этапе проведено анкетирование студентов на тему: «Мобильные устройства в моей жизни».

Цель анкетирования — определение уровня понимания возможностей мобильных устройств.

Результаты показывают, что все респонденты ежедневно используют мобильные устройства; 90,5 %- обращаются к мобильному телефону не реже 3 раз за день; 60,4 % — регулярно играют на своих мобильных устройствах; более 96 % — общаются с помощью мессенджеров (Viber, WhatsApp, Skype, G+, Instagram и т. п.). Однако, только 17 % используют специализированные приложения, такие как: сканеры штрих-кодов, Госуслуги, шумометр, банк онлайн и другие. Высок процент респондентов (66,6 %), которые не смогли определить возможности использования мобильных устройств в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, приведенные обстоятельства определили проблему: с помощью каких форм организации обучения можно повысить уровень цифровой грамотности обучающихся?

Проблема породила два противоречия:

Первое — между регулярным использованием обучающимися современных цифровых мобильных устройств и недостатком знаний о возможностях их применения в учебной и профессиональной деятельности.

Второе между общим вектором Российского образования на развитие информационных и коммуникационных технологий и недостаточным уровнем цифровой грамотности обучающихся и преподавателей.

Для изучения данной проблемы была поставлена цель — сформировать цифровую грамотность студентов, используя разные формы внеурочной деятельности.

Для формирования цифровой грамотности были выделены компетентности цифровой грамотности (на основе данных Регионального общественного центра интернет-технологий). [1]

В рамках внеурочной деятельности по информатике было использовано несколько форм работы: выставка творческих работ «Интернет меня научит», сетевые проекты, но подробно хотелось бы остановиться на системе QR-квестов.

В городах все чаще можно встретить архитектурные достопримечательности, вывески, листовки и буклеты с QR-кодами. Такой код может заменить гида по городу, консультанта в магазине, кассира для выполнения быстрого платежа.

В рамках реализации внеурочной деятельности по информатике были проведены несколько квестов.

1 QR — квест Плакат «Календарь событий (апрель — июнь)»

Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции:

Ц1 — понимание работы и настройки мобильного интернета;

Ц5 — понимание способов защиты персональных данных в сети Интернет;

Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды;

Ц8 — умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);

Ц13 — готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Квест оформлен в виде плаката с информацией: что такое QR-код, что можно закодировать с его помощью, инструкция по считыванию QR-кода мобильным устройством.

Основную часть плаката занимают сами QR-коды, в которых закодированы:

− ссылка на сайт преподавателя, где размещены цель, задачи квеста, правила участия и сроки проведения;

− ссылка на таблицу «Путь к успеху», в которой участники размещают результаты прохождения квеста.

Квест состоит из 9 заданий (кодов), которые относятся к календарным событиям и итогового задания. Любое задание — это закодированные ссылки с интерактивными упражнениями на онлайн-сервисе LearningApps.org или текстовые сообщения.

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет обучающимся изучить новый материал в удобном для себя темпе. Квест проходит в кабинете, поэтому обучающиеся могут получить консультацию педагога.

2. QR-квест «Колледж с многолетней историей»

Цель — познакомить обучающихся с историей колледжа и системой подготовки педагогических кадров в городе; вызвать интерес к самостоятельной деятельности с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции:

Ц1 — понимание работы и настройки мобильного интернета;

Ц5 — понимание способов защиты персональных данных в сети Интернет;

Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды;

Ц8 — умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);

Ц11 — умение правильного поиска информации в Интернете;

Ц13 — готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Участники квеста объединяются в команды по 5–6 человек и получают путеводную карту, на которой расположены QR-коды. По данной карте участники квеста перемещаются по территории колледжа. Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»).

Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово. Из полученных кодовых слов в конце квеста команды должны составить цитату Стива Джобса «Инновации отличают лидера от догоняющего». Затем ответ кодируется в QR-код и предоставляется организатору. Побеждает та команда, которая в кратчайшие сроки правильно выполнит все задания.

Преимущества данного квеста: динамичность игры, работа в команде, возможность перемещения.

3.QR-квест Путешествие по городу «Новый взгляд на старый город»

Цель — познакомить обучающихся с возможностями ориентирования на местности с помощью мобильных устройств по GPS-координатам; вызвать интерес к изучению истории города.

