Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тавстуха, О. Г. Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру / О. Г. Тавстуха, А. А. Муратова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13618/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей возрастной предпосылкой определена обостренная эмоциональная чувствительность дошкольника к внешним раздражителям. Специально организованный педагогический процесс обозначен как значимое средство становления эстетического отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: эстетическое отношение к окружающему миру, становление эстетического отношения, дошкольный возраст, дошкольник, возрастные возможности.

Социально-экономические изменения оказывают влияние на различные сферы жизнедеятельности человека — социальную, экономическую, правовую, образовательную, культурную. На духовное и нравственное развитие растущего человека оказывает значительное влияние современная социокультурная ситуация, характерная приоритетами материальных ценностей и досуговой составляющей деятельности.

В сложившихся условиях актуализируются педагогические аспекты формирования гармоничной личности в дошкольный период. Одним из таких аспектов выступает художественно-эстетическое развитие, обеспечивающее становление эстетического отношения к окружающему миру, направленное на гармонизацию человека с самим собой и с внешним миром.

Эстетическое отношение к окружающему миру — это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Оно заключается не только в восприятии внешней стороны окружающего мира, но и в восприятии его внутреннего состояния, настроения, характера. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь отличать эстетические категории прекрасного и безобразного, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам.

Признаком развитого эстетического отношения является осознанное переживание личностью единства с миром. Испытывая чувство единства, человек открывает в объектах и явлениях окружающего мира внутреннее содержание, соотносимое с его собственным. Эстетическое отношение раскрывает самоценность предметов и явлений окружающего мира, носит характер бескорыстности, изменяет отношение к нему человека, делая положительным его самоощущение в мире.

Особенностью эстетического отношения является его социальный характер и культурно-историческая обусловленность. Эстетическое отношение определяется социальными условиями и практической деятельностью человека, направленной на освоение реальной действительности и связано с понятием прекрасного.

По мнению А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, раскрытие эстетической и нравственной сущности предметов и явлений окружающего мира осуществляется в процессе специально организованной взрослым образовательной деятельности ребенка. В ходе такой деятельности осуществляется взаимодействие ребенка с людьми, живой и неживой природой, предметами [3].

Эстетическое отношение к окружающему миру не является врожденным качеством человека. Его становление возможно в дошкольном возрасте при специально организованном педагогическом процессе.

В настоящее время значимость становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру актуализируется в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где оно включено в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (п.2.6).

Логика нашей работы требует выявления возрастных возможностей дошкольников для становления исследуемой дефиниции.

Мы придерживаемся теории возможностей Дж. Гибсона, согласно которой возможности — это то, то предоставляется объекту /явлению, чем он обеспечивается и что ему предлагается [1]. В математической теории возможность выражается в относительной оценке предпочтительности одного в сравнении с другим. Теория возможностей позволяет моделировать реальность на основе опытных фактов, знаний, гипотез и суждений; проверять адекватность построенных моделей и на их основе оценивать характеристики изучаемых процессов и явлений [6].

Возрастные возможности становления эстетического отношения к окружающему миру должны предполагать интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, деятельностные способности, свойственные детям дошкольного возраста.

Д. И. Фельдштейн отмечает, что при опережении в своем развитии сверстников 20–30 летней давности, при обладании многими новыми способностями и возможностями современные дошкольники характеризуются снижением желания активной деятельности, ростом эмоционального дискомфорта, недоразвитием мотивационно-потребностной сферы, неразвитостью внутреннего плана действия, сниженным уровнем детской любознательности и воображения, дефицитом произвольности в умственной и в двигательной сфере дошкольника [7]. Данные тревожные факты необходимо учитывать в образовательном процессе, направленном на становление эстетического отношения дошкольника к окружающему миру и способствующем эмоциональному, интеллектуальному, духовному развитию ребенка.

Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения [2].

