Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам
Авторы: Пешков Дмитрий Владимирович, Пономарев Андрей Сергеевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.08.2018
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Пешков, Д. В. Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам / Д. В. Пешков, А. С. Пономарев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14457/ (дата обращения: 05.11.2024).
Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, обучающихся в военных вузах.
Ключевые слова: адаптация, курсант, физическая подготовка, здоровье, физические нагрузки, организм, адаптационный потенциал, войска национальной гвардии Российской Федерации.
The authors of this article analyze the methods of training cadets used today for their initial adaptation to the high pressures associated with military life, take into account the importance of adaptation and load distribution for cadets of junior courses studying in military universities.
Key words: adaptation, cadet, physical training, health, physical activity, organism, adaptation potential, troops of the National Guard of the Russian Federation.
Проблема адаптации организма к физическим нагрузкам стала одной из актуальных проблем не только биологии и медицины, но и спорта, в том числе она затрагивает и курсантов, недавно поступивших в высшие военные учебные заведения войск национальной гвардии.
Данной проблеме уделяют большое внимание такие научные деятели, как Макеев В. С., Галина А. Г., кандидат педагогических наук, Кудрявцев М. Д., доктор педагогических наук.
Вначале необходимо понять, что же такое вообще адаптация.
Адаптация — это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Адаптация в организме любого человека является залогом эффективной деятельности и крепкого здоровья. Знание определённых закономерностей адаптации человека к высоким физическим нагрузкам — является основой наилучшего использования физических упражнений для рациональной тренировки курсантов, направленной на повышение их работоспособности, улучшение их самочувствия, реализации генетического потенциала к развитию. [1]
Важно так же то, что любое изменение влияет на организм в целом и осуществляется с помощью основных принципов реагирования организма, как живой системы.
Адаптация к образовательному процессу курсантов вузов войск национальной гвардии усложняется специфическими условиями, которые связанны с соблюдением субординации, ограничением свободы передвижения, ношением форменной одежды, жёстко установленным распорядком дня, нахождением в замкнутом коллективе, участием в строевой подготовке, внутренних нарядах, хозяйственных работах, самоподготовке.
Постоянное чередование деятельности с высокой физической и интеллектуальной нагрузкой, с одной стороны, с высокой двигательной активности и серьёзным напряжением нервной системы, — с другой, часто сопровождаются негативными эмоциями, значительным утомлением курсантов и лишними энергозатратами. Это в целом не способствует эффективному процессу адаптации курсантов к высоким физическим нагрузкам. [2]
В основу системы полифункциональной (одновременно выполняющей несколько функций) и комплексной физической подготовки важно, чтобы было включено педагогическое воздействие, способствующее психокоррекции психических состояний, профилактике утомления и возникающих стресс-факторов. [4]
Метод физической подготовки курсантов, военных вузов войск национальной гвардии, на практике реализован в первую очередь через базовый уровень физической и профессионально-прикладной направленности тренировок и развивающих упражнений.
Также очень важно отметить, что именно качество подготовки к военной службе молодежи, предвузовского и вузовского возрастов, является тем самым главным звеном, сосредоточив основные усилия на котором, можно строить войска национальной гвардии.
Адаптацию курсантов в общем можно разделить на два вида: срочная и долговременная. [3]
Срочная адаптация состоит из трёх, последовательных, стадий:
- Адаптация (представляет собой усиление деятельности), которая является компенсирующим фактором недостаточного развития структур и функций организма, а также неоправданного и чрезмерного расхода энергии.
- Устойчивое состояние, когда все системы организма готовы выполнить предстоящие физические нагрузки, которые соответствуют уровню развития систем и органов человека.
- Превышение возможностей организма на предлагаемый уровень физической нагрузки, что часто вызывает нарушение баланса между запросом и способностью организма к его удовлетворению.
Эти стадии обеспечивают процессы, срочной, адаптации связанные с повышением работоспособности систем организма и внутренних органов: увеличивается частота дыхания, частота сердечного сокращения, активизируется симпатический отдел вегетативной нервной системы, больше расходуются аденозинтрифосфорная кислота, кретинфосфат, гликоген. При развитии спортивного мастерства величина реакции организма на обычную физическую нагрузку заметно уменьшается. Это указывает на повышение выносливости, возможностей организма и уровня двигательной активности на этапе срочной адаптации. [5]
Соответственно, при адаптации в организме раскрываются его скрытые возможности, которые проявляются, зачастую, только в экстремальных случаях и именно в начале первого периода адаптации, тогда при повышенных физических нагрузках проявляет свои возможности гиперфункция, но при этом ещё остаются неопределёнными многие структурные показатели организма. Такие физические нагрузки увеличивают резкое повышение уровня белка в тканях мышц или ускоренному строительству дополнительных структурных единиц, адекватных развитию других систем организма. За 2–3 месяца тренировок при постоянных трёхразовых занятиях в неделю масса мышечных тканей увеличивается на 15–30 %, а объём сердечной мышцы увеличивается на 200 см3. Максимальное потребление кислорода увеличивается на 10–15 %. Указанные показатели являются характерными для долговременной адаптации, которая включает в свою структуру четыре, последовательные, стадии.
