Воспитание безопасного поведения детей на дорогах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воспитание безопасного поведения детей на дорогах / А. В. Станкевич, О. Н. Полянская, С. М. Горбачева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14673/ (дата обращения: 28.04.2024).



Современная культура и ее развитие находится в непрерывной взаимосвязи с проблемами безопасности человечества. Несомненно, интенсивность дорожного движения и динамика роста появления на дорогах водителей, практикующих стиль опасного вождения, требует изменения. Известно, что дорожное движение — это алгоритм специфических действий, определяющих наличие дорожного сообщества. Несмотря на пропаганду повышения культуры поведения на дорогах и ответственности взрослых за воспитание подрастающего поколения, на сегодняшний день, очень остро стоит вопрос о повышении дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. Родители XXI века настолько озадачены материальным обеспечением своей семьи, что зачастую забывают о привитии своим детям простейших правил безопасного поведения дома, в учебных учреждениях и на улицах.

Многие родители стараются защитить своих детей от микроорганизмов, находящихся в окружающей среде, несущих опасность здоровью ребенка, но далеко не каждый из них способен осознавать особенности психологического поведения детей на дорогах. Отсутствие житейских навыков, детская любознательность, недостаточно развитые инстинкты самосохранения, страх и потенциальные сомнения в чрезвычайных ситуациях могут привести к неадекватному поведению ребенка на дороге.

Являясь самой непредсказуемой категорией участников дорожного движения, именно дети и их безопасность являются одной из первостепенных задач взрослых. Родители и педагоги обязаны обеспечить детям максимальную защиту от возникновения нештатных ситуаций и научить их правильному поведению при их возникновении.

Безопасное поведение на дорогах необходимо формировать у детей с раннего возраста. Ознакомление ребенка с необходимыми правилами и нормами поведения на дорогах, формирование навыков и умений выхода из нештатных ситуаций, спровоцированных дорожными условиями, позволит воспитать дисциплинированного и грамотного участника дорожного движения. Но процесс воспитания юных участников дорожного движения необходимо закрепить законодательно. Не только родители и образовательные учреждения должны проводить воспитательные работы в сфере безопасного поведения в сфере дорожного движения, но и государству необходимо заботиться об охране жизни и здоровья юного поколения, способствуя снижению детского дорожно-транспортного травматизма путем законодательного закрепления ответственности родителей за нарушение правил поведения на дорогах их детьми.

Однако, становление и законодательное регулирование в области детской безопасности на государственном уровне идет недостаточно быстро, что позволяет на практике выявлять причины возникновения несчастных случаев с детьми на дорогах.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, являясь приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения, волнует представителей различных сообществ (научного, научно-исследовательского и социально-экономического).

Колоссальную работу необходимо проводить по формированию и развитию у детей навыков безопасного поведения в сфере дорожного движения. Растущая интенсивность городского движения делает дороги все более опасными для детей, следовательно, наиболее актуальными становятся вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

По статистике ГИБДД РФ в 2017 году с участием детей было совершено около 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из которых более 8 тысяч с участием детей, в половине случаев виновниками ДТП являются юные пешеходы.

Рассматривая причины ДТП с участием детей можно отметить следующее, у детей низкий уровень знаний правил поведения на дороге, включая правила перехода проезжей части, неспособность адекватно оценивать дорожную ситуацию, ориентироваться в сигналах транспортного светофора при выезде несовершеннолетних велосипедистов на проезжую часть. Отсутствие присмотра за детьми со стороны родителей также является одной из основных причин ДТП с участием детей.

Можно выделить несколько основных проблем высокого уровня детского дорожно-транспортного травматизма:

‒ низкая культура поведения на дорогах взрослых участников дорожного движения, как следствие, формирование неверного поведения у детей;

‒ отсутствие навыков правильного поведения детей на дорогах в силу их возрастных психологических особенностей;

‒ низкий уровень знаний правил дорожного движения, неспособность их применять на практике;

‒ отсутствие систематической работы в области безопасности детей, как участников дорожного движения;

‒ недостаточное обеспечение процесса воспитания безопасности детей научно-методическими материалами;

‒ отсутствие должного контроля над поведением детей со стороны их родителей.

Дорожно-транспортный травматизм детей в России во много раз превышает уровень травматизма в других странах, следовательно, стоит повысить уровень подготовки детей по безопасному поведению на дорогах с раннего детства, что может в разы снизить количество дорожно-транспортных происшествий по вине детей и с их участием.

