Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Капустина, Н. Н. Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) / Н. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13379/ (дата обращения: 04.05.2024).



В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В соответствии с ФГОС ДО активное вовлечение родителей в работу ДОУ является одним из приоритетов работы педагогических коллективов. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, быть активными участниками образовательного процесса, участниками проектов, а не просто сторонними наблюдателями.

В Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, должна быть направлена на повышение культуры педагогической грамотности семьи. При этом основным принципом взаимодействия является сотрудничество Организации с семьей.

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагогов. Вместе с тем данное направление остается для современного воспитателя наиболее сложным, в силу ряда обстоятельств: это и в отдельных случаях заранее негативный настрой некоторых мам и пап, тотальная занятость современных родителей, следовательно отсутствие свободного времени, повышенные требования к педагогам ДОУ, это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком, их повышенная тревожность в период адаптации, излишняя озабоченность родителей и многое другое. Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников — это довольно сложная задача даже для опытных педагогов. Для молодых педагогов первый неудачный опыт налаживания взаимоотношений с родителями, может стать причиной не только конфликтных ситуаций, формальной работы с родителями в будущем, но и причиной увольнения молодых сотрудников.

Именно поэтому особенно важен для молодого, начинающего педагога момент первоначального выстраивания отношений с родительским коллективом группы и каждым родителем, когда педагог должен действовать не по наитию, не ситуативно, не учась на своих ошибках, а по определённой, заранее подготовленной, продуманной схеме.

Работа воспитателя ДОУ отличается от работы педагогов других уровней образования высокой степенью интенсивности взаимодействия с родителями. Это кропотливый труд, требующий гибкости, терпения. Поэтому при подготовке молодого воспитателя важное значение имеет формирование компетенции выстраивания эффективного партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Основными задачами взаимодействия педагога ДОУ сродителями являются:

‒ Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

‒ Объединение усилий для развития и воспитания детей;

‒ Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

‒ Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

‒ Поддержание их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для выстраивания эффективного взаимодействия с родителями, направленного на реализацию ФГОС ДО очень важно для молодого специалиста обладать рядом компетенций в таких сферах как:

‒ психолого-педагогическая подготовленность;

‒ коммуникативная культура педагога;

‒ личностная психологическая готовности.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое взаимодействие педагога с родителями становится малоэффективным, а дидактическое общение и вовсе невозможно наладить.

Поэтому начинающий педагог для создания дружелюбного партнёрства между детский садом и семьей должен обладать рядом специальных компетенций в сфере взаимодействия с родителями:

‒ владеть приемами эффективного общения;

‒ знать этапы установления доверительно-деловых отношений;

‒ иметь представление об алгоритме разрешения конфликта;

‒ владеть технологией этической защиты, технологией пошагового продвижения к контакту и взаимопониманию;

‒ знать и уметь пользоваться приемами, которые помогут ему справляться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию.

У молодых специалистов при достаточном уровне психолого-педагогической подготовленности наблюдается низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к дифференцированному эффективному педагогическому общению, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Коммуникативные умения и навыки формируются и развиваются в раннем детстве, но существует много методик, позволяющих развить навыки продуктивного общения и у взрослых. Думаю, что при подготовке молодых специалистов развитию коммуникативных умений следует уделять особое внимание.

И в заключении приведу портрет педагога, созданный нашим педагогическим коллективом, как некий образ, к которому мы стремимся во взаимодействии с родителями, который будет полезен и молодым специалистам при формировании компетенций в данной сфере:

Портрет педагога ДОО всфере взаимодействия сродителями

‒ Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями, умеет преодолевать барьеры в общении;

‒ Обладает развитыми коммуникативными навыками;

‒ Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

‒ Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

‒ Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

‒ В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

‒ Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

‒ Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

‒ Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

‒ Эмоционально уравновешен в общении с родителями, подает пример воспитанности и такта.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет педагога, психолого-педагогическая подготовленность, родитель воспитанников, семья.

Похожие статьи

родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет...

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО... родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет педагога, психолого-педагогическая подготовленность, родитель воспитанников, семья.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родительпедагогребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Говоря о психолого-педагогическом просвещении родителей, важно отметить два уровня этого процесса: ‒ теоретический, т. е. ознакомление с возрастными особенностями детей; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье и т. п.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Результат повышения психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам гендерного воспитания и развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Похожие статьи

родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет...

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО... родитель, воспитание детей, начинающий педагог, портрет педагога, психолого-педагогическая подготовленность, родитель воспитанников, семья.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родительпедагогребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Говоря о психолого-педагогическом просвещении родителей, важно отметить два уровня этого процесса: ‒ теоретический, т. е. ознакомление с возрастными особенностями детей; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье и т. п.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Результат повышения психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам гендерного воспитания и развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.