- При систематическом выполнении физических нагрузок происходит суммирование срочных адаптационных реакций.
- Нормальная рабочая гипертрофия (увеличение) структурно-функциональных единиц и систем организма курсантов.
- Повышение резервных возможностей систем организма, где находят выражение накопленные резервы, в том числе и увеличение буферных ёмкостей (экосистема организма).
- При физических нагрузках, превосходящих пределы компенсаторных возможностей и адаптационных ресурсов организма, проявляется форма патологической дистрофии (нарушение питания органов и тканей) структурных единиц и систем тела человека. Подобный факт имеет тесную зависимость и связь от нерационального учебно-тренировочного процесса, малого времени, выделяемого на отдых при физических нагрузках, излишнего перенапряжения от перенесённых заболеваний или выполнении трудных двигательных действий.
Таким образом, механизм долговременной адаптации можно описать следующим образом:
- рост и накопление, структурных элементов органов и тканей, которые обеспечивают прирост резервов для функциональной активности;
- эффективнее начинают работать координационные структуры двигательных актов;
- совершенствуется регуляция механизмов, которая обеспечивает согласованную деятельность различных элементов функциональных систем;
- к особенностям соревновательных и тренированных нагрузок приспосабливается психическое состояние человека, выполняющего большие по объёму и интенсивности физические упражнения.
Эффективность системы определяется уровнем адаптации курсантов к климатическим факторам на основе соблюдения баланса между состоянием организма и окружающей среды, что проявляется в осознанном изменении своего поведения с целью сохранения оптимального функционирования организма в течении, учебного года в предлагаемых образовательных условиях, вследствие чего реализуется индивидуальная траектория развития личности, её функциональных, психических и физических возможностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация в становлении курсанта, как полноценного военнослужащего играет одну из первостепенных ролей. Неважно, какая будет проходить адаптация срочная или долговременная. Главное, что при правильном распределении нагрузки, выборе физических упражнений и мотивации, возможно, добиться необходимого результата.
Литература:
- Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 380 с.
- Галимов Г. Я. Биоритмы: жизнь, движение, адаптация. Улан — Удэ: Изд-во Бурят. Гос. Ун-та, 1998. 89с.
- Галимова А. Г. Повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами кроссфит: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Улан-Удэ, 2017. 26с.
- Кузнецов А. Ф. Интеграция учебной и спортивно-массовой работы по физической подготовке для повышения уровня физической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России / А. Ф. Кузнецов, В. А. Торопов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — № 1. — С. 185–191.
- Макеев В. С. Физическая подготовка сотрудников ОВД к выполнению служебных задач в различных условиях внешней среды: монография / В. С. Макеева, А. В. Кирилов А. В. Алдошин. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2009. 179с.
Ключевые слова
адаптация, здоровье, курсант, физическая подготовка, физические нагрузки, организм, адаптационный потенциал, войска национальной гвардии Российской ФедерацииПохожие статьи
Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ
В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход
В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...
Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)
В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...
Влияние спортивных игр на обучающихся в военных вузах
Российские военные вузы, входящие в состав Министерства обороны России, внимательно изучают вопрос влияния спортивных игр на обучающихся. Данная статья анализирует влияние спортивных игр на физическое и психологическое развитие курсантов, а также на ...
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Важность физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и специальных задач
Статья посвящена вопросу важности физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебных задач. Авторы рассматривают данный процесс как необходимое и комплексное явление, имеющее ряд особенностей в военно-профессиональной деятельности.
Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик
В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...
Проявление адаптивных аспектов личности первокурсников к образовательной среде военного института
Интенсивное развитие военной техники и вооружения в стране, требует качественной личностной профессиональной подготовки личного состава, а также повышения уровня подготовки военных специалистов в военных институтах. В связи с этим на первый план выдв...
Похожие статьи
Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ
В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход
В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...
Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)
В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...
Влияние спортивных игр на обучающихся в военных вузах
Российские военные вузы, входящие в состав Министерства обороны России, внимательно изучают вопрос влияния спортивных игр на обучающихся. Данная статья анализирует влияние спортивных игр на физическое и психологическое развитие курсантов, а также на ...
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Важность физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и специальных задач
Статья посвящена вопросу важности физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебных задач. Авторы рассматривают данный процесс как необходимое и комплексное явление, имеющее ряд особенностей в военно-профессиональной деятельности.
Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик
В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...
Проявление адаптивных аспектов личности первокурсников к образовательной среде военного института
Интенсивное развитие военной техники и вооружения в стране, требует качественной личностной профессиональной подготовки личного состава, а также повышения уровня подготовки военных специалистов в военных институтах. В связи с этим на первый план выдв...