Формируемые цифровые компетенции:

Ц1 — понимание работы и настройки мобильного Интернета;

Ц2 — понимание возможности использования мессенджеров (Viber, WhatsApp, Skype, G+, Instagram и т. п.) в образовательных целях;

Ц5 — понимание способов защиты персональных данных в сети Интернет;

Ц6 — умение ориентироваться с помощью GPS-навигации и GPS-точек;

Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды;

Ц8 — умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);

Ц11 — умение правильного поиска информации в Интернете;

Ц13 — готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

При прохождении квеста участники не только выполняют задания, но и знакомятся с понятиями GPS-навигация и GPS- точки.

Заранее зарегистрированные команды получают задание, выполнив которое, они узнают первую GPS-точку. Попав на «точку», находящуюся в любой части города, участники находят QR-код и выполняют новое задание, получают координаты новой «точки» и фрагмент координат финальной «точки». Чтобы определить местоположение финальной «точки» надо найти все QR-коды квеста. Команда, первой пришедшая на финиш считается победителем.

Преимущество третьего квеста заключаются в том, что обучающиеся учатся ориентироваться на местности используя GPS-навигацию; формируется умение работать в команде.

После реализации данных форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности было проведено повторное анкетирование на тему «Мобильные устройства в моей жизни». Полученные результаты сравнили с первичными.

Выявлено, что процент использования мобильных устройств практически не изменился. Использование специализированных приложений повысилось на 33 %, применение Google-сервисов увеличилось на 61,5 %, при этом процент использования игр снизился почти на 20. При повторном анкетировании не выявлены обучающиеся, которые не знают, как использовать мобильные устройства в профессиональной и учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся повысилась цифровая грамотность. Они осознанно стали использовать мобильные устройства и приложения.

QR-квест — это актуальная форма внеурочной работы, которая позволяет обучающимся увидеть мир новыми глазами через объектив камеры и погрузиться в цифровую реальность.

Мы — педагоги не можем оставаться в стороне. Нам предстоит превратить «цифровых аборигенов» в цивилизованных людей цифрового века.

Литература:

  1. Цифровая грамотность [Электронный ресурс] URL:http://цифроваяграмотность.рф/ (Дата обращения:11.04.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): устройство, профессиональная деятельность, цифровая грамотность, внеурочная деятельность, обучающийся, умение, мобильный Интернет, повседневная жизнь, понимание работы, понимание способов защиты.

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности студентов...

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

Ц5 Понимание способов защиты персональных данных в сети интернет

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые...

Применение высоких технологий в образовании с целью...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...  организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. – Приобретение умений проведения опытов и исследований с...

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во...

Tеатральная деятельность, помогает освоить правила социальной жизни. Ежегодно обучающиеся нашего центра принимают участие в новогодних спектаклях, где каждому отведена своя роль на сцене. В основе театральной деятельности лежит ИГРА.

Компьютерная грамотность как составляющая... | Молодой ученый

Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества [2].

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной...

Общение — сложная, многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе социализации.

Учитывая особенности детского возраста, можно сказать, что одним из лучших способов организации формирования умений и...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

Внеурочная деятельностьпонятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в...

Формирование ИКТ-компетентности школьников... | Молодой ученый

ИКТ-компетентность — это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как...

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности студентов...

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

Ц5 Понимание способов защиты персональных данных в сети интернет

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые...

Применение высоких технологий в образовании с целью...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...  организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. – Приобретение умений проведения опытов и исследований с...

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во...

Tеатральная деятельность, помогает освоить правила социальной жизни. Ежегодно обучающиеся нашего центра принимают участие в новогодних спектаклях, где каждому отведена своя роль на сцене. В основе театральной деятельности лежит ИГРА.

Компьютерная грамотность как составляющая... | Молодой ученый

Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества [2].

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной...

Общение — сложная, многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе социализации.

Учитывая особенности детского возраста, можно сказать, что одним из лучших способов организации формирования умений и...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

Внеурочная деятельностьпонятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в...

Формирование ИКТ-компетентности школьников... | Молодой ученый

ИКТ-компетентность — это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как...