Становление эстетического отношения в дошкольном возрасте осуществляется на основе фундаментальной человеческой способности к мышлению и речи. Функциональная асимметрия мозга в этом возрасте обусловливает образно-чувственное восприятие действительности, определяющее образно-наглядное освоение мира. Ведущей характеристикой образно-наглядного выступает аттрактивное (привлекательное) как источник удовольствия, имеющий физиологическую природу. Следствием аттракции являются элементарные эстетические реакции на внешние явления, которые связаны с повышением содержания эндорфинов в мозгу и оказываются основой становления эстетического отношения.

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» отмечается, что обучение через чувства в раннем детстве является основой образования. Если взаимодействие ребенка и педагога проходит без учета чувственных аспектов, то возникает опасность утраты врожденной чувствительности и способности учиться посредством чувств [5].

Таким образом, в дошкольном возрасте эстетическое отношение складывается и существует на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей»: света, цвета, звука, ритма — того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.

Традиционная российская дошкольная педагогика, построенная на глубоких психолого-педагогических исследованиях, предполагает выделение в дошкольном возрасте четырех значимых возрастных периодов, сообразно которым в детских садах дети разделяются по четырем группам, начиная с трех лет: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы.

В трёхлетнем возрасте начинает проявляться собственно эстетическое отношение, его предпосылками, кроме выше обозначенных, становится воображение, осознание нереальности снов, различение мечты и реальности. В этом возрасте ребенок уже способен к эстетическому преобразованию предметов (изменению цвета, формы, величины, довоссозданию предметов и объектов), к ощущению чувства удовлетворения от созданного, к чувству радости от созерцания.

Данный возраст позволяет педагогу развивать восприятие ребенка: выделять предмет из окружающей среды, сенсорно определять его форму, объем, цвет; называть форму, объем, цвет; позволяет формировать эстетические представления.

В четыре года ребёнок способен к осмыслению пар мировоззренчески-эстетических категорий: привлекательное-непривлекательное, доброе — злое, красивое — безобразное /некрасивое. Он может самостоятельно эстетически преобразовывать предмет, конструировать его (цвет, форму, величину, предназначение); отражать имеющиеся представления в преобразовательной деятельности.

Данный возраст позволяет развивать эстетическое восприятие; формировать эстетические представления, воображение, художественно-творческие способности, эстетические чувства (чувство формы и цвета); формировать стремление к улучшению и совершенствованию, оценочным суждениям.

Возраст пяти-шести лет характеризуется большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, поступков. На этом этапе у ребенка формируется эстетический опыт, приобретающий характер установки. Дети эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых чувства, эмоции, отношения доступны их восприятию и пониманию. Их творческие проявления осознаны, образы и средства выразительности продуманы и сознательно подобраны, продуктивная деятельность основывается на замысле.

Данный возраст характеризуется устойчивым стремлением детей к преобразованию предметов, самостоятельному поиску конструктивных решений (при выполнении заданий по условию и в соответствии с общим замыслом), коллективному преобразованию и созданию проекта преобразования, самостоятельному поиску способов преобразования (предвосхищения, прогнозирования, аналогии, изменения разных признаков, довоссоздания). При последовательном и планомерном построении образовательного процесса у дошкольников складывается интерес к эстетической деятельности, раскрывается способность к творческим и оригинальным решениям, к оценке замысла и его исполнения, к анализу процесса и результат своей деятельности, что позволяет их улучшить в дальнейшем. Дети способны оценить замысел в соответствии с тем, удалось или не удалось им выразить то, что задумано, получилось ли так, как хотелось.

Дети этого возраста способны к пониманию взаимозависимости рассматривания объектов действительности и качества изображения: чем тщательнее восприятие, чем оно разностороннее, тем точнее и правдивее можно изобразить предмет.

В процессе восприятия предметов и явлений у детей развиваются мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение), обеспечивающие развитие способности установления причинно-следственных связей, выявления существенных признаков, соотнесения с абстрактными понятиями (прекрасное, безобразное, доброе, злое и т. д.).