Каждый родитель уверен, что ДТП может произойти с кем угодно, только не с его ребенком, который точно знает правила поведения на дороге и ни при каких обстоятельствах не будет их нарушать. Но у детей совершенно не развито чувство опасности, они не способны правильно оценить дорожную обстановку, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Последствиями ДТП зачастую являются психологические потрясения, которые могут не проявляться сразу и физические увечья, не позволяющие вести полноценный образ жизни. Реабилитационный период после дорожно-транспортных происшествий затягивается на несколько лет.

Из-за растущей интенсивности движения транспортных средств на дорогах увеличивается и количество ДТП, и в данном случае личный опыт ребенка неприемлем, а значит необходимо обучать детей безопасному поведению на улицах с учетом их возрастных психофизиологических особенностей, которые не позволяют детям быстро и четко оценивать стремительно меняющуюся обстановку. В силу возрастных особенностей у детей сужено поле зрения, внимание ребенка еще не может распределяться на несколько объектов, он не в состоянии определить скорость автомобиля, рассчитать расстояние до него и предугадать действия водителя. В тех случаях, когда ребенку необходимо быстро оценить обстановку и сделать выбор поведения, он может непроизвольно впасть в состояние оцепенения. Исследования показали, что чем сложнее возникшая ситуация и чем быстрее ребенку необходимо принять решение, тем медленнее ребенок реагирует из-за процессов торможения в центральной нервной системе.

Возрастные особенности детей не позволяют им четко определять источник звука, глядя на приближающееся транспортное средство, они способны его не видеть, так как их внимание в данный момент может быть сосредоточено на более интересных объектах или собственных мыслях и переживаниях. Все это происходит из-за избирательности детского внимания. Еще одной отличительной чертой детского восприятия окружающей действительности является размер транспортного средства, чем он больше, независимо от скорости движения, тем большую опасность в нем видит ребенок. В то же время маленький автомобиль, даже с высокой скоростью движения, не рассматривается ребенком как источник повышенной опасности.

Необходимая безопасность поведения на дорогах формируется не только из знаний Правил дорожного движения, с их помощью достигается лишь 10 %, остальное достигается путем прогнозирования изменений дорожной обстановки и способностью принимать решения, соответствующие ей. В процесс обучения детей правилам дорожного движения необходимо включать изучение тех нарушений, которые могут возникать на дорогах и провоцировать возникновение потенциально опасных ситуаций, чтобы ребенок умел правильно реагировать на них и принимать верные решения по отношению к другим участникам дорожного движения. В ребенке необходимо развивать инстинкт самосохранения. Детям свойственно подражать поведению родителей, значит задача родителей вести себя безопасно, соблюдая требования правил дорожного движения и закладывая в ребенке безопасное поведение на дороге.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процесс подготовки детей к безопасному поведению на дорогах необходимо включать следующее:

  1. Систематизацию данных по безопасности на дорогах из различных отраслей.
  2. Внедрение воспитательных процессов по безопасному поведению на дорогах в детских и молодежных организациях.
  3. Проведение комплексных мероприятий по формированию безопасного поведения детей на дорогах с учетом их возрастных психофизиологических особенностей развития.
  4. Формирование сообществ, способных осуществлять педагогическую и психологическую поддержку, а также правовое и методическое обеспечение процесса воспитания безопасного поведения детей как участников дорожного движения.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2007.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2005.
  4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008, № 8.
  5. Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2017 г. www. gibdd.ru/stat
  6. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. — М.: Сфера, 2008.
  7. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, дорога, детский дорожно-транспортный травматизм, участие детей, безопасное поведение детей, дорожная обстановка, проезжая часть, родитель.

Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в

В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский...

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Сами дети довольно часто, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.

Значительная часть деятельности педагогов по обучению детей правилам дорожного

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых

Дорога — идеальный способ не только давать знания, но прежде всего, закреплять у детей навыки безопасного поведения на улице.

Правила дорожного движения — закон жизни | Статья в сборнике...

Детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Актуально и просто жизненно необходимо обучать детей Правилам дорожного движения.

Цель: Уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге.

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских...

Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята...

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в

В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский...

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Сами дети довольно часто, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.

Значительная часть деятельности педагогов по обучению детей правилам дорожного

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых

Дорога — идеальный способ не только давать знания, но прежде всего, закреплять у детей навыки безопасного поведения на улице.

Правила дорожного движения — закон жизни | Статья в сборнике...

Детский дорожно-транспортный травматизм в России по своим показателям в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского...)

Актуально и просто жизненно необходимо обучать детей Правилам дорожного движения.

Цель: Уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге.

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских...