Анализ практики работы общеобразовательных организаций города Архангельска по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Мазур, Д. Н. Анализ практики работы общеобразовательных организаций города Архангельска по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14830/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье мы проанализируем современную образовательную практику по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях общеобразовательных учреждений г. Архангельска.

Ключевые слова: семья, ценностное отношение, семейные ценности, семейные отношения.

Социальная острота данной проблем отражена во многих нормативно-правовых актах как регионального, так и федерального значения:

− «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,

− Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ,

− Закон «Об образовании РФ»,

− Положение об управлении по вопросам семьи,

− опеки и попечительства мэрии города Архангельска.

Традиционные духовно-нравственные семейные ценности — неотъемлемая часть мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования.

По данным органов ЗАГС по г.Архангельску в январе-марте 2018 года было зарегистрировано 1360 браков и 1240 разводов. Об этом сообщает региональное управление Росстата. [1]

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число браков сократилось на 10,8 %, а число разводов увеличилось на 0,3 %.

В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 912 распавшихся, что составляет 91 %.

Причинами кризиса семьи специалисты называют деформацию духовно-нравственной сферы населения [2], отсутствия у молодого поколения четкого понимания о пороках и добродетелях, ответственном отношении к семье и браку.

Результатом моральной деградации населения становится масса негативных последствий: проституция, наркомания, гражданская пассивность, аборты, беспорядочные половые связи, легкомысленное отношение к семье.

Во многом проблема отсутствия ценностного отношения молодежи к семье обусловлена снижением уровня сотрудничества семьи и школы. Плодотворное и активное сотрудничество этих основных институтов воспитания личности способно дать наиболее эффективный результат в решении обсуждаемой проблемы [3].

В городе Архангельске, как и в других городах РФ, проблема формирования ценностного отношения к семье в среде старшеклассников стоит весьма остро. В городе регулярно проводятся конференции, совещания, открытые столы по этому вопросу. В них участвуют педагоги и психологи из более чем 12 муниципальных учебных заведений. Основной целью обсуждения является анализ опыта и перспективных моделей взаимодействия общества, школы и семьи в вопросе формирования у старшеклассников ценностного отношения к семье.

Взаимодействие семьи и школы в этом вопросе видится особенно актуальным на фоне законодательной базы региона, согласно которой максимальная нагрузка по воспитанию личности ребенка возлагается на его семью, а образовательной организации отводится роль помощника и консультанта по вопросам воспитания.

Педагоги г.Архангельска в своей практике по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье ориентируются на результаты социологических исследований семейных ценностей кафедры философии и социологии САФУ. Согласно исследованиям последних лет в молодежной среде архангельской молодежи стали преобладать традиционные семейные ценности. Молодые люди выказывают все больший интерес к вопросу создания семьи, обнаруживают ответственный подход к перспективе рождения и воспитания детей.

Педагоги г. Архангельска применяют в работе с дисциплиной «семьеведение» самые разные педагогические методики и приемы. Среди них можно выделить: тематические уроки на темы «Читаем классику: от выразительного чтения к воспитанию чувств», «Роль семьи и семейных ценностей в социализации детей», «Секреты семейного счастья».

Целью этих занятий является формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.

Работа по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье в городе и регионе должна продолжаться и включать в себя:

− меры по реализации стратегии формирования экологически целесообразного, здорового образа жизни, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и практик;

− создание механизмов взаимодействия семьи и школы для решения вопросов по формированию ценностного отношения обучающихся к семье и созданию условий для его ведения в образовательных организациях;

− проведение Дней Семьи в образовательных организациях;

− рациональную организацию образовательного процесса;

− профилактику девиантного поведения старшеклассников, своевременную диагностику и мониторинг психоэмоционального состояния детей;

− привлечение внимания родителей к решаемой проблеме.

− работу по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных организаций по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье;

издание учебного пособия по семьеведению в старших классах.

Литература:

1 Официальный сайт Министерства образования и науки Архангельской области — http://www.arkh-edu.ru/content/news/news.php?amp %3BELEMENT_ID=75270&login=yes&PAGEN_1=6

2 Волков Б. С. Психология школьника [Текст] / Б. С. Волков. — М.: Наука, 2014.

3 Дмитриева М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: дис. канд. псих. наук: 190007 / Дмитриева Марина Александровна. — Ростов н/Д: РГПУ, 2009. — 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ценностное отношение, архангельск, образовательный процесс, формирование, ценностное отношение старшеклассников.

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников...

Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта. В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Жуйкова Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы [Текст]

Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Успешное формирование у старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс...

Проблема подготовки старшеклассников к осознанному...

Формирование ценностного отношения подростков...

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

«Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства.

В современном мире в формировании и развитии семейных ценностей в качестве

На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания.

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы. 2) Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей; 3) Счастье семьи — это равноправие в решении...

Формирование ценностного отношения подростков...

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование...

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения старшеклассников...

Развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности является основной целью образовательного стандарта. В исследованиях Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Жуйкова Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы [Текст]

Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Успешное формирование у старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс...

Проблема подготовки старшеклассников к осознанному...

Формирование ценностного отношения подростков...

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

«Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства.

В современном мире в формировании и развитии семейных ценностей в качестве

На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания.

Формирование у старшеклассников ценностного отношения...

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы. 2) Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей; 3) Счастье семьи — это равноправие в решении...

Формирование ценностного отношения подростков...

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование...