Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте / Т. Г. Брюханова, Е. Д. Быкова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14491/ (дата обращения: 07.05.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) указано, что одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [2,с.5]. Особо подчеркивается важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. В трудах Д. Б. Эльконина определяется, что в дошкольном возрасте происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в социальных нормах. В этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребёнка о личности и социальном поведении [3, с.47]. Таким образом, задача по развитию социального интеллекта в дошкольном возрасте приобретает особую актуальность.

Мы опираемся на концепцию исследователя А. И. Савенкова и понимаем социальный интеллект как вид интеллекта, который определяет адекватность понимания поведения людей и обеспечивает адаптацию человека в социуме [1, с.94]. Представим в качестве примера несколько занятий, направленных на развитие социального интеллекта применительно к эмоциям интереса, печали, гнева и отвращения.

Занятие 1. Цель: формирование социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим интерес

Задачи:

  1. 1.уточнять представление детей об эмоции «интерес»;
  2. формировать умение оценивать проявление интереса (социальная интуиция)
  3. формировать умение определять варианты развития ситуации, связанной с проявлением интереса (социальное прогнозирование)

План занятия:

Вводная часть. Упражнение «Приветствие»: Предложить сказать всем «Доброе утро!» с различной громкостью голоса.

Упражнение «Кто у нас в гостях»: звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?

Основная часть. Просмотр кадров мультфильма «Котенок по имени Гав» — интерес котенка к еде, которая принадлежала его соседям; «Заюшкина избушка» — интерес петушка к беде зайки.

Беседа: — Чего хотелось котенку, когда смотрел на пса с костью, кота, съевшего рыбу? Как вы думаете, котенок раньше видел сосиски? Как вы догадались, что нет? Можно ли назвать то, что котенок проявил интерес к чужой еде, плохим поступком? Почему? Интерес петушка к чужой беде — хороший или плохой поступок? Почему? Ролевое проигрывание: дети в парах изображают героев, воспитатель обращает внимание на мимику и пантомимику героя, достоверно передающего чувство интереса.

Дискуссия: «Интерес — в каких случаях его проявлять хорошо, а в каких случаях плохо?».

Мозговой штурм: «Ваня принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Ребятам новая игрушка Вани очень интересна, так как никто таких игрушек еще не видел, и все хотят ее рассмотреть. Что сделать, чтобы игрушку рассмотрели все (удовлетворили свой интерес) и никому не было обидно?»

Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство интереса? В каких случаях проявлять интерес будет правильным поступком, а в каких — нет?

Занятие 2. Цель: формирование социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим печаль

Задачи:

  1. уточнять представления детей об эмоции печали
  2. формировать умение оценивать проявление эмоции печали (социальная интуиция)
  3. формировать умение определять варианты развития ситуаций, связанных с проявлением эмоции печали (социальное прогнозирование)

План занятия:

Вводная часть. Упражнение «Приветствие: ласковые имена»: предложить детям поздороваться друг с другом, назвав ласково по имени.

Основная часть.

Просмотр кадров мультфильма «Болек и Лелек: больной зуб» — перед Болеком сидит Лелек, у которого сильно болит зуб; Болек хочет помочь другу. Беседа:

— Что чувствует Лелек? Почему? Как вы это поняли? Когда вы испытываете чувство печали? Как вам помогают друзья?

Ролевое проигрывание: дети изображают друзей, один из которых измучен зубной болью.

Мозговой штурм: «У Лелека болит зуб, но он не идет к врачу. Как помочь другу?».

Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство печали?

Занятие 3. Цель: формирование социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим гнев

Задачи:

  1. уточнять представления детей об эмоции гнева
  2. формировать умение оценивать проявление эмоции гнева (социальная интуиция)
  3. формировать умение определять варианты развития ситуаций, связанных с проявлением эмоции гнева (социальное прогнозирование)

План занятия:

Вводная часть. Упражнение «Приветствие: солнечные лучики»: предложить детям поздороваться друг с другом так, как нас обогревает свет солнца — ласковой улыбкой, легким объятием.

