Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никифорова, Л. В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности / Л. В. Никифорова, Т. П. Трубачева, Ю. С. Черданцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13690/ (дата обращения: 28.04.2024).



Современные изменения в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его творчества, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить [1]. Развитие творчества у детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе ‒ В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности ‒ Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьева, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3.И. Теплова ‒ стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Исходя из этого, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений — или образовательных областей развития воспитанников:

– социально-коммуникативное развитие,

– познавательное развитие,

– речевое развитие,

– художественно-эстетическое развитие,

– физическое развитие.

Также в ФГОС дошкольного образования представлены целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Как педагоги речевых групп, наиболее важными из них, мы посчитали следующие:

– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для достижения указанных ориентиров наиболее целесообразной стала работа по социально-коммуникативному и речевому развитию в сочетании с художественно-эстетическим развитием с осуществлением определенного ряда задач, а именно:

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

– формирование позитивных установок к различным видам творчества;

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– восприятие музыки, художественной литературы,

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Наиболее полно реализовать указанные задачи стало возможным в творческой деятельности, одной из которых в ДОУ является театрализация, организация праздников и развлечений для детей.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [7, с. 4]. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализация представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства, объединяет в единое целое средства выразительности, имеющиеся в каждом виде деятельности, тем самым создавая условия для воспитания целостной творческой личности, что и способствует достижению целевых ориентиров современного образования.

Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, развивают воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Подготовка и проведение праздника в детском саду — долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, хореографа, учителя-логопеда и, конечно, же детей.

В нашем детском саду при подготовке детских утренников участие педагогов выражается в значительной работе над сценарием, в переработке произведения под определенную группу детей с выделением, дополнением многих ролей, подбором песенного репертуара, танцев, атрибутов, костюмов и многого другого. Особое внимание уделяется распределению ролей — ведь надо учесть особенности характера юных актеров, их речевые, исполнительские способности и дать возможность реализоваться каждому ребенку группы и стимулировать рост творческих способностей детей.

При подготовке театрализованных утренников для детей младшего возраста участие детей в постановках происходит совместно со взрослыми, но чем старше становятся дети, тем больше степень их самостоятельного участия.

Таким образом, к подготовительной группе дети подходят с определенным исполнительским опытом, немалым творческим потенциалом и на последующих праздниках развлечения и игры постепенно вытесняются выступлениями детей, а педагогам же остается только контролирующая роль.

Так, педагогам старших групп нашего детского сада, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, над движениями, позами, мимикой — образом в целом — удается ненавязчиво обогащать, активизировать лексический запас ребенка, совершенствовать грамматическую и звуковую культуру его речи, её интонационную выразительность. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь. У детей формируется социально-значимое самосознание, способствующее преодолению трудностей общения, снятию зажатости, неуверенности в себе, они становятся более раскрепощенными, творческими и активными.

Все это даёттеатрализованная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводятдетей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание,развивают способностьпоставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Педагогами нашего ДОУ изготовлены музыкально-дидактические игры, театры различного вида, собрано множество методической, драматической и нотной литературы; подобранны комплекты аудиозаписей и различных звуков, создана архивная видеотека проведенных мероприятий, накоплены презентации, создаваемые к театрализованным утренникам.

С целью повышения интереса к творческой деятельности, к народному творчеству, расширения кругозора и обогащения знаний детей педагогом старшей группы была разработана и проведена проектная деятельность по ознакомлению детей с историей возникновения кукол. Педагог рассказала и показала дошкольникам разные виды кукол, их назначение в среде народного быта. Для детей и родителей был проведен мастер-класс, где они сами смогли изготовить тряпичную куклу-оберег. По итогам проекта педагог организовала выставку народных кукол, а также кукол и игрушек, которыми играли в детстве мамы и бабушки воспитанников. Так же на протяжении реализации проекта воспитатель знакомила детей с русскими народными сказками, в которых упоминаются игрушки, организовывала продуктивную деятельность по изготовлению одежды для бумажных кукол, разучивала с детьми стихи, потешки и загадки. В своей работе над проектом педагог стремилась воспитывать уважение и интерес к культуре и обычаям своего народа, а также подтолкнуть детей к обыгрыванию народной игрушки, включению её в творческие игры детей, внесению новых элементов в драматизацию прослушанных народных сказок.

Несомненно, включение детей в работу над проектом способствовало формированию познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития, развитию социального и эмоционального интеллекта, созданию позитивных установок к различным видам творчества, развитию воображения, значительному росту и обогащению словаря; развитию связной, правильной речи и, таким образом, формированию разносторонне развитой, творческой и гармоничной личности.

В окончании старшего дошкольного периода, незадолго до выпуска детей из подготовительной группы, в нашем ДОУ проводится конкурс чтецов, ставший еще одним традиционным творческим мероприятием. К участию в конкурсе приглашаются дети подготовительной логопедической группы и поэтому целью конкурса стала реализация полученных навыков правильной, выразительной речи в условиях творческого выступления, а также привлечение внимания детей, родителей и педагогов к жанру детской поэзии.

Основной темой наших конкурсов становится какое-то общественно значимое событие — юбилей празднования Дня Победы в ВОВ, областной Праздник День шахтеров, защита экологии и т. п. В каждой теме выделяется несколько различных номинаций, близких и понятных дошкольникам.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы: 1) в процессе театрализованной игры дети узнают об окружающем мире; 2) развиваются психические процессы; 3) совершенствуется моторика; 4) развивается эмоционально-волевая сфера; 5) происходит коррекция поведения; 6) развивается чувство коллективизма; 7) происходит развитие творческих способностей.

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. — 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. — 320 с
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. — 128 с.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. — 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 160 с.
  7. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–6 лет / под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, дошкольный возраст, педагог, речевое развитие, детская литература, диалогическая речь, дошкольное образование, звуковая культура.

Похожие статьи

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через... ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст... Развитие речи дошкольника через ситуации общения.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития...

театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь, диалог, дошкольник, педагог, образ, фольклорное произведение, сюжетная игра, спектакль.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, игра, кукольный театр, театр, родной язык, различный вид театра, дошкольный возраст, вид театра.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Библиографическое описание: Величко О. А. Развитие речи детей через театрализованную деятельность [Текст]

Очень важно совершенствовать диалогическую речь, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Театрализованная деятельность как средство развития речи...

ребенок, театрализовано-игровая деятельность, речевая коммуникация, кукольный спектакль, художественная деятельность, театрализованная деятельность, родной язык, развитие ребенка, нарушение речи...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...

Похожие статьи

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через... ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст... Развитие речи дошкольника через ситуации общения.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития...

театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь, диалог, дошкольник, педагог, образ, фольклорное произведение, сюжетная игра, спектакль.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, игра, кукольный театр, театр, родной язык, различный вид театра, дошкольный возраст, вид театра.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Библиографическое описание: Величко О. А. Развитие речи детей через театрализованную деятельность [Текст]

Очень важно совершенствовать диалогическую речь, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Театрализованная деятельность как средство развития речи...

ребенок, театрализовано-игровая деятельность, речевая коммуникация, кукольный спектакль, художественная деятельность, театрализованная деятельность, родной язык, развитие ребенка, нарушение речи...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...