Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Санжиева, З. И. Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ / З. И. Санжиева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14947/ (дата обращения: 07.05.2024).



Использование альтернативных средств коммуникации часто встречается в коррекционной педагогике, т. к. эти средства открывают дополнительные возможности реабилитации детей. Многие системы подобного рода получили название «невербальные». Давайте вспомним, что с такими системами мы сталкиваемся довольно часто в повседневной жизни.

Например, находясь на улице, мы с вами становимся участниками транспортно-пешеходных отношений, которые регулируются дорожными знаками.

Обратив внимание на знак, мы долго не думаем, не придумываем разнообразные выводы, а просто автоматически сбавляем скорость. Такая знаковая система понятна всем людям, даже говорящим на разных языках.

Попытки использовать разнообразные пути реабилитации детей с ментальными нарушениями развития натолкнули на мысль применения «невербальных» средств коммуникации в тех случаях, когда речевая реабилитация затруднена или невозможна. Начиная с 60-х годов, западные педагоги стали разрабатывать системы альтернативной коммуникации. Все эти системы основаны на общей идеологии. Кратко её можно сформулировать следующим образом:

  1. Вместо формирования устной речи у ребенка предлагается заменить несформированную речь коммуникацией с помощью изображений. Например, неговорящий ребенок хочет выразить свою мысль, может использовать карточку с определенным изображением. Педагог может ответить с помощью карточки, но это не обязательно в том случае, если ребенок понимает обращенную речь.
  2. Набор изображений может быть использован как знаковая система, которая определяет потребность «неговорящего» ребенка. Такая система помогает педагогу избавиться от трудных попыток сформулировать минимальный уровень речевых умений.
  3. Существует мнение, что возможность использования системы, основанной на изображениях, позволит увеличить интеллектуальные возможности развития ребенка, в какой мере он способен овладеть речью.

Из существующих систем коммуникации, на мой взгляд, более простой является система пиктограмм. Традиционный набор включает в себя комплект карточек 3х3 до 10х10 см. Контрастность и достаточно большой размер изображения создают более благоприятные условия для восприятия символов. Для обучения коммуникации при помощи пиктограмм необходимо развитие зрительного восприятия на уровне двух лет.

Набор карточек включает обозначения предметов, действий с ними. Например: слово «горячий» изображается как язык пламени, «холодный» — как сосулька. Над каждым рисунком крупными буквами написано слово, что создает дополнительные возможности для обучения ребенка чтению.

Процесс обучения коммуникации с помощью метода пиктограмм носит постепенный, накопительный характер. Обучение начинается с более простых и больших по размеру карточек, обозначающих наиболее часто используемые ребенком предметы и совершаемые действия. Чтобы облегчить понимание символов, вместе с определенной карточкой мы демонстрируем предмет, который она обозначает.

Часто бывает так, что ребенок испытывает большие трудности при усвоении этой системы коммуникации, обучение начинаем с демонстрации реальных фотографий близких ребенку людей. Таким образом, обучение становится для ребенка эмоционально окрашенным, что является дополнительным стимулом для усвоения символов.

В работе с детьми с ментальными нарушениями развития так же используем элементы жестового языка. В настоящее время использование элементов жестового языка находит все большее применение в коррекционной работе с детьми, страдающими синдромом раннего детского аутизма и синдромом Дауна. Как утверждает Джереми Барнс, учредитель благотворительного фонда «Даунсайд ап», жестовый язык может стать мостиком, который поможет детям с синдромом Дауна перейти к общению с помощью речи. Поскольку моторное развитие и зрительное восприятие у детей с синдромом Дауна часто бывают достаточно хорошими, понимание жестов для них оказывается более легкой задачей по сравнению с пониманием и произнесением звуков речи. Правильное применение жестового языка в работе с детьми с синдромом Дауна позволяют сформировать коммуникативные навыки, развить представления о языке в тот промежуток времени, когда ребенок еще не готов заговорить.

Тем не менее, нельзя не отметить, что использование описанных методов в практике нашей работы с детьми показало, что с положительными моментами имеется ряд существенных ограничений, что послужило толчком к разработке интегративной методики, включающей элементы описанных методов.

В рамках данной коммуникационной методики, замещающей естественный язык, сочетание жестового языка, пиктограмм, фотографий позволяет организовать знаковую поддержку, адекватную его потенциальным возможностям.

