Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исаева, Е. В. Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов / Е. В. Исаева, Г. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14375/ (дата обращения: 06.05.2024).



В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер, поэтому, при осуществлении коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи, возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей, у большинства из них имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание), нарушения артикуляционной моторики. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а именно использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика, элементы логоритмики, физминутки.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Глубоко ошибочное мнение многих родителей и даже педагогов о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Именно это ошибочное мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие дефекты звукопроизношения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности органов речевого аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Поэтому так необходимо обучать детей выполнению артикуляционных, дыхательных, мимических упражнений.

У детей с нарушениями в развитии речи также наблюдается недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. Функция руки и речи развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи дошкольника. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, а учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника — это игровая деятельность, то и развивать мелкую моторику необходимо в игровой деятельности, организуя различные пальчиковые игры.

Таким образом, в дошкольном возрасте с детьми, имеющими различные нарушения речи необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в общей системе коррекционно-логопедической работы не только специалистом — учителем-логопедом, но и всеми участниками педагогического процесса — воспитателями и родителями. Данные технологии можно включать в комплекс упражнений утренней гимнастики, в структуру занятий в качестве физкультминутки, в свободную деятельность детей в режиме всего дня.

Учитывая особенности протекания психических процессов у детей с нарушениями речи, здоровьесберегающие технологии необходимо использовать в игровой, занимательной форме.

Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы.

Проведение упражнений на материале стихотворных текстов — это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В своей работе мы используем авторские стихотворные тексты для проведения гимнастики, упражнений в рамках изучения конкретной лексической темы при групповых и индивидуальных формах работы с детьми

В данной статье мы представляем в качестве примера авторскую сказку в стихах по лексической теме «Осень», на материале которой дети в занимательной форме выполняют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную, мимическую гимнастику, а также упражнения, направленные на развитие общей моторики:

Осень много нам чудес приносит:

Грибы нам дарит лес-

Это чудо из чудес!

Наш веселый язычок не спеша отправился в лесок

(дети выполняют упражнение «Улыбка»)

Язычок лукошко взял

(упражнение «Чашечка», язык перед зубами),

В лес тихонько зашагал.

Корзинок много мы возьмем-

В них грибочки соберем

(упражнение «Грибок»)

А грибов здесь много разных:

Полезных, съедобных и даже опасных!

Познакомимся мы с ними

И наполним все корзины

(упражнение «Чашечка» язык за зубами).

Вдруг язычок увидел ручеёк.

(дыхательное упражнение «Подуть на высунутый язык»).

Перешел через мосток

Потом вышел на полянку:

А на ней мухоморы и поганки!

(мимическое упражнение)

Собирать не надо их, ясно?!

Для здоровья они опасны!!!

(мимическое упражнение)

Нам съедобные нужны

И для нас они важны!

(мимическое упражнение)

Аромат грибной вдыхаем

И корзинки заполняем

(дыхательное упражнение)

Раз, два, три-аромат грибов вдохни,

Три, четыре, пять-через рот всем выдыхать!

Познакомимся с грибами — вместе пальчики сгибаем

(пальчиковая гимнастика: поочередно загибают и разгибают пальчики)

  1. На пеньках сидят ребята тонконогие опята.
  2. У сосны семья маслят или рыжики стоят?
  3. Белый гриб, он царь грибов! Смотрите, важный какой!
  4. Гриб — сморчок: вместо гладкой шляпки смятый колпачок!
  5. В рыжих шляпках 3 сестрички — это лисички.

Должен каждый из вас знать,

Как грибы в лесу собирать:

Мы грибочки не срываем!

Ногами на них не наступаем!

И как мячики не бросаем!

Ногой в футбол в них не играем!

Осторожно лишь ножом

Ножки им срезаем!

(выполняют движения в соответствии с текстом)

До свидания, осенний лес!

Много было здесь чудес!

Все дары твои важны!

Мы беречь тебя должны!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, мимическое упражнение, нарушение речи, упражнение, дыхательное упражнение, занимательная форма, игровая деятельность, коррекционно-логопедическая работа.

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение. Обсуждение.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре теннисных мячиков (или по 2 каштана округлой формы).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, каштан, рука, смена рук, половина дня, мелкая моторика, логопедический час, индивидуальная...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два

‒ Развитие общей и тонкой моторики, кинестетистических ощущений, мимики, пантомимики...

Использование инновационных приемов по развитию...

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Описанные ниже упражнения проводятся в игровой форме (игра — основной вид деятельности дошкольников), вызывая интерес у детей, удерживая внимание на протяжении всего занятия.

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение. Обсуждение.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре теннисных мячиков (или по 2 каштана округлой формы).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, каштан, рука, смена рук, половина дня, мелкая моторика, логопедический час, индивидуальная...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два

‒ Развитие общей и тонкой моторики, кинестетистических ощущений, мимики, пантомимики...

Использование инновационных приемов по развитию...

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Описанные ниже упражнения проводятся в игровой форме (игра — основной вид деятельности дошкольников), вызывая интерес у детей, удерживая внимание на протяжении всего занятия.