В работе А. А. Муратовой, И. С. Кузнецовой отмечается, что данный возраст отличает активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами; потребность в самостоятельном познании окружающего мира и формировании его эстетической картины. Психофизиологические возможности, имеющиеся у ребенка, обеспечивают интенсивность развития умственных, практических и художественных способностей [4].

В шесть-семь лет осуществляется активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными техниками, а также познание окружающего мира и формирование его эстетической картины. Психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития умственных, практических и художественных способностей.

Дети данного возраста активно проявляют стремление к преобразованию, способны на творческий подход к решению конструктивных задач, на самостоятельный замысел и его осуществление, самостоятельное создание коллективных объединений детей с целью преобразования, создания проекта преобразования, выбора способов преобразования в зависимости от задачи, замысла, плана, деятельности. Кругозор, уровень речевого развития позволяют давать аргументированную и развернутую оценку необходимого характера, доброжелательного и уважительного.

Таким образом, наиболее продуктивным для становления эстетического отношения к окружающему миру мы можем признать старший дошкольный возраст, образовательный процесс в котором строится с учетом возрастных возможностей:

‒ способности чувствовать, видеть, замечать прекрасное; данная способность требует формирования представлений об эстетических качествах объектов и явлений (цвете, форме, пропорциях, симметрии, ритме, целостности, звуке, движении и др.);

‒ способность испытывать положительные эмоциональные состояния, обогащающие эмоциональную жизнь, облагораживающие ее, стимулирующие к созданию собственных произведений, обеспечивающие осознание эстетических ценностей;

‒ творческие способности — предоставление возможности творческой деятельности, развитие соответствующих умений (изобразительных, исполнительских, конструкторских и др.) для создания эстетических ценностей в повседневной жизни, в окружающей среде;

‒ способность к эстетическому суждению, эстетическому оцениванию, формирование критериев эстетической оценки: красивого и безобразного, мастерства и небрежности, таланта и бесталанности, оригинальности /уникальности и обыденности.

Литература:

  1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. -464 с.
  2. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. — 144с.
  3. Муратова, А. А. Воспитание дошкольника красотой в творческой деятельности /А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко //Детский сад: теория и практика. — 2017. — № 4. — С.38–45.
  4. Муратова, А. А. Особенности становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру в дошкольной образовательной организации /А. А. Муратова, И. С. Кузнецова //Информация как двигатель научного прогресса: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Казань, 11 сентября 2017). — Стерлитамак: АМИ, 2017. — С.31–36.
  5. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» /под ред. И. Федосовой. — М.: Национальное образование, 2015. — 368 с.
  6. Пытьев, Ю. П. Основы теории возможностей. Методы оптимального оценивания и принятия решений //Вестник Московского университета. Серия 3, Физика. Астрономия. — 1997. — № 3 — С.3–7.
  7. Фельдштейн, Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29. 10. 2013) //Проблемы современного образования. — 2013. — № 5. — С.6–20.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, эстетическое отношение, дошкольный возраст, ребенок, способность, возраст, дошкольное образование, образовательный процесс, явление, активное усвоение.

Ключевые слова

дошкольный возраст, дошкольник, эстетическое отношение к окружающему миру, становление эстетического отношения, возрастные возможности

Похожие статьи

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Особенности формирования экологической культуры...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

ребенок, окружающая действительность, дошкольное образование, педагог, образовательный процесс, художественная деятельность, изобразительная деятельность, ранний возраст, дошкольный возраст, самый...

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад. Развитие гуманистической направленности отношения детей...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: усвоение экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая...

Похожие статьи

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Особенности формирования экологической культуры...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

ребенок, окружающая действительность, дошкольное образование, педагог, образовательный процесс, художественная деятельность, изобразительная деятельность, ранний возраст, дошкольный возраст, самый...

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад. Развитие гуманистической направленности отношения детей...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: усвоение экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая...