Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)
Автор: Прокопова Варвара Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.09.2018
Статья просмотрена: 107 раз
Библиографическое описание:
Прокопова, В. А. Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники») / В. А. Прокопова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14509/ (дата обращения: 08.05.2024).
В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».
Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, самостоятельная деятельность, геометрия.
В последние годы в нашем обществе произошли кардинальные перемены в понимании целей процесса обучения и путях их реализации. От знаний, умений и навыков, как основного результата образования, произошел переход к подготовке обучающихся к реальной жизни. Теперь главной задачей является всестороннее содействие формированию личности учащегося, который сможет уверенно занять активную общественную позицию, быстро сориентируется в изменяющихся ситуациях, успешно решит проблемы, вставшие перед ним, применяя, самостоятельно полученные знания, которые необходимы для продуктивной работы.
Исходя из данных изменений в образовании, значительное место занимает формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт общего образования (ФГОС ОО) в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты [2]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Школьный курс геометрии имеет большие возможности раскрытия способностей учащихся. Поскольку именно геометрия знакомит учащихся с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения, формирует необходимые представления об окружающем нас мире. Геометрия дает метод научного познания, способствует развитию логического мышления. Кроме этого, она способствует приобретению нужных практических навыков в изображении, моделировании, конструировании, измерении. Изучение геометрии играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическим умениям (анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез), влияя на обучение других дисциплин.
Возникает проблема организации процесса обучения геометрии, при котором познавательная деятельность будет содействовать формированию и развитию логических универсальных учебных действий, вследствие чего, они станут умениями. Для решения данной проблемы существует множество способов, различных видов и форм обучения.
Самостоятельная деятельность, как средство обучения [1] может использоваться в процессе обучения геометрии. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования логический умений при самостоятельной деятельности учащихся. В то же время, данное средство обучения вызывает у многих учащихся серьезные затруднения. Он требует эмоционального и умственного напряжения, порождает множество вопросов, ошибок, сомнений и переживаний.
Самостоятельная деятельность может быть дифференцирована по характеру помощи учащимся (Группа А, Группа Б, Группа В). Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся, при этом, для тех, кто испытывает затруднения в решении задачи (Группа А, Группа Б), оказывается некоторая помощь (памятка, план, карточка с наводящими вопросами, рисунок, чертеж, начало или частичное выполнение задачи).
Рассмотреть данную дифференциацию можно на примере задачи по теме «Применение подобия к решению задач»:
Группа А
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, соответственно, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Заполните пропуски в решении задачи (Таблица 1).
Таблица 1
|
Утверждение |
Обоснование |
а) |
MN||АВ |
По теореме о … |
MNC=… |
По … параллельных прямых (MN||АВ, АС-…) о … углах |
|
… |
Т. к. А=С иMNC=… |
|
MNC-равнобедренный |
По … |
|
б) |
MC=… CN=… |
По … о средней линии |
MN= … |
По … о средней линии |
|
РМNC=MN+…+…=… + … + +…=…(…+…+…)= … РАВC=… см |
Группа Б
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Указание. Покажите, что
а) 1. MN||АВ
2.MNC=С
3. MNC-равнобедренный
б) 1. MC=ВС, MN=АВ, NC=АВ
2. РМNC =РАВC
Группа В
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Кроме геометрических задач на доказательство или нахождение величины в процессе самостоятельной деятельности на уроках геометрии, учащиеся могут выполнять задания творческого характера, направленные на развитие логических универсальных действий.
Рассмотрим задание на примере темы «Применение подобия к решению задач»: Сформулируйте условия (составьте задачу), при котором треугольники АВС и А1В1С будут подобны (рис. 1).
Рис. 1
Учащиеся в ходе своих размышлений могут рассматривать различные ситуации для необходимого условия подобия треугольников (А1В1-средняя линия или В1=В, или А1В1||АВ и тд). Данное задание способствует формированию синтеза, анализа и других логических УУД, а также творческому потенциалу учащихся.
Формирование логических УУД в процессе самостоятельной деятельности является приоритетным направлением в деятельности учителя на уроках геометрии. Сформированность таких умений, как аргументировать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы и др. обеспечивает учащимся успех не только в обучении, но и в реальных жизненных ситуациях.
Как показывает опыт преподавания, данные виды заданий естественно включаются в технологию обучения. Они создают условия для формирования логических УУД, существенно повышая уровень их развития. Задачи дифференцированные по характеру помощи учащимся доступны для учеников любой степени математической подготовки и позволяют даже слабоуспевающим развивать логические УУД.
Литература:
- Тараник В. И. Практические работы по геометрии как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся основной школы: автореферат дис.... к.п.н. — Волгоград, 2010.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://минобрнауки. 10.03.18
Похожие статьи
Методическая разработка урока математики на тему...
— Ваша группа составит выражение задачи. Приступим к записи решения задачи на «планшетах».
Защита способов решения группами задачи.
Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами...
Похожие статьи
Методическая разработка урока математики на тему...
— Ваша группа составит выражение задачи. Приступим к записи решения задачи на «планшетах».
Защита способов решения группами задачи.
Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами...