Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучина, А. И. Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / А. И. Кучина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13350/ (дата обращения: 04.05.2024).



Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют недостаточное или дисгармоничное формирование ряда психических функций, которые необходимы им для полноценного речевого поведения и перехода на новый уровень речевого и интеллектуального развития — овладения письменной речью. Ведь полноценное формирование и взаимодействие сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи — это залог успешности процесса подготовки детей к овладению письменной речью, а следовательно, избежание появления у детей нарушений письменной речи.

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация.

Функциональный базис письменной речи — это психофизиологическая основа, на которой формируется чтение и письмо.

В XIX веке ученые С. Вернике и Л. Лихтгейм, рассматривали письменную речь как оптико-моторный акт. Современные исследователи письменной речи указывают на связь не только с незрелостью зрительно-пространственных представлений и расстройствами ориентировки в пространстве, но и с нарушениями устной речи. [5]

Проанализируем работы основоположников данной проблемы и современные подходы к рассмотрению компонентов функционального базиса письма.

Р. Е. Левина отмечает, что формирование письменной речи связано с развитием таких компонентов устной речи, как, фонетико-фонематическая сторона речи и лексико-грамматический строй речи. [4]

По мнению А. Н. Корнева, функциональный базис письма — это многоуровневая система, включающая наиболее сложные навыки и функции, при этом у навыков письма и чтения психологическая основа незначительно отличается. В своих работах он отмечает, что устная речь — это один из главных компонентов в психологическом базисе письма. Также, по его мнению, в состав функционального базиса письма, следует отнести не только развитость языковых компонентов речи, но и особенности зрительно-пространственной ориентировки, а также состояние изобразительно-графических способностей и другое. Предпосылки функционального базиса письма формируются и развиваются к старшему дошкольному возрасту.

Также А. Н. Корнев выделяет 3 уровня функционального состава письменной речи:

I уровень — это навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки.

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

III уровень — это интеллектуальное развитие; развитие приобретённых рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие мелкой моторики. [1]

Взаимодействие всех этих компонентов учитывала в своей работе А. В. Лагутина. [2]

Исходя из этого, можно выделить основные компоненты письменной речи. Рассмотрим их подробнее.

Первый компонент — фонетический строй речи — определяется необходимостью воспроизведения правильной артикуляции для точного обозначения на письме всех звуков русского языка.

Второй компонент — фонематический строй речи — в соответствии с фонематическим восприятием обозначение букв соответствует тем фонемам, которые слышны в слове.

По мнению А. Н. Корнева, развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

– Дофонетическая стадия. Для неё характерно недоступность процессов дифференциации звуков речи, осознание речи, а также активных речевых возможностей.

– Начальная стадия овладения восприятием фонем. Характерной чертой этой стадии является отличие акустически наиболее контрастных фонем и отсутствие различий между близкими по дифференциации признаками.

– Третья стадия. На этой стадии дети слышат звуки в соответствии с их фонематическими особенностями, доступно различение между правильным и неправильным звукопроизношением.

– Завершение развития фонематического восприятия. Для детей, на этой стадии, характерно правильное восприятие и произношение звуков.

– Четвёртая стадия. Здесь характерно осознание звуковой стороны слова и компонентов, из которых она состоит. [1]

Третий компонент — языковой анализ и синтез, то есть умение обратить внимание на один элемент из целого или соединить несколько элементов в целое. Выделено три типа анализа устной речи, в соответствии с онтогенезом: анализ слов в предложении, анализ и синтез слогов, звуковой анализ и синтез слов.

Р. И. Лалаева считает, что звуковой анализ и синтез слов включает ряд операций, характеризующий уровень сформированности этого психического процесса:

  1. Вычленение звука на фоне слова.
  2. Выделение звука в начале и в конце слова.
  3. Формы сложного звукового анализа (обозначение количества, расстановка звуков в слове и определение места звука в слове). [3]

Четвёртый компонент — лексический строй речи — связан с необходимостью сформированности словарного запаса, который играет важную роль на этапе образования смысловых элементов письменной речи.

Итак, перед тем как приступить к занятиям по обучению грамоте у детей должны сформироваться: все части речи; все процессы словообразования, дети должны уметь называть группу предметов обобщающим словом.

Пятый компонент — грамматический строй речи — предполагает, что грамматика делится на два значительных раздела: морфологию, которая подразумевает законы изменения слов и синтаксис, в котором рассматриваются законы сочетания слов в предложении.

К началу обучения грамоте у ребёнка должны сформироваться такие представления как: число, род и падеж существительных.

В вышеперечисленный перечень следует включить ещё один компонент — просодический строй речи — это сложный комплекс элементов, включающий темп, ритм, паузы, логическое ударение, они важны для становления выразительного чтения и усвоения пунктуации при формировании письменной речи.

Исходя из вышесказанного, нами был сделан вывод, что расстройство письменной речи тесно связано с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи.

Нейропсихологические исследования, а также исследования в области патопсихологии показали, что компонентами функционального базиса письменной речи являются: зрелость зрительно-пространственных представлений, развитость слухо-моторных и оптико-моторных координаций, сформированность общей моторики и процесса внимания, а также целенаправленность деятельности, процесс саморегуляции и самоконтроль за действиями. [5]

Е. В. Шереметьева, Э. А. Богатырева, И. В. Зуева в совместной статье приходят к выводу, что зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез — это основа для написания подлежащих оптических знаков, то есть букв нужного графического начертания. Это основа для восприятия формы, величины предмета; для умения выделять отдельные элементы из целого или умения объединять отдельные элементы в целое.

Различение человеком пространства — развивается на основе восприятия человеком собственного тела. Только после сформированности восприятия схемы тела идёт становление ориентировки по отношению к предметам, в пространстве листа, в пространстве буквы.

Сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. [6]

Необходима также сформированность всех высших психических функций — внимание, память, восприятие, эмоционально-волевые процессы, регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения. Так же важное значение имеет формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. Б. Г. Ананьев отмечает, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма. [3]

Мы приходим к выводу: если к началу обучения у ребенка не сформированы все компоненты письменной речи, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

Таким образом, мы рассмотрели функциональный базис письменной речи, который должен быть сформирован, для нормального развития письменной речи у ребёнка. Если какой-то компонент (компоненты) нарушен (ы), то можно говорить о риске нарушений письменной речи.

Литература:

  1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2003 — С. 103.
  2. Лагутина А. В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи / А. В. Лагутина // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 48.
  3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. — М.: Владос, 2004. — С. 112–129.
  4. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — М., 1961. — С. 87.
  5. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — М.: Юристъ, 1997. — С. 135.
  6. Шереметьева Е. В. Состояние базовых компонентов усвоения основных школьных умений и навыков учениками подготовительного и первого класса школы V вида / Е. В. Шереметьева, Э. А. Богатырева, И. В. Зуева // Материалы Четвертой международной конференции Российской ассоциации дислексии. — 2009. — С. 136–140.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, компонент, устная речь, III, функциональный базис письма, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный...

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово, звуковой анализ, письмо, нарушение, ранний возраст, внутренняя речь.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Особенности состояния функционального базиса письменной...

ребенок, письменная речь, III, контрольная группа, обследование состояния, уровень, функциональный базис, экспериментальная группа, звуковой анализ, старший дошкольный возраст.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи... Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй.

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями...

При недоразвитии устной речи специфические нарушения письма и чтения возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков.

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа. Формирование произносительной стороны речи посредством...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Такая способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Формирование фонематического восприятия как залог...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Похожие статьи

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный...

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово, звуковой анализ, письмо, нарушение, ранний возраст, внутренняя речь.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Особенности состояния функционального базиса письменной...

ребенок, письменная речь, III, контрольная группа, обследование состояния, уровень, функциональный базис, экспериментальная группа, звуковой анализ, старший дошкольный возраст.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Особенности состояния функционального базиса письменной речи... Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй.

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями...

При недоразвитии устной речи специфические нарушения письма и чтения возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков.

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа. Формирование произносительной стороны речи посредством...

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Такая способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Формирование фонематического восприятия как залог...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...