Основная часть.

Упражнение «Кто у нас в гостях»: звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?

Просмотр кадров мультфильма «Незнайка на Луне» — гнев Знайки из — за того, что Незнайка украл лунный камень; «Вовка в тридесятом царстве» — гнев Вовки перед Василисой Премудрой, решившей его поучить арифметике. Беседа:

— Что сделал Незнайка? Что чувствует Знайка, когда обнаруживает пропавший камень у Незнайки? Как вы об этом догадались? Прав ли Знайка? Почему вы так решили? Что чувствует Вовка, когда Василиса учит его арифметике? Прав ли он? Почему?

Ролевое проигрывание: дети изображают Знайку, который затевает драку, Незнайку, пытающегося оправдать себя; Вовку, кричащего «Не хочу! Не буду!». Воспитатель обращает внимание на мимику и пантомимику героев, причину, по которой Знайка грозит Незнайке не взять его в полет на Луну; причину, по которой злится Вовка.

Дискуссия: «Гнев — в каких случаях он полезен, а в каких — нет?».

Мозговой штурм: «Что сделать Незнайке, чтобы Знайка перестал гневаться».

Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство гнева? В каких случаях проявлять гнев будет правильным поступком, а в каких — нет?

Занятие 4. Цель: формирование социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим отвращение

Задачи:

  1. уточнять представления детей об эмоции отвращения
  2. формировать умение оценивать проявление эмоции отвращения (социальная интуиция)
  3. формировать умение определять варианты развития ситуаций, связанных с проявлением эмоции отвращения (социальное прогнозирование)

План занятия:

Вводная часть. Упражнение «Приветствие: делаем подарки»: предложить детям поздороваться друг с другом и вручить воображаемый подарок, изобразив его жестами.

Основная часть.

Упражнение «Кто у нас в гостях»: звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?

Просмотр кадров мультфильма «Приключения Буратино» — отвращение героя перед приемом касторки; «Ишь ты, масленица!» — отвращение, которые испытывает мальчик перед проявлением жадности со стороны богача. Беседа: — Что хочет сделать Мальвина? Почему она хочет, чтобы Буратино принял горькую касторку? Что чувствует Буратино? Почему? Какое чувство испытывает мальчик — бедняк, когда видит богача, забирающего кувшин с маслом? Почему?

Ролевое проигрывание: дети изображают Мальвину и Буратино; мальчика — бедняка и богача. Воспитатель обращает внимание на мимику и пантомимику героя, заостряет внимание детей на причине, вызвавшей чувство отвращения.

Дискуссия: «Отвращение — в каких случаях его проявлять хорошо, а в каких случаях плохо?».

Мозговой штурм: «Дима прячет от своего друга Саши игрушку, утерянную им, так как хочет забрать ее себе. Саша видит это и испытывает отвращение перед таким поступком. Дима не хочет ссориться и отдает игрушку Саше, но он отказывается. Как мальчикам сохранить дружбу?».

Заключительная часть. Вопросы. Как вы поймете, что человек испытывает чувство отвращения? В каких случаях проявлять отвращение будет правильным поступком, а в каких — нет?

Литература:

  1. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества/А. И. Савенков // Психология. — 2005. — № 4. — C. 94–101
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М: 2013г.
  3. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры. — В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. — М.:1966.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, вводная часть, заключительная часть, мозговой штурм, основная часть, план занятия, представление детей, ролевое проигрывание, социальная интуиция, социальное прогнозирование.

Похожие статьи

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет...

Согласно ФГОС, основной целью социально-коммуникативного развития является

Дети на примере проигрывания взрослых взаимоотношений понимают, что общение является

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике.

Похожие статьи

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет...

Согласно ФГОС, основной целью социально-коммуникативного развития является

Дети на примере проигрывания взрослых взаимоотношений понимают, что общение является

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике.