Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучина, А. И. Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / А. И. Кучина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13352/ (дата обращения: 04.05.2024).



Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений письменной речи. [3]

За основу были взяты работы таких основоположников как А. Н. Корнева и А. В. Лагутина; теория развития высших психических функций JI. C. Выготского; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей P. E. Левиной.

Нами были использованы следующие методы исследования: констатирующий эксперимент, анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение, при обработке результатов исследования применялись количественный и качественный анализ полученных данных экспериментального исследования, математические методы обработки результатов исследования в виде графического представления данных.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня. Для решения поставленной цели нами были выбраны следующие базы исследования: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска», МБДОУ ДС № 244 г. Челябинска.

Были изучены протоколы психолого-медико-педагогической комиссии детей старшего дошкольного возраста и отобраны те дети, которые имеют заключение: ОНР 3 уровня, у ребенка с дизартрией; ОНР 3 уровня у ребенка со стертой формой дизартрии. В исследовании приняло участие 7 детей пяти-шести летнего возраста. Из этих детей была сформирована экспериментальная группа.

На базе МБДОУ ДС № 244 г. Челябинска были отобраны дети, речевое развитие которых соответствует возрасту. В исследовании приняло участие 7 детей пяти-шести летнего возраста. Эти дети вошли в состав контрольной группы.

Для выявления особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня нами были взяты две методики:

1. Тестовая методика Фотековой Т. А., адаптированная к дошкольному возрасту. [2]

2. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А.) [1]

Далее представим результаты проведённого обследования состояния устной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня экспериментальной группы.

Обследование состояния звукопроизношения показало, что у детей имеются нарушения произношения звуков. Мы наблюдаем нарушения таких групп звуков, как свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (л, л', р, р'). В ходе обследования были выявлены следующие формы нарушения звуков:

искаженное произношение звука (например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка);

– отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его (например: коова — корова),

– замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (например: колова — корова).

Обследование состояния фонематического слуха, позволяет сделать вывод, что фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Так, например, дети не сразу распознавали слова: усы — уши, цапля — сабля, корка — горка и другие. В случае с повтором слоговой дорожки имели место следующие ошибки: перестановки слогов (ка — ка — га, вместо ка — га — ка), замена слогов (па — па вместо па — ба) и пропуски (га — га вместо га — ка — га).

При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов у детей вызывали трудности задания такого типа, как назови первый и последний звук, и только когда, логопед утрированно выделяет звук в слове, ребёнок может его определить. Также имели место ошибки, когда дети определяют количество слогов в слове, например, в слове карандаш могли определить два слога. Итак, мы можем сделать вывод, что состояние звукового анализа и синтеза слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня находится на низком уровне.

При обследовании состояния слоговой структуры слова, мы наблюдали нарушения в четырехсложных словах из открытых слогов, а также трехсложных словах с закрытым слогом. А именно, сокращение количества слогов, например, в слове, помидоры — падоы, искажения структуры отдельного слога, например, в словах капуста — капута, многоэтажный — мооэтажный.

По результатам обследования состояния словарного запаса, мы пришли к выводу, что нарушения лексики проявляются в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, отсутствии обобщающих понятий. А именно, дети могли совсем не называть предмета (например, это были такие предметы, как чашка, чайник, кроссовки, свекла, лимон). Также имели место лексические ошибки, например, футболку называли рубашкой, стул — скамейкой, картинку лося называли оленем, козел — бараш, шкаф — полка. В некоторых случаях вместо обозначения объекта одним словом дается словесное описание, например, стул — мошно сесьть, как дома; лиса — может скушать ам; корова — моша мооко. Были трудности в назывании формы предмета и действий.

По данным обследования мы видим, что своеобразие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проявляется в следующем:

  1. Ошибки в использовании предлогов — замена предлогов (ябоко упао с деева — яблоко упало из дерева).
  2. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (окны — окна, домы — дома), при употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных (много карандашов — много карандашей).
  3. Часто дети при употреблении словосочетаний числительных два и пять с существительными образовывали существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например, вместо словосочетания пять домов говорили пять домиков, также были ошибки в окончании слов (пять кошки — пять кошек, пять куклы — пять кукол).

Далее представим результаты проведённого обследования состояния невербальных психических функций. Так, пробы на динамический праксис выявили трудности пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения; кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость), упрощение программы в динамическом праксисе. Пробы на предметный и акустический гнозис показали следующие ошибки: ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, несформированность акустического гнозиса, слабость акустического внимания. Тесты на слухоречевую и зрительную память также были выполнены на низком уровне. А именно были выявлены: низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания; не запоминание последовательности элементов; не запоминание смысловых элементов текста. Также тест корректурная проба показал, что нарушена концентрация внимания.

Также нами было проведено обследование контрольной группы, которое включало идентичные методики обследования состояния устной речи и обследования состояния невербальных психических функций.

Далее представим сравнительный анализ результатов проведенных обследований двух групп — экспериментальной и контрольной (Рис. 1).

Рис. 1. Средний показатель по каждому направлению обследования в экспериментальной и контрольной группах (сравнительный анализ)

На рисунке 1 мы видим, что состояние звукопроизношения экспериментальной группы в процентном соотношении составляет 63,3 %, когда у детей контрольной группы — 96,6 %, состояние фонематического слуха экспериментальной группы — 66,1 %, у детей контрольной группы — 97,4 %, звуковой анализ и синтез имеет следующие показатели (экспериментальная и контрольная группа соответственно): 25,4 % — 78,5 %, слоговая структура слова: 84 % — 100 %, словарный запас: 70,8 % — 98,1 %, грамматический строй речи: 52,1 % — 98,1 %, невербальные психические функции: 46,6 % — 78,9 %.

Таким образом, мы наблюдаем у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня значительное отставание всех компонентов функционального базиса письменной речи, что говорит нам о необходимости профилактики таких нарушений.

В дальнейшем мы предполагаем, разработать модель предупреждения нарушений письменной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е.Соболева. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.
  2. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2002. — 352 с.
  3. Шереметьева Е. В. Особенности психофизиологических предпосылок речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста / Е. В. Шереметьева, А. С. Базикова // Материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012–2013 учебный год. — 2013. — С. 91–95.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, письменная речь, III, контрольная группа, обследование состояния, уровень, функциональный базис, экспериментальная группа, звуковой анализ, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, группа.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Похожие статьи

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, группа.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.