Конечно, использование «невербальных» средств коммуникации не подменяет собой полноценную реабилитацию детей с ментальными нарушениями развития, однако в значительной степени облегчает решение целого ряда задач.

Разработка методов применения альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с ментальными нарушениями развития находится в самом начале и требует серьезных исследований в области коррекционной педагогики.

Однако многие педагоги и мы в том числе, используем в своей работе именно эти методики невербального общения.

Литература:

  1. Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» «Питер», 2000г.
  2. «Как учить и развивать умственно отсталых детей» К.Грюневальд, С.-П., «Петербург ХХ1»,1994г.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование мотивации учения», М., «Просвещение», 1990г.
  4. Министерство труда и социального развития РФ. Государственный доклад: О положении детей в российской Федерации 2002г.
  5. «Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям» под редакцией Н. Г. Осуховой, М., «Просвещение», 2002г.
Основные термины (генерируются автоматически): жестовый язык, ментальное нарушение развития, ребенок, альтернативное средство коммуникации, знаковая система, зрительное восприятие, коррекционная педагогика, работа, синдром, система.

Похожие статьи

Альтернативные средства общения, используемые...

Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, символ, альтернативное средство коммуникации, нарушение развития, альтернативное средство...

Использование невербальных (альтернативных) средств...

В качестве альтернативных средств общения использовались средства жестового языка и естественные жесты. Основной целю работы, поставленной на 2013–2014 учебный год, для этих детей являлось формирование навыков учебного поведения на индивидуальных занятиях.

Использование и подбор средств альтернативной...

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: руководство для

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми

Сложности коммуникации детей напрямую связаны с особенностями развития социальной...

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

Данные средства коммуникации в одних случаях служат отправной точкой на пути к

Глобальное чтение выбрано нами как одно из средств альтернативной коммуникации

Важно отметить, что работа с «Альбомом глобального чтения» сопровождается жестовым...

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Во время выбора системы коммуникации необходимо учитывать степень развития

Описывая свой опыт работы, ученые указывали, что коррекционная работа должна

- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми...

Коммуникация- один из основных видов человеческой деятельности, и стремление к общению свойственно детям с самого раннего возраста. Общение может быть вербальным и невербальным, и оценку коммуникации часто начинают с того, как ребенок пользуется...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со взрослыми. На ранних этапах взаимодействия у ребёнка начинают складываться первичные представления об окружающем мире.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

ребенок, жест, жест глухих, педагог, занятие, комплексное нарушение развития, устная речь, учебное поведение, альтернативное средство

Содержание работы по развитию жестового тезауруса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, исходя из экспериментального...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими

Стремление понять ребенка с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна из главных задач коррекционной работы.

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Человек воспринимает 90 % информации с помощью зрительного анализатора. Восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями.

Похожие статьи

Альтернативные средства общения, используемые...

Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, символ, альтернативное средство коммуникации, нарушение развития, альтернативное средство...

Использование невербальных (альтернативных) средств...

В качестве альтернативных средств общения использовались средства жестового языка и естественные жесты. Основной целю работы, поставленной на 2013–2014 учебный год, для этих детей являлось формирование навыков учебного поведения на индивидуальных занятиях.

Использование и подбор средств альтернативной...

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: руководство для

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми

Сложности коммуникации детей напрямую связаны с особенностями развития социальной...

Использование методики глобального чтения в коррекционной...

Данные средства коммуникации в одних случаях служат отправной точкой на пути к

Глобальное чтение выбрано нами как одно из средств альтернативной коммуникации

Важно отметить, что работа с «Альбомом глобального чтения» сопровождается жестовым...

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Во время выбора системы коммуникации необходимо учитывать степень развития

Описывая свой опыт работы, ученые указывали, что коррекционная работа должна

- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми...

Коммуникация- один из основных видов человеческой деятельности, и стремление к общению свойственно детям с самого раннего возраста. Общение может быть вербальным и невербальным, и оценку коммуникации часто начинают с того, как ребенок пользуется...

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со взрослыми. На ранних этапах взаимодействия у ребёнка начинают складываться первичные представления об окружающем мире.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

ребенок, жест, жест глухих, педагог, занятие, комплексное нарушение развития, устная речь, учебное поведение, альтернативное средство

Содержание работы по развитию жестового тезауруса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, исходя из экспериментального...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими

Стремление понять ребенка с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна из главных задач коррекционной работы.

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Человек воспринимает 90 % информации с помощью зрительного анализатора. Восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями.